Архив за месяц: Февраль 2014

Советы музыкального руководителя.

«Пальчиковые игры или «Рассказываем стихи руками»

Важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук: у него улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. Движения рук построены на зрительно-игровой основе. У дошкольников цепкая автоматическая память, запомнить небольшой текст для них не представляет особого труда. Зато потом услышанные слова могут вызвать нужные двигательные ассоциации, и наоборот – жест побуждает к самостоятельному произнесению ребенком соответствующих стихов. Попробуйте напомнить уже подросшему ребенку потешку «Сорока» и он обязательно начнет выполнять движения руками. Одно условие необходимо соблюдать – пальчиковые игры должны выполняться ребенком без затруднения и приносить ему только радость.

Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А неумение ребенком распознать пальцы – признак будущих трудностей с чтением и письмом. Тест на распознавание пальцев поможет оценить функционирование теменно-затылочных отделов коры головного мозга. Сядьте за стол напротив ребенка, попросите его протянуть руку, закройте ладонь и пальцы своей рукой. Другой рукой дотрагивайтесь до пальцев его протянутой руки. Попросите вытянуть на другой руке тот палец, который вы трогаете. Какой результат? В норме: трехлетние дети правильно определяют большой палец, пятилетние – большой и мизинец, шестилетние – большой, маленький и указательный.

Пальчиковые игры вырабатывают у детей способность мобилизовываться, сосредотачиваться и расслабляться. Игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой маленький театр, где актеры – это пальчики ребят.

Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. Повышается уровень организации мышления ребенка. С помощью пальчиковых игр можно одновременно готовить детей и к письму, и к чтению. Они стимулируют обучение, способствуют его успешности. Ведь для дошкольника учение всегда должно быть игрой.

Прежде чем выполнять игру с пальчиками можно включить музыку, которая нравится ребенку. Это снимет психическое напряжение, успокоит. Слушая музыку, сделайте ребенку массаж рук. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев и ладоней, что в свою очередь, помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, в письме. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает память и речь.

Если каждый день заниматься пальчиковыми играми, то результат обязательно будет положительным. Будет совершенствоваться память. Легче будет проходить усвоение будущими школьниками навыков письма.

Пальчики

Раз, два, три, четыре, пять,   (сжимать и разжимать кулачок)  вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять, в домик спрятались опять (сжать кулачок).  Ч-ч-ч-ч!                                            (приставить палец к губам)

Салат

Мы капусту рубим-рубим,                                      (рубить ладонями по колену)

Мы капусту трем-трем,                                           (тереть кулачками друг о друга)

Мы капусту солим-солим,                                      (мелко перебирать пальцами)

Мы капусту мнем-мнем.                                         (разминать колени)

Вот какой у нас салат,                                             (протянуть ладони вперед)

Витаминами богат!                                                  (погладить живот)

Мы играем

Мы играем, мы играем,                                           (хлопать в ладоши)

По ладошке побежим.                                             (бегать пальчиками по ладошкам)

Если пальчики устанут, кулачком постучим        (стучать кулачком по ладони)

Если кулачок устанет, то ладошкой постучим.    (хлопать ладошкой по ладони)

Прятки

В прятки пальчики играли  (сжимать и разжимать кулачки) И головки убирали, разбежались кто куда, не найти их никогда  (спрятать ручки за спиной).

Дудочка

Мы не пишем, не читаем                                         (сжимать и разжимать кулачки)

А на дудочке играем.                                               (имитировать игру на дудочке)

Приходите в гости к нам,                                        (хлопки в ладоши)

Мы еще попляшем вам                                            (притопы)

Замок

На дверях висит замок (сложить руки в «замок») кто его открыть бы смог? Мы замочек повертели, (крутить, не размыкая) мы замочек покрутили, постучали, (стучать основаниями ладоней о колено) и открыли! (развести руки в стороны).

Зайчишка

Зайчишка-трусишка (сгибать указательный и средний палец) по полю скакал (скакать пальцами правой руки по левой), в огород забежал, (пальцы обеих рук на макушке) капусту нашел, (массировать пальцами макушку) морковку нашел, (массировать пальцами лоб) сидит, грызет. (массировать уши) Ой кто-то  идет! (спрятать кисти рук под мышки).

Музыкальный руководитель Ивановская Н.А.

МКДОУ №42 “Материнская школа”

13.11.2013г.

                                     Консультация для родителей

Музыкальные инструменты своими руками

Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты. Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребенком дома из подручных материалов. Так малыш заодно приобретет полезные навыки ручного труда.

*Ненужные небольшие коробочки (из-под духов, киндер – сюрприза,  мороженого, бутылочки из – под шампуни,  шкатулочки и др.) наполните различными сыпучими веществами: горохом, чечевицей, песком, бусинками. Закройте коробочку, заклейте скотчем, а поверх этого – разноцветной бумагой или старыми открытками. Так у вас получатся маракасы – погремушки.

*Собирайте жестяные крышечки от бутылок. Для изготовления румбы понадобяться 12 крышечек с отверстиями посередине. Найдите небольшой (15 – 16 см)  деревянный стержень 3 – 4 см в диаметре (именно этот размер удобен для детской руки). Крышечки парами нанизывают на гвоздь «спинками» друг к другу и прибивают к палочке, но не до конца, чтобы крышечки могли стукаться друг о друга, издавая звук. Потрясите новый инструмент – теперь на нем можно аккомпанировать веселым мелодиям или передавать различные явления природы.

*Отрежьте верх от пластиковой бутылки. Подуйте в нее – и услышите завывания вьюги.

*Если провести пальцем по поверхности надутого воздушного шарика, можно услышать оригинальный звук.

*В доме всегда есть ненужные пуговицы. Возьмите старую варежку и расшейте ее пуговицами. Теперь наденьте ее и постучите пальцами об основание ладони. Вот и готов еще один музыкальный инструмент – ну чем не испанские кастаньеты!

*Возьмите расческу, оберните ее зубья папиросной бумагой и подуйте. Очень похоже на губную гармонику, не правда ли?

*Если постучать деревянными кубиками друг о друга, получится простой, но достаточно громкий музыкальный инструмент.  

         Простейшие шумовые инструменты, сделанные детьми с помощью взрослых из всего,  что они могут найти и приспособить, помогут понять им, откуда и как рождается звук, а вместе с ним элементарная музыка.

Музыкальный руководитель Свидлова Л.Е.

МКДОУ №42 “Материнская школа”

17.02.2014г.

 

 

 

 

 

Советы учителя-дефектолога

Читайте с удовольствием!

В каком возрасте детям нужно учить буквы? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Мы считаем, что запоминать буквы дошкольники могут и в год, и в пять лет, лишь бы им это нравилось. Методик обучения чтению очень много. Попробуйте разные и выберите то, что понравится вам и вашему ребёнку. Мы расскажем, как учили буквы наши дети. 

Самый простой способ — повесить на стену азбуку, обыкновенный плакат с буквами и картинками. И для начала выучить первую букву имени малыша, «мамину» и «папину» буквы. Как показывает опыт, буквы, с которыми у ребёнка ассоциируется что-то важное, учатся легче всего. Можно к остальным буквам подобрать собственные иллюстрации: фотографии бабушки, дедушки, лучшего друга, любимых игрушек. Время от времени подходите с одной из игрушек к азбуке, пусть игрушка показывает малышу «свою» букву или, наоборот, спрашивает его, сможет ли он эту букву отыскать. 

Точно так же можно найти яркую, богато иллюстрированную азбуку и перелистывать её с малышом. Рассматривайте буквы и картинки, отыскивая предметы, название которых начинается на нужную букву, подбирая подходящие имена персонажам на рисунках. Не ругайте ребёнка, если он плохо запоминает буквы — если у малыша с азбукой будут связаны положительные эмоции, он будет охотнее брать в руки эту книжку. 

Слепите вместе буквы из пластилина, украшая крупой или бусинками, вырезайте их из бумаги, раскрашивайте, украшайте узорами. Сделайте таким образом собственную азбуку и выберите самые красивые буквы. 

Если ребёнок любит играть в кубики, постройте домики, поселите в них игрушки и рядом с каждым домом поставьте кубик с первой буквой имени жильца или выкладывайте из кубиков имя зверюшки полностью. 

Помогает выучить буквы лото, а если его нет, можно на бумажную азбуку выкладывать буквы азбуки магнитной, пластмассовой или просто кубики с буквами. 

Одно из самых увлекательных занятий — лепить печенье в виде букв. Детям очень нравится возиться с тестом рядом с мамой. Повторяйте буквы, пока вы их лепите. А из готового печенья на тарелке сложите имена и другие слова. 

Итак, ваш ребёнок знает несколько букв. Не ждите, пока он выучит весь алфавит — начинайте ненавязчиво, играя, складывать из букв слоги и слова. Например, напечатайте на листе крупно короткое слово, пусть ребёнок выкладывает его из кубиков с буквами. Если ребёнок легко справляется с этим заданием, напишите слово длиннее: «Какой ты молодец! А с этим словом справишься? Как быстро ты найдёшь нужные кубики?» 

Очень хороший помощник — кубики Зайцева. Пропевайте склады, составляйте из них слова по образцу. Читайте по очереди: вы составляете для малыша короткое слово из знакомых букв, он его читает. Затем он для вас выкладывает кубики — прочесть длинное заковыристое «слово», составленное ребёнком, не так просто. Если вы будете делать это с выражением, меняя интонации так, чтобы эта абракадабра звучала смешно, малыш будет стараться правильно прочесть предложенное вами слово, чтобы в ответ поскорее выложить своё. При этом требуйте, чтобы все буквы в этом «слове» стояли правильно, не вверх ногами: «Знаешь, я не могу это прочитать — некоторые буквы узнать не могу. Поставь их правильно». 

Многие дети легко учат буквы, но неохотно читают. Давайте им задания по силам, находите стимулы: «Прочитай вот эти четыре слова, они совсем коротенькие, и можешь посмотреть телевизор. Поторопись — твой любимый мультфильм уже скоро начнётся». Или так: «Ты читаешь два первых предложения на этой странице, а потом я прочитаю весь рассказ про Незнайку…» 

Слова и короткие предложения вы найдёте в той же азбуке. Или можете написать их сами крупно печатными буквами на листочке: «Прочитай, что здесь написано, и узнаешь, куда мы пойдём в выходные». Пусть ребёнок читает короткие стихотворения, если в них встречаются трудные длинные слова, помогайте ему. 

Не старайтесь тратить много времени на обучение, просто занимайтесь с малышом регулярно, лучше понемногу, но каждый день. Так он будет меньше уставать и охотнее читать. Хвалите его, не ругайте за ошибки, просто весело или спокойно исправляйте их. И читайте ребёнку как можно больше хороших, интересных книг. И однажды увидите, как он сам, без вашей просьбы, взял в руки книгу и начал читать… 

 Учитель-дефектолог МКДОУ № 42 Кузьминова Э.Ю.

15.06. 2014г.

Как помочь будущему первокласснику.

 Очень часто первоклассники имеют проблемы в овладении теми или иными навыками учебной деятельности. В первом классе выясняется:

– ребёнок не может сидеть за партой и работать в течение  40-45 минут;

– не выполняет задания логического плана;

– не владеет связной речью;

– не умеет читать и решать задачи;

– при письме быстро устаёт рука, не видит строчку, зеркально пишет буквы;

– испытывает трудности в овладении навыками чтения, нет понимания прочитанного;

– не может сам готовить уроки, собирать портфель и т.д.

К сожалению, очень часто родители начинают дёргать и винить ребёнка в его не сообразительности. На самом деле, чтобы понять причины возникших проблем в учёбе надо обратится к периоду внутриутробного, раннего и дошкольного развития ребёнка. 

На что надо обратить внимание молодым родителям:

– как протекали беременность и роды (была ли какая-нибудь патология, наследственность, заболевание и вредные привычки родителей);

– сколько баллов по шкале АПГАРА (норма 9-10 даётся в первые минуты жизни);

– соответствует ли норме появление гуления, лепета, первых слов, первых зубов, во сколько месяцев ребёнок начал держать головку, сел, пошёл;

Отставание развития ребёнка по этим показателям является поводом обратиться к детскому невропатологу. Практика показывает, что лечение проведённое до года значительно снижает тяжёлые проявления в нарушении развития детей, а в лёгких случаях полностью их исключает.

К двум годам словарь ребёнка должен насчитывать примерно 300 слов. В это время ребёнок активно пользуется предложениями, фразы становятся всё более длинными и сложными. Темп развития речи детей разный, но если к 2,5-3 годам ребёнок не начал говорить, а к 4,5 годам не исчезли все возрастные неправильности речи, то следует обратиться к специалистам  за консультацией, возможно у ребёнка есть задержка речевого развития.

Также необходимо обращать внимание на овладение детьми сенсорными эталонами. К двум годам ребёнок должен различать цвет, форму и величину предметов. К 3-4 – м годам называть геометрические фигуры, основные цвета, употреблять слова большой – маленький. 

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. К двум годам дети используют в игре действия, которые наблюдают в повседневной жизни взрослых (кормят, лечат, ходят в магазин и т.д.), недостающие для игры предметы заменяют на то, что находится под руками (палочка вместо градусника или ложки). Четырёхлетние дети умеют развивать несложный сюжет, активно берут на себя роли и ведут их до конца игры. Расцвет творческой игры у детей в 5-6 лет, сюжет сложный, постоянно развивающийся с элементами фантазий. Игра может длиться с перерывами от нескольких часов до нескольких дней. 

Состояние психических процессов очень легко определить наблюдая за тем, как ребёнок владеет навыками самообслуживания. Сразу приступает к процессу одевания и раздевания (внимание, целеноправленная деятельность), долго сидит или топчится в прихожей отвлекается на посторонние предметы. Аккуратно складывает вещи или разбрасывает их. Знает последовательность одевания (память), правильно обувается, не путает правую-левую сторону, правильно одевает колготки (пространственно восприятие). Может ли застёгивать пуговицы, завязывать шнурки (мелкая моторика). К трём годам ребёнок должен владеть навыками самообслуживания с помощью взрослого, а с 4-х лет всё выполнять самостоятельно без посторонней помощи. 

В дошкольный период активно развивается ловкость выносливость мелких мышц рук, определяется ведущая рука, которую необходимо готовить к письму. Обратите внимание, как ребёнок держит карандаш:

– сильно его сжимает, линии толстые, карандаш часто ломается (повышенный мышечный тонус) или карандаш вываливается из рук, линии еле заметные (слабый мышечный тонус). В этих случаях необходимы специальные упражнения.

Несмотря на то, что всем нам природой даётся разный темперамент одним из показателей нормального развития детей является умение сосредотачиваться и воспринимать окружающие процессы. Если для развития двухлетнего ребёнка достаточно кратковременного восприятия 5-10 минут, то с возрастом этот промежуток постоянно увеличивается. К 7 годам он должен составлять 40-45 минут, т.е. длительность урока в течение которого ребёнок должен не просто сидеть за партой, но и активно воспринимать, думать и усваивать учебный материал. Поэтому если у ребёнка проявляются несоответствия с нормой некоторых из перечисленных показателей необходимо обратиться к следующим специалистам: учителю-логопеду, учителю – дефектологу, детскому невропатологу и психиатру.

В нашем городе отделом дошкольного образования хорошо налажена система профилактических осмотров детей в дошкольных учреждениях. Если ребёнку выписано направление, значит специалист увидел проблемы, которые не заметили родители, поэтому обязательно надо посетить ПМПК и не в коем случае не отказываться от предложенного специализированного учреждения. Надо помнить, что помощь ребёнку должна быть оказана своевременно, чтобы учёба была более успешной.

                                                                                                учитель-дефектолог Шевченко Л.В.

                                                                                                 МКДОУ №42 “Материнская школа”

 

Советы учителя-дефектолога

Как общаться с ребенком, имеющим нарушения в развитии.

Все дети капризничают и плачут. При этом они ведут себя по-разному: одни плачут тихо, безнадежно, другие – искусственно, неискренне, третьи –  вызывающе, истерично.

 

Детская истерика – это способ влияния на окружающих. Ребенок может топать ногами, кричать – словом, всячески привлекать к себе внимание, но эти слезы предназначаются публике.

Демонстративное поведение происходит при большом появлении людей. Ребенок сквозь слезы и крик следит за реакцией родителей и реакцией окружающих людей. Истерика ребенка – это способ получить желаемое, поставить родителей в неловкое положение. Реагировать на детскую истерику можно по-разному. Однако, нельзя оставлять ее без внимания.

v Не относитесь к слезам ребенка безразлично, даже если внешне приходится соблюдать невозмутимое спокойствие.

Дети с нарушением в развитии часто впадают в истерику от беспомощности, невозможности справляться с каким-то действием.

v Помните: если ребенок часто плачет, капризничает, раздражен – это сигнал неблагополучия в его отношениях со взрослыми в какой-то значимой для него сфере.

v Постарайтесь проанализировать, почему ребенок так себя ведет, не торопитесь наказывать, одергивать малыша, разберитесь в создавшейся ситуации.

Причинами детской истерики могут стать:

  • отказ взрослых выполнить желание ребенка;
  • противоречивые требования взрослых;
  • усталость или нервное перевозбуждение;
  • эмоциональное переутомление;
  • подражание другим детям;
  • многочасовое сидение  у экрана телевизора;
  • увлечение компьютерными играми;
  • чувства одиночества.

Обязательно постарайтесь понять причину истерики ребенка.  

v Больше общайтесь со своим малышом. Возможно, ему не хватает вашего внимания.

v Чтобы понимать своего ребенка и избежать его истерик, чаще беседуйте с ним о его настроении, интересах и обязанностях.

v Передавайте ребенку свою радостную, положительную энергетику.

v Организуйте предметно-игровые действия, привлекательные для ребенка, с использованием мимики, жестов, слов, картинок и предметов.

При общении с ребенком старайтесь соблюдать правила хорошего тона:

 

  • разговаривайте с малышом ровным, спокойным, уравновешенным тоном;
  • при разговоре смотрите ребенку в глаза;
  • не перебивайте малыша на полуслове, постарайтесь быть внимательным, заинтересованным слушателем;
  • не разглашайте детские секреты, которые ребенок вам доверяет.

 

Обращайте внимание ребенка на правильность произношения звуков и слов при разговоре, контролируйте процесс речевого общения, постепенно побуждайте ребенка к речевой деятельности.

Только при систематичном общении с ребенком можно  получить положительный результат: научить его правильно произносить звуки, определенные слова, фразы, а в дальнейшем пользоваться речью.

 Учитель-дефектолог Ступакова Л.В.

МКДОУ №42 “Материнская школа”

07.02.2014г.