Архив за месяц: Апрель 2014

Советы воспитателя

Родительское собрание

Тема: ” Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста “.

                             

Подготовка к собранию.

1. Оформляются красочные пригласительные билеты для каждого родителя.

2. В уголке ” Для вас, родители “помещаются тексты народных примет, пословиц и поговорок о природе.

3. На занятии вместе с детьми готовим книжки ” Загадки о природе”, с рисунками детей, в подарок родителям.

4. Снимаем фильм на тему “Отношение детей нашей группы к природе, домашним животным, растениям “.

5. Зал украшаем сюжетными картинками о природе.

6. Столы стоят полукругом, так, чтобы все видели друг друга, на столах контурные изображения деревьев, наборы цветных карандашей, фломастеры.

План собрания.

 Ведущий (педагог ) В старину был такой обычай: пришедшему в дом жениху давали кошку. Если он гладил животное, играл с ним- добрый человек пришел; если обходился грубо- настораживались, так как по отношению к животному судят и об отношении к людям.

    Познание ребенком природы затрагивает не только область ума, но и область нравственных чувств. Поэтому, сообщая детям знания о животном и растительном мире, взрослые одновременно сообщают им и правила поведения в природе.

     Человек, не видящий красоты природы, хуже, чем слепой: у него слепота души. А от того, у кого слепа душа, не жди доброты или честности, преданности или мужества. Нужно ли говорить о том, насколько остро стоит вопрос о воспитании в детях бережного отношения к окружающему миру?

      Мы должны с малых лет воспитывать в детях четкое понимание: человек- часть природы. Не будет зелени, животных- и ему не жить на Земле. И наоборот: чем богаче мир вокруг, тем лучше человеку будет жить в этом мире.

1- е задание. Конкурс ” А как у вас? ” Родители отвечают на вопросы.

1. Есть ли у вас дома животные, растения? Принимает ли ребенок участие в уходе за ними? Знает ли он, как надо ухаживать за домашними животными, растениями?

2. Трудится ли ребенок в огороде, саду? Как он это делает: с радостью или неохотно, равнодушно?

3. Есть ли дома детские книги о природе? Назовите их. Любит ли ребенок смотреть передачи о природе по телевизору?

4. Знает ли он что – нибудь об охране природы? Например, какие растения подлежат защите? (Ландыш, купавница, колокольчик и другие ).

5. Как вы считаете, для чего надо прививать любовь к природе с раннего детства?

Выбранное жюри подводит итоги беседы.

2- е задание. Просмотр фильма” Отношение детей нашей группы к природе, домашним животным растениям”.

3- е задание. Решение родителями педагогических задач.

  1. Пока мама разговаривала со своей знакомой, ребенок вырвал из клумбы цветы. Она возмущена, сгребает ребенка в охапку и ” выдает” ему изрядную порцию шлепков. Ребенок плачет.

Проанализируйте поведение ребенка и реакцию матери: соответствует ли реакция матери поступку ребенка? Считаете ли вы поступок ребенка преднамеренным? Обоснуйте свое мнение.

2. Лида принесла со двора несколько веток тополя, чтобы поставить их в вазу и понаблюдать, как из почек появятся листочки.

    – Мама, посмотри, что я принесла! – торопится поделиться дочь своей радостью,- И у Нины, и у Леши тоже есть веточки.

    – Откуда взяли? Наверное ломали сами? Как вас только в милицию не забрали! Радость исчезает с лица девочки, сколько обиды в глазах! Она пытается разуверить маму:

    – Да нет же, нет! Мы не ломали сами. Это нам дали рабочие, которые подрезали деревья.

    – Лучше не обманывай, все равно проверю…

Отпуская дочь гулять, мама вновь высказывает подозрения:

    – Опять заберешься к Оле домой вместо того, чтобы побыть на воздухе? Смотри, проверю!

Мать считает, что она воспитывает у ребенка правдивость, честность.

Разделяете ли вы мнение матери? Дайте обоснование своему мнению.

Как вы контролируете своего ребенка? ( Приведите примеры )

4- е задание. Блицконкурс” Кто больше назовет народных примет, пословиц и поговорок”.

В зал входят дети и следующее задание выполняют вместе с родителями.

5- задание. Рисование” Дерево радости”.

На столах контурные изображения дерева и наборы цветных карандашей, и фломастеров. Задача взрослых и детей- передать ” настроение ” дерева.

    Этот рисунок нужно раскрасить так, чтобы получилось дерево Радости.

Жюри подводит итоги. Дети группы дают маленький концерт.

Сценка.

Невоспитанный мальчик Сережа в лесу.

    – Хочу этих цветов. ( срывает )

    – Хочу поломать ветки с деревьев.

    – Хочу разжечь большой костер под этим деревом.

    – Хочу покричать в лес, напугать птиц, чтобы они улетели из леса. ( кричит )

Возмутившись, птицы и звери хотели выгнать из леса Сережу. А потом подумали: если выгнать Сережу, он так и не узнает правил поведения в лесу. Как быть? Звери обратились к воспитанным детям с просьбой подсказать Сереже, как вести себя в лесу.

( Дети показывают таблички и рассказывают ).

1. Гуляя в лесу, не будем топтать траву ,цветы, будем ходить по лесным тропинкам.

2. Не будем ловить бабочек, стрекоз, они ведь погибнут от наших развлечений. А ведь бабочки украшают лес, приносят пользу, они как шмели, пчелы опыляют цветы, чтоб на каждом цветке созрело семя. А стрекозы ловят мух, комаров и защищают нас от них.

3. Не будем резать и уродовать ствол березы, чтобы попробовать березовый сок.

4. Будем очень осторожны в лесу, чтобы не сломать ни одной ветки дерева или кустарника.

5. И конечно же не будем разжигать костер там, где огонь может спалить дерево или кустарник, а сделаем это вдали от деревьев затем затушим и засыплем землей ( вместе со взрослыми ).

6. И мусор не оставим в лесу. Оставшийся мусор закопаем или унесем.

( Сережа читает стихотворение )

Я на кусте у родника

Не тронул сети паука.

Я поглазел на- муравьев

У них домище- будь здоров!

Я долго по лесу шагал.

И никого не напугал.

Нигде воды не замутил

В лесу я просто погостил.

( Дети поют песню, читают стихи )

Дети дарят родителям книжки” Загадки о природе “.

Родители вместе с детьми выходят на участок детского сада и вместе с детьми сажают дерево.

                                                                      воспитатель МКДОУ №42

Овчинникова Т. Е.

08.09.2014г.

Рекомендации родителям дошкольников

Общение с дошкольником – непростая наука и порой родителям не хватает терпения и времени, чтобы ее осилить. Однако сделать это необходимо. Ведь после дошкольного периода начинается школьный, а потом подростковый. И если вы не научитесь сосуществовать со своим ребенком сейчас, то в подростковом возрасте вам будет очень трудно. Для начала вот несколько рекомендаций родителям дошкольников.

Рекомендации родителям дошкольников – похвала и честность

Обязательно хвалите ребенка даже за самое незначительное достижение. Малыш должен чувствовать, что его любят и несмотря ни на что гордятся его успехами. Это будет стимулировать его в дальнейших достижениях. При этом, для себя старайтесь адекватно оценить уровень достижений ребенка, подмечайте малейшие изменения в его поведении и ищите ответ, почему он так себя ведет.

Никогда не врите детям. Они это очень чувствуют. А ложь рождает ответную ложь. Лучше попытайтесь объяснить ребенку ситуацию такой, какая она есть, попросите у него помощи, понимания. Старайтесь избегать долгих воспитательных разговоров и выяснений.

Цените индивидуальность в ребенке. Подчеркивайте, какой он единственный и неповторимый, не лишайте его свободы выбора, давайте возможность делать важные для него выводы самостоятельно. Есть такое понятие – контролируемая свобода. Когда родитель дает малышу возможность получать самостоятельный опыт, но при этом незаметно для него следит, чтобы ребенок не пострадал. Если в данный момент поступить, так как ребенок считает нужным невозможно (он ведь может захотеть пойти в сад в шортах – зимой), постарайтесь внятно и доходчиво объяснить ему мотивы вашего отказа, поищите компромисс. (В конце концов, можно договориться купить зимние шорты, под колготы). Иногда в воспитательных целях стоит позволять ребенку принимать решение, которое будет ему заведомо неудобным, с которым вы не согласны, но уважая его интересы, позволяете это сделать. В таком случае ребенок на себе чувствует результаты своей самостоятельности и учится прислушиваться к вашему мнению.

 Важность  интонации и последовательности

Никогда не кричите. Даже если он вас отвлекает, если вы заняты и торопитесь. Отказ в общении крохе заставляет его чувствовать себя никому не нужным и нелюбимым, а значит несчастным.

Приучайте ребенка доводить начатое дело до конца. Дорисовывать, доигрывать, дочитывать. Если у ребенка не хватает терпения – помогите ему. В этом залог его самодисциплины, которая так пригодиться в будущем.

воспитатель МКДОУ №42 Дидяева Т.И.

08.09.2014г.

Дружба в детском саду.

Друг всегда меня сможет выручить,

Если что-нибудь приключится вдруг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит.

Вот что значит настоящий, верный друг!

(М. Пляцковский)

 Именно о таком друге для своего ребенка мечтает любой из нас. Но что же делать, если ребенок стал дружить с человеком, поведение которого вызывает у вас опасение? Чем вы можете помочь ребенку и нужно ли вообще вмешиваться?

Выбор существует в любой ситуации. Можно ничего не предпринимать, оставить все как есть. Как говорится, куда течением вынесет. Часто, поступая так, родители оправдывают свое бездействие тем, что так они воспитывают в ребенке самостоятельность: «Для ребенка важен любой опыт: и положительный, и отрицательный. Обожжется один раз, в другой будет умнее.

Прежде чем принимать какое-то решение, присмотреться к ситуации. Отношения между людьми могут строиться «на равных», либо один из друзей выбирает роль вожака, а другой становится ведомым. Если вы видите, что ваш ребенок равноправный партнер либо лидер, нет никакой необходимости ограничивать такое общение. Ребенок при этом приобретает социальный опыт положительного влияния на окружающих, еще более повышается его самооценка, ощущение собственной значимости. От этой дружбы ребенок может сам отказаться в любой момент. А вот запрет вызовет противоположную реакцию – мы же помним: то, что не разрешено, приобретает особую привлекательность.

Нередко бывает, что мальчик или девочка при переходе из одного садика в другой на первых порах заводит дружбу с наименее успешными детьми из нового коллектива – их внимание легче привлечь. В новичке видят шанс начать новую жизнь, наладить новые отношения, измениться. Побеседуйте с ребенком и попытайтесь ответить на вопрос: почему он дружит именно с этим мальчиком и девочкой? Причины могут быть разные, а следовательно, разными будут ваши ответные действия. Наиболее типичные случаи.

1. Возможно у вашего ребенка низкая самооценка. Ему кажется, что дружбы с лучшими детьми он не достоин, и уж пусть лучше этот Петька, чем никто. В таком случае ситуация общения может изменится только вместе с ростом самооценки. Меньше критики, никакого сравнения с другими. Отмечать самые незначительные достижения, создавать ситуации успеха для ребенка. Хорошо было бы совместно обсудить и выбрать для него интересное занятие, а вместе с тем и новый детский коллектив, где он мог бы наладить новые дружеские контакты.

2. Ваш ребенок не умеет оценивать людей. Он оправдывает скверные поступки своих друзей, смотрит на мир их глазами и просто не понимает, что дальнейшее общение с таким товарищем может привести к печальным последствиям. Необходимо помочь ребенку понять, кто есть кто в его окружении. Постарайтесь при этом не раскрасить мир в черные тона. Помните, что у любого человека есть недостатки, но есть и достоинства. Научите ребенка анализировать поступки других людей, делать из этого правильные выводы. Сочините вместе сказку об острове «Дружба». Кто будет жить на этом острове? Как выглядят местные жители? Как друг к другу относятся? Чему бы ты хотел у них научиться? Чему ты сам можешь их научить? Внимательно слушая ребенка, можно многое узнать о его представлениях о дружбе, о людях, можно и сказочно повлиять на ситуацию, если от лица какого-то героя давать советы.

3. Ребенок не умеет строить взаимоотношения со сверстниками. Ребенок попадает под влияние из-за недостаточного социального опыта. Дружбе, как и всему остальному, ребенка нужно учить. Как правильно организовать игру, как выразить свое несогласие, как радоваться успехам товарища и не слишком огорчаться проигрышу, как радоваться успехам товарища и не слишком огорчаться проигрышу, как тактично сделать товарищу замечание. Приглашайте в кости детей, с которыми общается ваш ребенок. Обсуждайте вместе с ребенком мультфильмы, сериалы. Высказывайте собственные мысли по поводу отношений между героями, давайте им оценку.

4. Ваш ребенок обнаруживает сходные черты характера с неподходящим другом. Этот случай сродни скрытой форме болезни, когда она уже протекает в организме, разрушая его, но внешне никак себя не обнаруживает. Ребенок, внешне пока оставаясь прежним, послушным и воспитанным, уже поменял внутренние установки, принял такое нежелательное поведение как возможное для себя и подсознательно налаживает дружеские контакты с близким по духу. Через какое-то время «болезнь» выйдет наружу в разнообразных формах: от негативизма, агрессивности и непослушания ребенка до выраженных форм страха и неуверенности, робости. Этот случай наиболее сложный. Он потребует от родителей более длительного внешнего контроля и помощи. Необходимо обсудить с ребенком то, что вас в нем тревожит. Ограничить нежелательное общение, но не запретами, а пересмотрев досуг ребенка. Выберите дополнительные кружки, студии и сами постарайтесь больше времени проводить в общении с ребенком: организуйте поездки, прогулки.

Если вы попробовали различные способы, но ситуация не изменяется в лучшую сторону а скорее наоборот, имеет смысл обратиться за помощью к специалисту. Родителей должно насторожить также любое резкое изменение в поведении ребенка, когда, к примеру, веселый и непосредственный ребенок становится замкнутым, плаксивым, а спокойный – наоборот, чрезмерно возбудимым.

воспитатель МКДОУ №42 Бродина Т.П.

29.05.2014г.

Почему дети бывают капризны?

Склонность к капризам связана с особенностями возраста, нервной системы. Дети дошкольного и младшего школьного возраста легко возбудимы, эмоциональны и впечатлительны. Маленький ребенок капризничает, не слушает никаких доводов и укоров, когда слишком разбалуется или когда устал и хочет спать. «Хочу», «дай», подкрепляемые плачем, а то и истерикой, — его единственные «аргументы».
     Иногда капризное поведение может вызываться переутомлением или болезнью. В этих случаях ребенку нужен отдых, разгружайте от некоторых обязанностей, а иногда помощь врача.
     Однако основная причина капризов — неправильное воспитание. Это можно проследить на простом примере. Ребенок спокойно просит: «Дай игрушку», «Пусти гулять». На эту просьбу мать не отрываясь от дела, отвечает отказом. Ребенок просит снова – и снова получает отказ. Тогда он начинает плакать, кричать, топать ногами. И мать уступает.
Ребенок начинает понимать, что спокойным тоном своего не добьешься, но достаточно покапризничать и желание выполняется. Сначала ребенок капризничает полусознательно, просто старается разжалобить взрослых, но затем каприз становится привычным. Криком, слезами ребенок отвечает на любую попытку затормозить его действия или в чем-то отказать ему. Постепенно каприз становится устойчивой формой поведения и вызывает много различных осложнений.
    Надежное средство пресечь капризы — терпение и твердость. Лучше всего не создавать обстановку, при которой ребенку приходится прибегать к капризам, по возможности выполнять спокойно высказанные просьбы. Если просьбу выполнить невозможно, ребенку нужно спокойно объяснить причину. Например: «Сейчас на улице холодно, выходить без пальто нельзя. Если завтра будет теплый день, погуляешь без пальто».
Разумная и четкая организация жизни ребенка, единство действий родителей помогают избежать капризов.  

Воспитатель МКДОУ № 42 Гончарова Е.Н

28.05.2014г

Как приучить ребенка к порядку.

  Мы не можем обещать, что в детской никогда не будет беспорядка. Однако мы готовы вам предложить несколько советов и рекомендаций, как сделать уборку проще и легче. Она не может полностью лежать на ребенке, в конце концов, в детском саду ему также приходится наводить порядок…

      Как следует все убрать можно лишь в том случае, если у каждой вещи есть свое место. Для этого:Регулярно убирайте детскую вместе с ребенком.Всякий раз решайте сообща, что должно остаться в детской, а что можно убрать на некоторое время в кладовку, что можно подарить или продать, а что пора выбросить.Одних полок недостаточно: выдвижные ящики, коробки и мешочки помогают для каждой вещи найти свое место.Дети любят сортировать предметы, даже когда им нет еще и трех лет. Извлеките из этого пользу и предложите ребенку определенный порядок: («Твои куколки все будут спать в колясочке», «Все машинки пусть стоят на подоконнике»).Если подобное решение принимается с участием ребенка, ему в будущем будет легче поддерживать порядок. Как бы то ни было, маленьким детям не под силу в одиночку привести все в порядок. Помогайте ребенку, но не берите на себя всю работу, если он ворчит или не торопится приняться за уборку.

Два простых правила на все времена.

  1. Если закончил играть с игрушкой, убери ее, прежде чем взять другую. Этопозволит избежать полного беспорядка даже в процессеигры.
  2. Привлекайте детей, которые приходят в гости. С самого начала предупредите, что после игры, все вместе будут убираться. За пятнадцать минут до конца игры напомните им об этом еще раз.  С детсадовского возраста ребенок, кроме того, может выполнять следующие задания:
  • Убирать одежду и обувь в гардероб, а сумки и ранцы в комнату.
  • Несвежую одежду класть в корзину для белья.
  • При желании самостоятельно ходить в туалет и принимать душ.

воспитатель МКДОУ №42 Губий Е.П.

29.05.2014г.

Экологическая тропа.

 Она заключается в том, что он рассматривает экологическое воспитание не как составляющую часть формирования всесторонне развитой личности, а как ее основу, фундамент всей педагогической системы. Основа этой системы – воспитание детей через природу, осуществление их всестороннего развития. Природа, по глубокому убеждению В.А.Сухомлинского, должна быть «не каким-то придатком, фоном умственных интересов, а самой сутью жизненной среды», так как многогранная духовная жизнь в годы детства требует постоянного общения детей с природой. Только в ходе такого общения и взаимодействия с природой возможно становление и развитие личности ребенка. Таким образом, в отличии от узко традиционного подхода к экологическому воспитанию В.А.Сухомлинский раскрыл его сущность в широком социальном и нравственно-этическом планах. Рассматривая природу как мир, в котором ребенок рождается, живет и познает окружающую деятельность, а также самого себя, педагог-новатор утверждает, что это обстоятельство не только облегчает воспитательную работу с детьми, но и делает ее богаче, многограннее, содержательнее.  Педагогическая целесообразность организации и проведения экскурсии в природу основана на уникальной системе экологического воспитания В.А.Сухомлинского.

  Уникальность опыта экологического воспитания В.А.Сухомлинского не только в утверждении нового подхода, но и в раскрытии педагогических условий и путей, при которых воспитание через природу развивает личность, становится основой образовательного процесса.

     Наш детский сад посещают дети с психоречевыми нарушениями в развитии. Реализация специализированной программы коррекционного обучения в ДОУ предполагает достаточный объем учебной нагрузки на детей, которые имеют ряд специфических особенностей:

– низкую работоспособность;

-низкий уровень познавательного интереса;

-быструю утомляемость;

-повышенный уровень тревожности;

-выраженное недоразвитие всех сторон речи.

     Все это создает трудности при формировании экологических начал у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

  Поэтому такая форма работы с детьми, как экскурсия по экологической тропе, наиболее продуктивно решают все поставленные задачи.

  Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т.д., дети и расширяют свой кругозор, практикуются в ориентации.

    Учитывая особенности возраста, а также специфику этой развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.

  Проект «Экологическая тропа» нацелен на внедрение и развитие вариативных форм работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в период с сентября по май.

     Ель проекта: обогащать и систематизировать экологические знания у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами экологической тропы ДОУ.

       Основными задачами, при работе с детьми дошкольного возраста являются:

– уточнение, систематизация и углубление знаний детей о растениях,    животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды, формировании знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие), развитие интереса к миру природы;

– воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувство милосердия;

– путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой, закладывать основы экологической культуры личности.

   Проект «Экологическая тропа» открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из детских потребностей и интересов, развивает его как личность.

 При организации процесса экологического образования детей дошкольного возраста необходимо учитывать, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей, это обусловлено особенностями этого возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятие природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы.

 Работу в рамках проекта необходимо проводить регулярно, ненавязчиво, поддерживая интерес детей, их любознательность.

      К работе по проекту привлечены родители, так как данная работа не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера.

  Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.

       Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботится о ней, охранять и преумножать ее богатства.

       Экологическая тропа расположена по периметру ДОУ, что позволяет всем детям и педагогам группы постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы.

     Экологическая тропа имеет разнообразные видовые точки:

  • Необычный зоопарк
  • Уголок наблюдений за птицами
  • Альпийская горка
  • Участок леса
  • Грядки для овощей и зелени
  • Фитоогород
  • Площадка с установленными приборами для наблюдения за явлениями природы
  • Муравейник
  • Водоем
  • Фруктовый сад

Экскурсии проводятся с детьми 5-6 и 6-7 лет 1 раз в месяц, 6 раз в год (октябрь, ноябрь, декабрь, март, апрель, май) продолжительностью 20-25 минут.

воспитатель МКДОУ №42 Дидяева  Т.И.

27.05.2014г.

 МЕЛКАЯ МОТОРИКА И РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ.

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями.

  Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

  Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

  Наблюдается также следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

   У детей, имеющих диагноз фонетико-фонематическое недоразвитие речи, отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также недостаточная подвижность пальцев рук, так  как  это тесно связано с речевой функцией.

  Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо.

 Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами.

 Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

 Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат.

 С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга.

 Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.

 Поэтому придается большое значение использованию этого факта в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.

 Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук  приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений,  это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.

воспитатель МКДОУ №42 Зыкова Е.Н.

25.05.2014г.

ИГРУШКА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА.

     Давайте вспомним наше детство, Что происходит сразу? Конечно, тёплые мамины руки, и любимый плюшевый мишка (кукла, зайчик и т. д. – у каждого своё). Именно с игрушками у большинства людей ассоциируется детство.

        Но, кроме личной ценности для каждого из нас, игрушка обладает общечеловеческой ценностью, так как представляет собой творение не менее грандиозное, чем компьютер. Кроме того, нет в мире учителя и воспитателя более грамотного и весёлого одновременно. Поэтому относиться к выбору игрушек, по крайней мере, взрослым нужно очень серьёзно. Итак, начнём с самых маленьких. В первые дни и месяцы своей жизни возможность познания ребёнком окружающего мира ограничена. Весь мир для малыша заключается в маме её улыбке. И через общение с ней ребёнок знакомится с первыми предметами и игрушками. В этот период малышу необходимы всевозможные кольца из резины, погремушки, подвески. Они должны быть яркими и находиться в поле зрения ребёнка, так как игрушка должна привлекать внимание ребёнка. Чуть позже, с развитием хватания, малыш должен иметь возможность действовать с предметом: стучать им, кидать его. Хорошо если игрушка будет звучащей. В 6-9 месяцев можно добавить так называемые игрушки – вкладыши, которые позволяют ребёнку развиваться интеллектуально. Постепенно в предметный мир малыша можно вводить животных и пупсов из резины. У них должны быть крупные составные части и хорошо прорисованные детали лица. В 9-12 месяцев можно порадовать ребёнка заводными игрушками-забавами: клюющими курочками, барабанящими зайцами. В 10-12 месяцев ребёнку нужны пирамидки из 3-5 колец и кубики. Многих родителей настораживает то, что в этот период ребёнок буквально всё тянет в рот. Не пугайтесь: во-первых, у малыша просто режутся зубки, а во-вторых, рот является для ребёнка таким же средством познания, как руки, и глаза, вам необходимо помнить лишь о гигиене игрушек.

     В возрасте от 1-го года до 3-х лет малыш становиться более самостоятельным, у него появляется возможность самостоятельно передвигаться. Но радость малышу – проблемы родителю! Чтобы ваши любимые вазы, сервизы и книги и дальше продолжали служить вам, уберите их с глаз ребёнка, не провоцируйте его на «подвиги». В этот период уже можно купить ребёнку меховую игрушку, с которой он будет замечательно засыпать. А большая коробка и ваша помощь помогут малышу запомнить, что игрушки надо убирать.

    К 3-м годам малыш начинает усваивать функциональное назначение предметов. А где, как не в игре, он может наиболее чутко усвоить, что на стуле сидят, а едят с тарелки? Поэтому необходимо расширять набор детских игрушек посудой и мебелью. Она должна по размеру приближаться к детской, но быть более лёгкой. Ребёнок стремиться жить взрослой жизнью, так помогите ему. Игрушечное отображение реальной жизни позволит ребёнку легко освоиться далее в коллективе сверстников и полноценно развиваться как эмоционально, так и интеллектуально. К 3-м годам игрушки, живущие у ребёнка, должны увеличиваться в размерах: большая кукла, большая машина, большой игрушечный зверь. В набор игрушек необходимо включать и всевозможные пирамидки, конструкторы. Эти игрушки сами подсказывают ребёнку, как с ними действовать. Например, пирамидка с конусообразным стержнем не позволит ребёнку хаотично нанизать колечки, он должен будет понять принцип сбора пирамидки. Или всем нам известные матрёшки. Если хотя бы одну из них ребёнок поместит не правильно – матрёшки не будут неразлучными сёстрами. Также в этот период нужно вводить в жизнь ребёнка различные настольно-печатные игры.

   К 4-5-ти годам живейший интерес у ребёнка начинают вызывать всевозможные наборы семей, солдатиков, зверушек. Ребёнок начинает придумывать с ними различные варианты игр. Вообще, в этом возрасте ребёнку начинают быть доступными все виды игрушек: и кукла, и строительный материал, и головоломки, и атрибуты профессиональной деятельности, и различные технические игрушки. Игровые предпочтения начинают делиться по половому признаку: мальчики выбирают машинки и оружие, а девочки кукол и всё, что с ними связано. Но и у тех, и у других продолжает развиваться интерес к различным видам мозаики и лото. К 6-ти годам у ребёнка просыпается интерес к моделированию, конструированию, т. е. к тем играм, которые позволяют ему что-нибудь смастерить своими руками.

   Все вышеперечисленные игрушки можно отнести к так называемым «готовым формам», т. е. эти игрушки изготовлены фабричным способом и в них уже заложено функциональное назначение. Но существует ещё одна, не менее важная группа – предметы-заместители. Она включает в себя, с точки зрения взрослого, совершенно ненужные вещи, а точнее – мусор, но для ребёнка это наиценнейший материал для развития фантазии и творчества. Это всевозможные лоскутки, тряпочки, коробочки, обрубки дощечек или палочек, кружочки, обломки чего-нибудь и т. д.

    Введение этих предметов целесообразно с 2-3-х лет, так как именно в этот период происходит развитие активной речи, а предметы-заместители ставят малыша перед необходимостью называния их реально существующим и принятым по отношению к тому или иному предмету словом. Кроме того, они способствуют расширению жизненного пространства за счёт введения воображаемой ситуации (это замечательное «как будто»!). Вы скажите: «Всё это хорошо, но каждая из перечисленных игрушек стоит денег и не каждая семья может их позволить!» Да, это, несомненно, так. Но важно запомнить правило: Игрушки надо выбирать, а не собирать! Естественно, вы не сможете не купить своему ребёнку какие-то игрушки. Но при желании все игрушки можно сделать своими руками и выглядеть для ребёнка они будут не менее красивыми и ценными, чем купленные в магазине. Включайте свою фантазию – и у вас всё получится. Во-первых, папа из обрезков дерева может изготовить великолепную кукольную мебель, смастерить машинку, во-вторых, мама может пошить из остатков пряжи или ткани великолепную куклу и одежду для неё, в-третьих, лото и головоломки можно вырезать самим из газет и журналов. С одной стороны, это экономия бюджета, а с другой – хорошая возможность сплочения семьи. Хотелось бы остановиться ещё на одном моменте – выборе игрушек.

Если вы хотите купить своему ребёнку новую игрушку, руководствуйтесь 4-мя правилами.  Игрушка должна быть:

  1. Безопасной (просмотрите качество изготовления, материал из которого она сделана)
  2. Эстетичной на вид.
  3. Соответствовать возрасту.
  4. Многофункциональной (чем больше действий ребёнок сможет выполнить с игрушкой, тем лучше,  естествен но это не касается погремушек для малышей)

В заключении необходимо напомнить вам, дорогие родители, что никакая, даже самая лучшая игрушка, не может заменить живого общения с любимыми папой и мамой!

воспитатель МКДОУ №42 Ледовская А.Б.

25.05.2014г.

Приобщение детей к природе.

  В нашем детском саду № 42 «Материнская школа» создана и успешно работает Экологическая тропа. При входе на территорию д\сада любой желающий может познакомиться с ее картой-схемой. Экологическая тропа включает в себя «Зоопарк», «Цветник», «Водоем с рыбками и фонтаном», «Уголок птиц», «Альпийскую горку», «Лес», «Огород», «Фитоогород», «Метеоплощадку», «Экологическую лабораторию», «Водоем» и «Фруктовый сад».

    Нашей группе №7 очень повезло. Нам достался проект «Фруктовый сад». А что такое фруктовый сад на Ставрополье? Это разнообразие фруктов и ягод, это кладезь витаминов! «Фруктов солнечных страна – рада будет детвора!» – наш девиз. В нашем саду растут яблони, груши, сливы, абрикосы, вишни, алыча, красная и черная смородина, малина и ежевика. Наш фруктовый сад помогает  знакомить детей не только с растениями сада, но и с богатым миром насекомых и птиц, с тем, какую пользу или вред они приносят человеку, с трудом взрослых, их профессиями, с садовым инвентарем и его назначением, с предприятием родного города ОАО «Невинномысский Азот». На примере фруктового сада дети учатся устанавливать причинно-следственные связи между временами года и природными явлениями, и объяснять их (что произойдет, если исчезнут птицы или насекомые-опылители, если не ухаживать за садовыми деревьями, если не соблюдать правила осторожного обращения , например, с граблями и т.д.)

    Любая образовательная область, будь то социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое или физическое развитие, найдут свой отклик в воспитании, развитии и обучении наших дошколят.

    Каждое время года в саду прекрасно!  Как спокоен сад зимой, укрытый пушистым снегом! Как красив он весной, когда цветут фруктовые деревья! А летом? Чудо  да и только! Дети с удовольствием лакомятся плодами своего труда. И осенью сад незабываем. Он готовится к новым победам! И мы, педагоги группы благодарны нашему Фруктовому саду за помощь в воспитании у детей трудолюбия, любознательности, бережного отношения к окружающей нас природе.

Воспитатель МКДОУ №42  Агаркова Т.И.

22.05.2014г.

« Семья и семейные ценности»

     Для ребёнка семья – это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

    Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

    Семья… На чем же должна строиться семья? Может быть, на доверии и любви? А может, на взаимоуважении и взаимопонимании? Конечно же, все это составляющие крепкого фундамента для семьи, словом семейные ценности. То есть семейные ценности – это то, что нельзя купить ни за какие деньги, получить по наследству или украсть. Семейные ценности можно обрести и пронести их через всю жизнь всем вместе. Конечно, в рамках одной статьи рассказать обо всех этапах становления семьи сложно. Поэтому поговорим о том, каким образом можно привнести семейные ценности, такие, например, как семейные традиции.

  Действительное стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни – давняя хорошая традиция.

     Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.

       В каждом доме, за время его существования складывается свой ритуал. Дом привыкает к своим жильцам, начинает жить в их ритме. Его энергетическая структура несколько изменяется под влиянием традиций. Ведь, по большому счету, традиции – это не только семейный уклад, но и отношения, которые складываются между членами семьи. Эти-то отношения и улавливает дом. Если семья фиксирует традиции для самих себя как обязательные, то они могут сослужить неплохую службу. Часто следование традициям помогает нам жить. И какими бы странными они не казались, важно одно: семейные традиции и ритуалы не должны быть громоздкими и надуманными. Пусть они входят в жизнь естественно.

      Крайне сложно формировать семейную традицию, если дети выросли и уже сформировали общее отношение к семье. Другое дело, молодые семьи, где родители вольны показать ребенку всю красоту мира, окутать его любовью и сформировать надежную жизненную позицию на протяжении всей жизни. Маленький ребенок воспринимает мир глазами взрослых – его родителей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом. Сначала они выстраивают для него мир прикосновений, звуков и зрительных образов, затем – учат первым словам, затем – передают свое ко всему этому отношение.

      Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше. Конечно, характер ребенка формируется не в один день, но можно сказать с уверенностью: чем больше детство было похоже на праздник, и чем больше в нем радости, тем счастливее человечек будет в дальнейшем. Начните с малого – чтение на ночь. Во- первых, это не займет у вас много времени (20-30 минут в день), так как сказка не должна быть длинной, чтобы ребенок не утомился. Во-вторых, вы сможете сами учить его тому, что вы считаете хорошим.

      Вам вполне по силам создать несколько семейных традиций, которых, возможно, будут придерживаться дети и внуки.  Главное, чтобы в этом традиционном действии было что-то, влияющее на чувства и восприятие ребенка. Какими же могут быть семейные праздники и ритуалы? Вместо привычных “привет-пока” дружная семейка может договориться приветствовать друг друга особым “кодовым” словом, понятным только “своим”! Например: «Здорово, богатырь!» или «Привет, принцесса!» Забавно, если, здороваясь, кто-то произносит первую половину слова, а его собеседник – вторую. Можно придумать и специальные формы прощания – вроде забавных пожеланий или советов друг другу на весь день. Большой простор для создания семейных традиций таят в себе кухня и кулинарные таланты кого-нибудь из членов семьи. Прекрасно, если по выходным все собираются на семейный обед или ужин. Главное, чтобы это не было унылым поеданием деликатесов, а запомнилось аппетитным запахом вкусных блюд и улыбками домочадцев. Будет еще интереснее, если ты дашь малышу возможность освоить свое “коронное блюдо”, которое и займет почетное место на столе. Или предложишь ему каждое воскресенье вместе учиться чему-нибудь новенькому. Кухонные эксперименты хороши для крохи тем, что результат всегда нагляден, ощутим, и… очень вкусно пахнет! Можете организовать и праздники “национальной” кухни – одной или самых разных! Так малыш сможет и узнать много нового об окружающем мире, и освоить экзотические премудрости поведения за столом. День рождения как шумный веселый праздник именно с теми гостями, которых хочет пригласить сам виновник торжества  – лучший подарок. Пусть кроха с детства чувствует свою значимость для близких, учится принимать гостей и… конечно, привыкает к традиции непременно отмечать дни рождения! А для взрослых этот праздник – повод пофантазировать на тему особенных ритуалов. Во многих семьях принято отмечать рост ребенка на специальной линейке Можно каждый год обводить ручку и ножку малыша или создать галерею фотографий. Словом, делать нечто, что поможет ему, потом вспомнить свое детство. Вместе с ребенком можно заняться составлением генеалогического древа или начать собирать какую-нибудь коллекцию, простор для фантазии безграничен! Главное – почувствовать, что это действительно “ваше” и приносит радость всем членам семьи.

      Отличный вариант – ежегодная поездка всей семьей к морю или за город на пикник. Во время таких поездок семья еще больше сближается, улаживая внутренние конфликты                                                                                            Воскресные совместные просмотры фильмов не в кинотеатре, а именно дома. Помните, как раньше, когда не было компьютеров и планшетов вся семья собиралась у телевизора и смотрела фильм, обсуждая героев, делясь впечатлениями от увиденного. Это очень объединяет. Независимо от того, стараетесь ли вы сохранить старые домашние традиции, которые дороги вам или вашему мужу, или пытаетесь придумать и привить семье нечто новое, помните, что детство формирует ребенка на всю жизнь. И главное в детстве – чтобы он.

Воспитатель МКДОУ №42  Савина Елена Викторовна

22.05.2014г

 Играем вместе и развиваемся.

Как часто можно услышать от многих мам, что им не хватает времени для об.щения со своим малышом, а тем более для занятий с ним. Все не так сложно как кажется. Было бы желание! Достаточно проявить немного фантазии, и заниматься развитием своего малыша можно без отрыва от хозяйственных дел. Вспомните, сколько времени вы проводите на кухне, и используйте это в интересах ребенка.

Развиваем внимание и память.

Позовите с собой малыша на кухню, предложив ему поиграть. Посадите его за стол, на котором будут разложены несколько разных предметов (это может быть все что угодно: ложки, карандаши, кубики, прищепки и т.д.). Вместе с ним правильно назовите все эти предметы, потом дайте ребенку несколько минут, чтобы запомнить, что и как на столе расположено, а затем попросите закрыть глаза и уберите один из предметов со стола. Когда он откроет глаза, то должен будет назвать тот предмет, который вы убрали.

Через какое-то время поменяйтесь ролями, ведь ребенку обязательно захочется самому испытать вас. Все это время вы можете спокойно заниматься приготовлением обеда или ужина. Проводить такие игры можно уже с 2-3 летними детьми. Количество предметов, находящихся на столе, должно постепенно возрастать.

Развиваем логику и мелкую моторику.

С помощью этой игры можно познакомить малыша с понятиями «большой-маленький» и развивать мелкую моторику рук.

Смешайте в одной большой чашке горох и фасоль. Поставьте на стол две пустые чашки. Предложите ребенку приготовить корм для птичек. Сначала обговорите с малышом все условия: «Синичка – птичка маленькая, поэтому и зернышки для нее должны быть маленькими. Иначе она не сможет их склевать. Поэтому в синюю чашку мы будем выбирать горох для синички. А ворона большая. Поэтому в желтую чашку мы будем складывать фасоль для вороны». Чем старше ребенок, тем более мелкую крупу можно использовать для этой игры, главное чтобы всегда сохранялось соотношение большой – маленький.

Предложите ребенку очистить от скорлупы вареное яйцо. Уже в два года малыш вполне может справиться с этим заданием, а заодно и пальчики потренирует.

Если в доме намечаются пироги, помните, что при работе с тестом ребенок – лучший помощник. Пусть кроха отщипывает кусочки теста, катает шарики и валики, делает формочками разные фигурки.

Такие простые игры отлично развивают ребенка, а еще ваш малыш получает удовольствие от игры и общения с мамой.

Воспитатель МКДОУ №42 Корненко Г.Г.

16.05.2014г.

 Мы знакомимся с улицей.

   В условиях повышенной интенсивности движения транспортных средств на улицах и дорогах довольно часто наблюдаются несчастные случаи с детьми. Одной из причин является не умение детей ориентироваться в различных дорожных ситуациях. Поэтому умение двигаться по улице, соблюдать правила дорожного движения необходимо воспитывать с раннего детства.

    Нам бы хотелось дать несколько советов родителям. Находясь с ребенком на дороге, соблюдайте следующие правила.

– Переходите дорогу только по пешеходному переходу. Если вы приучите  ребёнка ходить, где придётся, ни одна школа не в силах будет его переучить.

– На проезжей части не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите ребёнка спешить там, где надо наблюдать и обеспечивать безопасность.

-Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры, ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги разговоры излишни.

-Никогда не переходите дорогу наискось, подчёркивайте и показывайте ребёнку, что идти следует строго поперёк дороги.

-Никогда не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора. Если ребёнок сделает это с вами, он тем более сделает это и без вас.

-Не посылайте ребёнка переходить, или перебегать дорогу впереди вас, этим вы его обучаете идти через дорогу, не глядя по сторонам.

    Наша озабоченность не случайна. Ежегодно на дорогах края погибают и получают увечья много детей. Тяжело видеть, когда мальчики и девочки становятся жертвами дорожных происшествий, или остаются инвалидами на всю жизнь. Поэтому подготовка детей к самостоятельному поведению на улице очень важна.

          Помните, что беседы, занятия и запреты не дадут никакого результата, если это не будет подтверждено вашим личным примером!

          Помните, что дошкольники всегда подражают родителям!

  Воспитатель  МКДОУ №42 Нещадим Т.А.

Прививаем культуру поведения с детства.

   Когда мы были детьми, то знали границы дозволенного. Если в дом приходили гости, мы не лезли со своими разговорами. Нас никто не прогонял, тем более на нас никто не кричал, но мы знали своё место: сидели, слушали, или играли с другими детьми.

  Теперь дети часто перебивают взрослых, стараются перетянуть внимание на себя. Кажется, что они не умеют себя занять, не умеют самостоятельно строить отношения со сверстниками. Да и как их строить,если бабушки-матушки с ними в песочнице сидят до пяти лет. В таких случаях из-за гиперопеки у детей не формируется личное пространство. Часто наблюдается другая крайность в отношении к своим детям: отсутствие интереса и желания заниматься воспитанием и их личностными проблемами. Такие дети полностью предоставлены себе, испытывают дефицит общения с взрослыми, поэтому лишены образца правильного поведения в обществе, нормы поведения приобретают на улице у таких же «брошенных» детей, или сидя у телевизора, впитывая агрессивную информацию из импортных мультфильмов.

     Возмущают молодые мамочки, которые считают, что весь мир должен любить их детей, умиляться их капризам.

   Ответственные родители должны воспитывать уважение к старшим, показывать возможные варианты культурных поступков, побуждать к доброжелательным отношениям, к правильному осознанию своего поведения.

     Нравственные чувства отражают общественную мораль (в отличие от эгоистичных чувств, отражающих лишь личные интересы), уважение к взрослым, любовь к родителям, доброжелательность к сверстникам, выступают как самостоятельный движущий мотив поведения детей.

     Для того чтобы ребёнок благополучно адаптировался в обществе (в детском саду, в школе, в трудовом коллективе) уже сейчас родители должны помнить, что необходимо осуществлять единство требований со стороны всех членов семьи. Уделять внимание к запросам ребёнка, разумно удовлетворять его интересы, организовывать режим и условия для трудовой, игровой и учебной деятельности.

Воспитатель МКДОУ № 42 Белова Н.С

15.05.2014г.

Учим любить и беречь природу.

     Жизнь полна загадок и секретов. Мы с самого раннего детства пытаемся разгадать их. Для этого в д/с №42 «Материнская школа» на базе группы №9 создана экологическая мини-лаборатория «Юный эколог». Мы с детьми проводим опыты с водой, воздухом, магнитами и другим материалом. Дети с интересом и увлечением принимают участие в опытах.

     Опыты позволяют обратить внимание детей на особенности явлений, которые в обычном наблюдении за природой мало заметны.

     Родителям мы предлагаем некоторые рекомендации по формированию правильному восприятию живой и неживой природы:

  • Ø гуляя по парку, обратите внимание на сезонные изменения, давая всему увиденному объяснение;
  • воспитывайте у детей потребность к общению  с природой, бережному отношению к ней;
  • Ø объясняйте суть природных стихий, их возникновение и обучайте правильному поведению в экстремальных ситуациях;
  • Ø если нет аллергии, заимейте  дома какое-нибудь животное, учите правильному общению с ним.

     Дети обожают животных больших и маленьких, домашних и диких, конечно  завести в доме зоопарк нереально, зато можно посвятить выходной день знакомству с миром зверей. Да, малыш мечтает о ком-то вроде хорошенького щенка.  А вы пробовали заинтересовать  кроху  цветами? Они тоже живые существа, но не умеют лаять и вилять хвостом, они растут в своих горшочках и за ними тоже интересно наблюдать.

Помогите своим детям почувствовать себя одним целым.

воспитатель МКДОУ № 42 Бажан Ольга Вячеславовна

13.05.2014г.

 Как воспитывать юного исследователя.

(рекомендации для родителей).

    С самого рождения ребёнка роль родителей в исследовательской деятельности малыша трудно переоценить. Самый естественный образ действий ребёнка с самого рождения и далее – это исследование.  Дети изучают окружающую обстановку, звуки, предметы, возможности своего тела, голоса, эмоциональные проявления…

   Если близкие поддерживают интерес к этим исследованиям, откликаются на просьбы ребенка к совместной деятельности, делятся, при необходимости, своим опытом, знаниями, при этом, оставляя простор для самостоятельных исследований, то такой ребёнок к школе разовьёт свой исследовательский  интерес и с удовольствием отправляется в «путешествие за знаниями».

      В дошкольном возрасте почти все  дети проявляют интерес ко всему, что видят и слышат. Примером является поведение «почемучек» – бесконечные детские «как?», «зачем?» и «почему?».  Умные родители не отталкивают детей («отстань»,  «не знаю», «как ты надоел со своими вопросами!», «когда ты помолчишь?»), но и не дают прямых ответов. Мудро поступают те мамы и папы, которые пытаются натолкнуть ребёнка на самостоятельные наблюдения, размышляя, на формирование интересующего их понятия, иногда показывая, как это нужно делать. Это и есть истоки формирования личности юного исследователя.

 Памятка для родителей по совместной деятельности детей и родителей дома.

 1. В ванной комнате разрешаете детям поиграть с пустыми баночками, флакончиками, мыльницами, спрашивая у ребёнка:

– Куда больше воды поместилось?

– Куда вода легче набиралась?

– Откуда воду легче вылить?

Это поможет ребёнку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.

2. Экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде):

– Как ты думаешь, утонет бутылочка или нет?

– Что будет, если набрать в неё воды?

– Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы утонула?

– Если прижмёшь, а потом отпустишь, что будет?

Это поможет понимать, что такое объём, делать открытия, смелее экспериментировать, а так же развивать интерес к предметам.

3. Убирая  комнату своего ребёнка  вместе:

–  Как ты считаешь, с чего нужно начать?

– Что для этого нужно?

– Что ты сделаешь сам?

– В чём тебе нужна помощь?

    Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать     и рассчитывать свои силы.

4. Поливая цветы дома:

– Всем ли растениям надо одинаково поливать? Почему?

-Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?

Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.

5.  Ремонт в комнате у ребёнка:

– Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате?

– На что бы тебе приятно было смотреть?

– Как думаешь, где лучше    повесить твои рисунки?

Это поможет ребёнку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.

Бондарева Елена Николаевна

воспитатель МКДОУ №42

«Воспитание патриотических чувств у дошкольников».

  Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности, совсем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

   Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.

   Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждение о добре и зле, о несправедливости. Все это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства» – как нельзя больше относиться к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы.

   С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по своему, со свойственным данному народу колориту передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые блестящие попытки русской народной педагогики – писал К.Д.Ушинский – и я не думаю, чтобы кто – нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями народа».

   Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть, и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране.

   Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь.

   Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное. Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине. Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина.

   Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мало жизненного опыта, и в силу своей способности к подражанию, и из доверия к взрослому, дети перенимают у них оценки событий. Что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т.д. – во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка. При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует.

Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности:

● сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду;

● затем к городу, ко всей стране.

   Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством.

   Мы учим ребенка с первых лет, жизни любить родителей, помогать им. Благодарное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к Родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело.

   Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов. Много памятников и обелисков на нашей земле. Люди не могут забыть тех, кто  похоронен в тысячах братских могил. Дети тоже должны знать об этих страшных страницах нашей истории. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств.

   Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка.  Родителям, надо рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно. При ознакомлении детей с трудом взрослых очень важно показать им общественную значимость этого труда. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, помогает воспитывать гордость за человека – труженика. В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию.

   Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания нужно ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми знакомим детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся каждодневно.

   Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории – это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинными патриотами.

   Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться, на благо отечества, бережно относиться к его богатствам. Роль самостоятельной трудовой деятельности в воспитании будущего гражданина чрезвычайно важна. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать, что – то для коллектива, для детского сада. Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет. Участие в общих делах воспитывает в ребенке хозяина своей страны. Хозяина любящего, заботливого. Труд с общественной мотивацией нужно организовать и в детском саду и дома так, чтобы он был систематическим, а не от случая к случаю. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего коллектива. Важно только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для окружающих, не был надуманным. Все сказанное имеет прямое отношение к воспитанию патриотических чувств у детей.

                                       Воспитатель МКДОУ №42

                                                                  Крайнюкова Александра Евгеньевна

                                                                                          12.05.2014г

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ : ” СЕМЬЯ ЭТО ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ”.

Что означает слово “семья”? По В. Далю, это совокупность близких родственников, живущих вместе : родители с детьми. С давних пор о доме и семье всегда говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте их вспомним.

– В гостях хорошо, а дома лучше.

– Не красна изба углами, а красна пирогами.

– Каково на дому, таково самому.

– Дети не в тягость, а в радость.

– Когда семья вместе, и душа на месте.

“Семья – первичное лоно человеческой культуры. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы детской души: здесь ребенок учится любить, верить и жертвовать, здесь слагаются первые основы его  характера, здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и ненастья, здесь ребенок становится маленьким человеком, из  которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец”. ( И. А. Ильин ).

Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка- семье или детскому саду?

“Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. Детские сады являются помощниками семьи, создавая необходимые” условия продолжения жизни ребенка в семье” (Г. Г. Кравцов).

Поэтому родителям всегда надо помнить о том, что ребенок, постепенно взрослея, запоминает, как ведут себя люди, которые находятся вокруг него. Он учится быть похожими на них. А это значит, что если в семье вошло в привычку обманывать, унижать друг друга, хвастаться, завидовать, то и растущий маленький человечек не представляет себе никаких других правил. Он тоже будет и обманывать, и хвастаться, и завидовать, ведь у него есть наглядный   пример. Он будет драчуном и кривлякой, ему будут безразличны друзья и близкие. Вот так и вырастают взрослые люди, которые равнодушно относятся ко всему, кроме себя самих. Чтобы этого не случилось, родители должны взять на себя тяжелую и, может быть, неблагодарную роль- быть во всем своему ребенку примером. Забыть о склоках и разочаровании( по крайней мере, не демонстрировать свои дурные качества при ребенке), сдерживать свои негативные эмоции. А главное- учить его быть честным, открытым, душевным, щедрым человеком. Безусловно, он может немного похвастаться, но  пусть его маленькое хвастовство не станет нормой поведения, пусть его невинный обман, чтобы выгородить попавшего в беду друга, не станет большой ложью. Это и должен отличить родитель, понимающий своего ребенка и желающий ему добра. Не упускайте случая показать ему свое одобрение, когда он, например, сам признался в своей шалости или поделился угощением, игрушкой с другим ребенком.

Постарайтесь быть со своим ребенком максимально открытыми и честными, чтобы в дальнейшем дети ответили вам тем же. Жалейте их и защищайте, но всегда знайте меру, чтобы дети не превратились в маленьких монстров, считающих, что им все на свете позволено.

«Семья – это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребенка быть принятым всерьез и быть уважаемым в дальнейшем. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны близких людей. (З. Матейчек).

Вершиной становления всех родителей выступает благополучие их детей. И если мера всех вещей – человек, то «мера» родителей – ребенок.

Воспитатель МКДОУ № 42  Овчинникова Т.Е.

29.04.2014г.

Адаптация малыша в детском саду 

Дошкольное детство – один из важных этапов в жизни ребенка. В период дошкольного детства ребенок активно познает окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения в разных сферах. Две наиболее значимые сферы для ребенка в этот период – это семья и детский сад. Обычно ребенок адаптируется к жизни в среде своей семьи. 

Поступление ребенка в дошкольное учреждение сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни и далеко не все дети успешно с ней справляются. Детский сад – ступень, на которой ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, учится жить в ладу с самим собой и окружающими.

Что нужно, чтобы облегчить период адаптации?

Вот некоторые советы родителям:

– готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с     ним детские площадки, приучайте к игре в песочнице, ходите в гости к другим детям, учите ребенка не отнимать игрушки у других детей, а предлагать свои;

– познакомьтесь с воспитателем группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях своего ребенка, расскажите, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается;

– заранее узнайте все новые моменты в режиме дня детского сада и введите их в домашний распорядок дня;

– обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания и личной гигиены;

– для того чтобы ребенок смог наиболее безболезненно привыкнуть к новым условиям, ему нужно время. Поэтому в первые дни не следует оставлять ребенка в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно;

– каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребенка о том, как прошел день. Акцентировать внимание ребенка на положительных моментах;

– укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном;

– дайте ребенку в детский сад любимую игрушку, пусть игрушка ходит с ним ежедневно в детский сад.

Утреннее расставание

    Чтобы утреннее расставание проходило без плача и истерик, научитесь прощаться быстро. Лучше спокойно без крика настроить ребенка на то, что его ждут поиграть дети. Никогда не пытайтесь уйти незаметно от ребенка – вы потеряете его доверие. Никогда не обещайте ему купить что-то после садика. Можно дать ребенку что-то, что ему будет напоминать о маме.

                    УСПЕХОВ ВАМ, В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА!

 Воспитатель МКДОУ № 42  Овчинникова Т.Е.

Развитие памяти у детей с задержкой психического развития.

Рекомендация для педагогов.

Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение. Систематическое, целенаправленное овладение знаниями и навыками, предусмотренными школьной программой, предполагает определенный уровень развития памяти детей, в том числе и произвольной, логической памяти ребенка, т. е. памяти, основанной на понимании, на специальной мыслительной  обработке материала в целях его запоминания и воспроизведения.

Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием, при этом выраженность дефекта зависит от генеза задержки психического развития.   В первую очередь у детей ограничен объём памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает произвольное запоминание. При правильном подходе к обучению дети способны к усвоению некоторых мнемо-технических приёмов, овладению логическими приёмами запоминания.

Как же правильно организовать работу по формированию произвольной памяти у детей с задержкой психического развития?

Определим наиболее важные направления этой работы:

1.     Большое значение в формировании всех видов памяти у детей, отстающих в развитии, имеет вовремя начатая коррекционная работа. Чем раньше начата коррекционная работа, тем эффективнее её результат.

2.     Важное направление в данной работе – формирование положительного эмоционального отношения к решению  поставленной задачи.

3.     Необходимо направлять педагогическую работу с данной категорией на общее социальное благополучие.

4.      При организации коррекционно-развивающей работы, необходимо учитывать особенность и дефицитарность развития тех или иных функций, умений и навыков.

5.     Наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный.

6.     Память человека устроена так, что новый материал всегда базируется на уже известном. При изложении любого  нового материала надо иметь в виду, что запоминание будет успешнее, если новая информация будет содержать процентов 30  уже известной. Объяснение сложного нового материала необходимо начинать с обращения к уже известному.

7.     Чем богаче  опыт, знания детей, запечатлёнными ими непроизвольно, тем больше возможности возникает у них вспомнить, используя продукты непроизвольной  памяти в своей практической умственной деятельности.

8.     Запоминание у детей значительно возрастает, если оно связано с активной умственной работой над определённым материалом, т.о., чем более активной и содержательной является деятельность с материалом, тем выше оказывается продуктивность запоминания.

9.     Материал, который вызывает эмоции, запоминается быстрее, прочнее и охотнее. Эмоционально нейтрального материала быть не должно. Желательно, чтобы информация вызывала положительные эмоции, в этом случае ребёнок способен запомнить в 2 раза больше.

10. В психологии известен так называемый “Эффект начала и конца”. Успешнее всего запоминается  информация, которая обсуждалась  в начале занятия и в конце.  При этом необходимо акцентировать внимание ребёнка на наиболее важном. Например, дать установку на запоминание: “Это надо запомнить!” Такого рода обращения выполняют регулирующую функцию по отношению к памяти ребёнка.

11. Эффективность запоминания зависит от функционального состояния  ребёнка. Занятиями, которые требуют наибольшей нагрузки на память, необходимо заниматься в первой половине дня.

12. Педагогу, работающему  с детьми с задержкой психического развития необходимо помнить, что причинами низкой продуктивности всех видов запоминания у данной категории детей является:

–   Слабость  их мыслительной деятельности.

–         Пониженная познавательная активность.

–         Недостаточность произвольной саморегуляции.

13. Для преодоления трудностей в  формировании произвольного запоминания,  со  стороны произвольной регуляции могут быть использованы следующие приёмы:

–         Организовывать деятельность ребёнка, направив внимание на выполнение конкретного задания.

–         Запоминания инструкции путём её разъяснения, повторения взрослым, а затем и ребёнком.

–         Включение ребёнка  в действие, сочетание инструкции с показом.

–         Включение ребёнка в совместные со взрослым действия.

–         “Потеря” предотвращается повтором инструкции взрослым на каждом этапе деятельности ребёнка.

                                                                       Воспитатель МКДОУ № 42 Золотцева Е.Б.