Архив за месяц: Май 2014

Советы педагога-психолога

Консультация для родителей «Готовность ребёнка к обучению в школе».

          Уважаемые родители! Очень скоро ваши дети пойдут в школу. Как хочется, чтобы они были успешны, чтобы всё у них ладилось и с учёбой, и с одноклассниками, да и чтобы учительница любила их как родных. Ради этого мы готовы на всё. В настоящее время современная школа ставит перед нами родителями, детьми сложные задачи. И уже недостаточно  того, чтобы ребёнок читал и считал.

Понятие «готовность к обучению  в школе» включает в себя физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую готовность, социальную или личностную готовность к обучению в школе.

Физиологическая готовность.

Отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребёнок быстро прибавляет в росте и в весе. Изменяются пропорции тела. По своим характеристикам головной мозг ребёнка 6-7- лет в большей степени приближается к показателям мозга  взрослого человека. Организм ребёнка готовится к интенсивным умственным и физическим нагрузкам. Поэтому, очень важно соблюдать рекомендации врачей, если дети стоят на ДУ у специалистов и вовремя проходить необходимое лечение.

Психологическая готовность.

Хорошо подготовленный ребёнок должен уметь:

1.Планировать свою деятельность. Если ребёнок может, поставить цель и достигнуть её мы будем говорить о высоком уровне планирования.

2.Появляются волевые компоненты.

Это очень легко проверить: вы просите ребёнка сделать не очень интересную, но важную работу написать графический диктант. Если ребёнок пишет, а затем говорит, что устал, то вы предлагаете написать последние две строчки и он будет отдыхать. Если ребёнок не отказывается и выполняет задание до конца, мы можем говорить о начальных признаках саморегуляции.

3. Приучайте ребёнка доводить начатое дело до конца. Для этого ставьте перед ним посильные задачи. Если всю работу нельзя выполнить за один раз сразу же оговаривайте с ребёнком, что вы сделаете только часть работы, а остальное в следующий раз.

Помните, что желаемый результат не достигается после одного, двух занятий. Необходимо заниматься систематично в течение длительного  времени.

4. Логическое мышление – характеризуется умением анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать. Развитое мышление характеризует способность ребёнка учиться. Благодаря этому ребёнок понимает правила, законы, формулы и может применять их на практике. Если у ребёнка низкий уровень мышления, то он будет учиться только за счёт памяти вызубривая, а не понимая материал.

5. Речевое развитие – это активный словарный запас, общая осведомлённость о рыбах, городах и т.д.

И если ребёнок владеет элементарными обобщающими категориями: не путается в городах, животных, насекомых, рыбах, может дополнить предложение, услышать ошибку в предложении и исправить её например: Начал таять снег, и закончилась весна, то это способствует успешному обучению. Но у детей есть особенность: ребёнок выдаёт только то, что «есть у него на языке». Это значит что всё, что дети изучают в детском саду, должно закрепляться дома в повседневной жизни.

Расширяйте словарный запас ребёнка, а для этого:

– читайте ребёнку как можно больше литературы;
– постоянно объясняйте ребёнку новые слова, понятия. Пусть каждый день ребёнок узнаёт значение хотя бы одного слова;

– чем богаче ваша речь в общении с ребёнком, тем выше его словесный уровень.

– Поощряйте ребёнка делиться своими впечатлениям от прогулки, экскурсии, телепередачи.

6. Хорошая память так же очень важна в обучении.

Самый эффективный способ для её развития не только заучивать стихи, но и обогащать словарный запас.

7. Если у ребёнка не всё благополучно в школе, то часто в этом винят внимание.

Особенность детей такова, что у них нет опыта организации собственного внимания. Их вниманием почти всегда управляют взрослые. Именно мы, взрослые постоянно говорим слова-ключи: «Посмотри сюда», Сравни», «Ты заметил?».

Проведите эксперимент: поставьте перед собой вашу любимую чашку и постарайтесь удерживать на ней внимание как можно дольше. Вы не должны думать ни о чём другом, кроме чашки не более одной минуты, задавайте вопросы о чашке, как будто вы её впервые увидели:

– какого она цвета?

–  Какого размера?

– Какая на ощупь?

-Хорошо ли сохраняет тепло чая?

Задавайте вопросы о чашке и отвечайте на них пока у вас не иссякнут вопросы, Это упражнение даёт возможность узнать новое об уже знакомом предмете.

Научить ребёнка управлять своим вниманием, значит  научить его планировать,  проговаривая последовательность действий.  Система обучения в нашем детском саду преследует именно эти цели, учитывая особенности нервной системы и проблемы с вниманием у детей.

Но иногда взрослые действуют по принципу «чем больше развивающих занятий с ребёнком, тем лучше он будет подготовлен к школе». Это приводит к умственной и физической перегрузке ребёнка, что не может не сказаться на его здоровье.

 Социальная или личностная готовность к школьному обучению.

Опыт общения с чужими взрослыми (не родителями, бабушками и дедушками) приобретённый в дошкольном детстве с поступлением в школу переносится на школьную ситуацию. И если этот опыт имеет негативную окраску и ребёнок испытывает страх и недоверие в отношении чужого взрослого, то и к учителю он будет относиться с опаской.

         Давно известно, что  модель поведения ребёнка закладывается  в семье.

 Давайте оценку не личности в целом «ты плохой или ты хороший», а анализируйте действия и поступки ребёнка «мне не нравится твой поступок».  Кроме того, оценивая успехи своего ребёнка попробуйте не сравнивать их с успехами других детей. Старайтесь подбодрить, не скупитесь на похвалу. Необходимо своим примером  показывать как вы справляетесь со своими эмоциями, как взаимодействуете с другими людьми. В противном случае требуя от детей хорошего поведения вы не будете видеть результата.

Учёба требует умения жить в коллективе, поэтому ребёнок должен обладать определёнными навыками общения со сверстниками. Учите ребёнка вместе работать, считаться с чужими «хочу».

            Успехов Вам, в принятии и понимании Вашего ребёнка!

Педагог-психолог МКДОУ №42

Геращенко В.В.

27.05.2014г

Родительское собрание «Агрессия наших детей»

 

Видеть в наших детях злость и жестокость очень тревожно и неприятно. и когда такое происходит с нашими детьми мы, взрослые начинаем задумываться, а не вырастут ли из них такие взрослые, которые идут на преступления, не обращая внимания на боль и страдания других людей.

 

Для того чтобы разобраться в этом нам надо понять что же такое агрессивное поведение. Дети, которые часто проявляют злость и жестокость, часто чувствуют себя  не защищёнными, нелюбимыми или часто видят образцы такого поведения вокруг себя.

 

Существует несколько видов детской агрессии. Ребёнок может проявлять физическую агрессию, то есть нападать на окружающих или ломать вещи. И вербальную, – оскорблять окружающих, ругаться. Иногда агрессия может быть направлена на самого себя и в этом случае ребёнок причиняет себе  боль, находя в этом какое-то утешение.

 

Такой ребёнок всегда испытывает трудности в общении и, он отличается излишней вспыльчивостью. Ему свойственны самоуверенность, недостаток к чувствам других, он крайне обидчив и бурную реакцию протеста может спровоцировать любое замечание или шутливое прозвище. он совершенно не умеет проигрывать. а если это случается,  то злится, обижается и это надолго выбивает из игры.

 

Причин агрессивности у детей несколько:  

 

  1. К повышенной возбудимости, а, следовательно, и агрессивности ребёнка могут привести осложнения беременности и родов у матери (например, тяжёлый токсикоз или обвитие ребёнка пуповиной).
  2. Увеличивает риск возникновения поведенческих нарушений черепно-мозговые травмы, перенесённые ребёнком в любом возрасте. Иногда эти нарушения оказываются незначительными и сами проходят. но бывает, что травма имеет длительные последствия. Например, у ребёнка может быть постоянно повышенно внутричерепное давление, он всё время возбуждён, вследствие чего становится неуправляемым, раздражительным. И в этих случаях необходимо обратиться за консультацией к психоневрологу. Он назначит лекарства, восстанавливающие функции нервной системы и нормализующие внутричерепное давление, или успокоительные средства, помогающие снизить возбудимость нервной системы.
  3. Среди перечисленных причин могут быть чрезвычайно суровая или слишком слабая дисциплина.
  4. Непоследовательность родителей в своих требованиях и поступках.
  5. А так же безразличное отношение к детям.
  6. Вполне естественны проявления агрессии у ребёнка, который каждый день становится свидетелем ссор между родителями, которые заканчиваются взаимными оскорблениями, как между собой, так и в адрес ребёнка.

 

Как помочь ребёнку стать менее агрессивным?

 

Научить ребёнка разряжаться = избавляться от накопившегося раздражения приемлемыми способами.

 

  1. Пусть ребёнок останется один в комнате и выскажет всё, что накопилось, в адрес обидчика.
  2. Предложите ему, бить руками и ногами специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу.
  3. Дайте ребёнку совет: в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вдохнуть или сосчитать до 10.
  4. Можно попросить ребёнка нарисовать чувство гнева.
  5. Обратить внимание на игры ребёнка. В играх проявляются мечты, фантазии и страхи ребёнка.
  6. Будьте готовы внимательно выслушать ребёнка, если он захочет рассказать вам свой сон. Особое внимание обращайте на повторяющиеся сны.
  7. Поощряйте ребенка говорить о том, что его волнует и о чем переживает.
  8. Ну и, конечно же, следите за тем, какой пример вы подаёте ребенку. Если ребёнок судит других, награждает их ярлыками, задумайтесь, возможно, он копирует ваши слова и поведение?
  9. помните, что ваш личный пример разовьет у ребенка сочувствие, сопереживание и стремление противостоять волне агрессии.

 

Педагог-психолог МКДОУ №42

 

Геращенко В.В.

 

13.05.2014г.

 

Памятка для взрослых

«Профилактика капризов и истерик у детей»

алгоритм «Семь шагов»

1.      Приучайте ребёнка выполнять ваши задания, начиная с того, что ему хочется делать самому.

2.      Приучайте ребёнка выполнять ваши просьбы, подкрепляя это радостью.

3.      Делайте свои дела, не реагируя на ребёнка – в тех случаях, когда в своей правоте уверенны вы сами и знаете, что вас поддерживают все.

4.      Требуйте минимум, но когда вас поддержат все.

5.      Уверенно давайте задания. Пусть ребёнок делает, когда ему несложно или тем более даже немного хочется.

6.      Давайте трудные и самостоятельные задания.

7.      Надо, чтобы ребёнок сделал, а потом пришёл и показал (доложил).

Помните: очень важен личный пример взрослых.

 

Что нельзя делать взрослым

Помните: у детей истерика – это незрелый способ выразить свой гнев.

1.      Не спорьте с ребенком, который в разгаре истерики всё равно ничего не понимает.

2.    Не кричите, поскольку ваш гнев может только усугубить гнев ребёнка. повышая голос и выходя из себя, вы как бы признаете правильность его метода – «Кто громче крикнет – тот и прав». Ваша задача – научить его справляться с яростью, гневом и раздражительностью, не теряя достоинства.

3.    Не давайте ему возможности почувствовать себя как наказанным, так и поощрённым за устроенную истерику. сам факт скандала не должен чего-либо менять.

4.    Не позволяйте детским скандалам, случившимся в общественных местах, вызывать в вас чувство стыда, и неловкости перед окружающими. Как только ребёнок поймет, что в силу внутреннего дискомфорта вы уступаете ему в присутствии чужих людей, лишьбы он побыстрее успокоился, истерики на публике станут для него обычным способом давления на родителей.

5.    Не принимайте поведение ребёнка близко к сердцу. Не стоит терзаться чувством вины из-за эмоционального поведения ребёнка. Даже, если ребёнок в истерике кричит: «Ненавижу тебя!» имейте в виду: эти слова не направлены конкретно на вас. Они просто показатель его собственного расстройства и беспомощности.

Педагог-психолог МКДОУ №42

Геращенко В.В.

29.01.2014г.

Советы психолога

  «Готовность ребёнка к обучению в школе».

 Уважаемые родители! Очень скоро ваши дети пойдут в школу. Как хочется, чтобы они были успешны, чтобы всё у них ладилось и с учёбой, и с одноклассниками, да и чтобы учительница любила их как родных. Ради этого мы готовы на всё. В настоящее время современная школа ставит перед нами родителями, детьми сложные задачи. И уже недостаточно  того, чтобы ребёнок читал и считал.

 Понятие «готовность к обучению  в школе» включает в себя физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую готовность, социальную или личностную готовность к обучению в школе.

 Физиологическая готовность.

 Отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребёнок быстро прибавляет в росте и в весе. Изменяются пропорции тела. По своим характеристикам головной мозг ребёнка 6-7- лет в большей степени приближается к показателям мозга  взрослого человека. Организм ребёнка готовится к интенсивным умственным и физическим нагрузкам. Поэтому, очень важно соблюдать рекомендации врачей, если дети стоят на ДУ у специалистов и вовремя проходить необходимое лечение.

 Психологическая готовность.

Хорошо подготовленный ребёнок должен уметь:

 1.Планировать свою деятельность. Если ребёнок может, поставить цель и достигнуть её мы будем говорить о высоком уровне планирования.

 2.Появляются волевые компоненты.

 Это очень легко проверить: вы просите ребёнка сделать не очень интересную, но важную работу написать графический диктант. Если ребёнок пишет, а затем говорит, что устал, то вы предлагаете написать последние две строчки и он будет отдыхать. Если ребёнок не отказывается и выполняет задание до конца, мы можем говорить о начальных признаках саморегуляции.

 3. Приучайте ребёнка доводить начатое дело до конца. Для этого ставьте перед ним посильные задачи. Если всю работу нельзя выполнить за один раз сразу же оговаривайте с ребёнком, что вы сделаете только часть работы, а остальное в следующий раз.

 Помните, что желаемый результат не достигается после одного, двух занятий. Необходимо заниматься систематично в течение длительного  времени.

 4. Логическое мышление – характеризуется умением анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать. Развитое мышление характеризует способность ребёнка учиться. Благодаря этому ребёнок понимает правила, законы, формулы и может применять их на практике. Если у ребёнка низкий уровень мышления, то он будет учиться только за счёт памяти вызубривая, а не понимая материал.

 5. Речевое развитие – это активный словарный запас, общая осведомлённость о рыбах, городах и т.д.

 И если ребёнок владеет элементарными обобщающими категориями: не путается в городах, животных, насекомых, рыбах, может дополнить предложение, услышать ошибку в предложении и исправить её например: Начал таять снег, и закончилась весна, то это способствует успешному обучению. Но у детей есть особенность: ребёнок выдаёт только то, что «есть у него на языке». Это значит что всё, что дети изучают в детском саду, должно закрепляться дома в повседневной жизни.

 Расширяйте словарный запас ребёнка, а для этого:

 – читайте ребёнку как можно больше литературы;

– постоянно объясняйте ребёнку новые слова, понятия. Пусть каждый день ребёнок узнаёт значение хотя бы одного слова;

 – чем богаче ваша речь в общении с ребёнком, тем выше его словесный уровень.

 – поощряйте ребёнка делиться своими впечатлениям от прогулки, экскурсии, телепередачи.

 6. Хорошая память так же очень важна в обучении.

 Самый эффективный способ для её развития не только заучивать стихи, но и обогащать словарный запас.

 7. Если у ребёнка не всё благополучно в школе, то часто в этом винят внимание.

 Особенность детей такова, что у них нет опыта организации собственного внимания. Их вниманием почти всегда управляют взрослые. Именно мы, взрослые постоянно говорим слова-ключи: «Посмотри сюда», Сравни», «Ты заметил?».

 Проведите эксперимент: поставьте перед собой вашу любимую чашку и постарайтесь удерживать на ней внимание как можно дольше. Вы не должны думать ни о чём другом, кроме чашки не более одной минуты, задавайте вопросы о чашке, как будто вы её впервые увидели:

 – какого она цвета?

 –  Какого размера?

 – Какая на ощупь?

 -Хорошо ли сохраняет тепло чая?

 Задавайте вопросы о чашке и отвечайте на них пока у вас не иссякнут вопросы, Это упражнение даёт возможность узнать новое об уже знакомом предмете.

 Научить ребёнка управлять своим вниманием, значит  научить его планировать,  проговаривая последовательность действий.  Система обучения в нашем детском саду преследует именно эти цели, учитывая особенности нервной системы и проблемы с вниманием у детей.

 Но иногда взрослые действуют по принципу «чем больше развивающих занятий с ребёнком, тем лучше он будет подготовлен к школе». Это приводит к умственной и физической перегрузке ребёнка, что не может не сказаться на его здоровье.

 Социальная или личностная готовность к школьному обучению.

 Опыт общения с чужими взрослыми (не родителями, бабушками и дедушками) приобретённый в дошкольном детстве с поступлением в школу переносится на школьную ситуацию. И если этот опыт имеет негативную окраску и ребёнок испытывает страх и недоверие в отношении чужого взрослого, то и к учителю он будет относиться с опаской.

 Давно известно, что  модель поведения ребёнка закладывается  в семье.

 Давайте оценку не личности в целом «ты плохой или ты хороший», а анализируйте действия и поступки ребёнка «мне не нравится твой поступок».  Кроме того, оценивая успехи своего ребёнка попробуйте не сравнивать их с успехами других детей. Старайтесь подбодрить, не скупитесь на похвалу. Необходимо своим примером  показывать как вы справляетесь со своими эмоциями, как взаимодействуете с другими людьми. В противном случае требуя от детей хорошего поведения вы не будете видеть результата.

 Учёба требует умения жить в коллективе, поэтому ребёнок должен обладать определёнными навыками общения со сверстниками. Учите ребёнка вместе работать, считаться с чужими «хочу».

 Успехов Вам, в принятии и понимании Вашего ребёнка!

Педагог-психолог МКДОУ №42 Геращенко В.В.

27.05.2014г

 Родительское собрание «Агрессия наших детей».

Видеть в наших детях злость и жестокость очень тревожно и неприятно. и когда такое происходит с нашими детьми мы, взрослые начинаем задумываться, а не вырастут ли из них такие взрослые, которые идут на преступления, не обращая внимания на боль и страдания других людей.

Для того чтобы разобраться в этом нам надо понять что же такое агрессивное поведение. Дети, которые часто проявляют злость и жестокость, часто чувствуют себя  не защищёнными, нелюбимыми или часто видят образцы такого поведения вокруг себя.

Существует несколько видов детской агрессии. Ребёнок может проявлять физическую агрессию, то есть нападать на окружающих или ломать вещи. И вербальную, – оскорблять окружающих, ругаться. Иногда агрессия может быть направлена на самого себя и в этом случае ребёнок причиняет себе  боль, находя в этом какое-то утешение.

Такой ребёнок всегда испытывает трудности в общении и, он отличается излишней вспыльчивостью. Ему свойственны самоуверенность, недостаток к чувствам других, он крайне обидчив и бурную реакцию протеста может спровоцировать любое замечание или шутливое прозвище. он совершенно не умеет проигрывать. а если это случается,  то злится, обижается и это надолго выбивает из игры.

Причин агрессивности у детей несколько:

  1. К повышенной возбудимости, а, следовательно, и агрессивности ребёнка могут привести осложнения беременности и родов у матери (например, тяжёлый токсикоз или обвитие ребёнка пуповиной).
  2. Увеличивает риск возникновения поведенческих нарушений черепно-мозговые травмы, перенесённые ребёнком в любом возрасте. Иногда эти нарушения оказываются незначительными и сами проходят. но бывает, что травма имеет длительные последствия. Например, у ребёнка может быть постоянно повышенно внутричерепное давление, он всё время возбуждён, вследствие чего становится неуправляемым, раздражительным. И в этих случаях необходимо обратиться за консультацией к психоневрологу. Он назначит лекарства, восстанавливающие функции нервной системы и нормализующие внутричерепное давление, или успокоительные средства, помогающие снизить возбудимость нервной системы.
  3. Среди перечисленных причин могут быть чрезвычайно суровая или слишком слабая дисциплина.
  4. Непоследовательность родителей в своих требованиях и поступках.
  5. А так же безразличное отношение к детям.
  6. Вполне естественны проявления агрессии у ребёнка, который каждый день становится свидетелем ссор между родителями, которые заканчиваются взаимными оскорблениями, как между собой, так и в адрес ребёнка.

Как помочь ребёнку стать менее агрессивным?

Научить ребёнка разряжаться = избавляться от накопившегося раздражения приемлемыми способами.

  1. Пусть ребёнок останется один в комнате и выскажет всё, что накопилось, в адрес обидчика.
  2. Предложите ему, бить руками и ногами специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу.
  3. Дайте ребёнку совет: в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вдохнуть или сосчитать до 10.
  4. Можно попросить ребёнка нарисовать чувство гнева.
  5. Обратить внимание на игры ребёнка. В играх проявляются мечты, фантазии и страхи ребёнка.
  6. Будьте готовы внимательно выслушать ребёнка, если он захочет рассказать вам свой сон. Особое внимание обращайте на повторяющиеся сны.
  7. Поощряйте ребенка говорить о том, что его волнует и о чем переживает.

8. Ну и, конечно же, следите за тем, какой пример вы подаёте ребенку. Если ребёнок судит других, награждает их ярлыками, задумайтесь, возможно, он копирует ваши слова и поведение?

  1. помните, что ваш личный пример разовьет у ребенка сочувствие, сопереживание и стремление противостоять волне агрессии.

Педагог-психолог МКДОУ №42

Геращенко В.В.

13.05.2014г.

Памятка для взрослых

«Профилактика капризов и истерик у детей»

алгоритм «Семь шагов»

1.      Приучайте ребёнка выполнять ваши задания, начиная с того, что ему хочется делать самому.

2.      Приучайте ребёнка выполнять ваши просьбы, подкрепляя это радостью.

3.      Делайте свои дела, не реагируя на ребёнка – в тех случаях, когда в своей правоте уверенны вы сами и знаете, что вас поддерживают все.

4.      Требуйте минимум, но когда вас поддержат все.

5.      Уверенно давайте задания. Пусть ребёнок делает, когда ему несложно или тем более даже немного хочется.

6.      Давайте трудные и самостоятельные задания.

7.      Надо, чтобы ребёнок сделал, а потом пришёл и показал (доложил).

Помните: очень важен личный пример взрослых.

 

Что нельзя делать взрослым

Помните: у детей истерика – это незрелый способ выразить свой гнев.

1.      Не спорьте с ребенком, который в разгаре истерики всё равно ничего не понимает.

2.    Не кричите, поскольку ваш гнев может только усугубить гнев ребёнка. повышая голос и выходя из себя, вы как бы признаете правильность его метода – «Кто громче крикнет – тот и прав». Ваша задача – научить его справляться с яростью, гневом и раздражительностью, не теряя достоинства.

3.    Не давайте ему возможности почувствовать себя как наказанным, так и поощрённым за устроенную истерику. сам факт скандала не должен чего-либо менять.

4.    Не позволяйте детским скандалам, случившимся в общественных местах, вызывать в вас чувство стыда, и неловкости перед окружающими. Как только ребёнок поймет, что в силу внутреннего дискомфорта вы уступаете ему в присутствии чужих людей, лишьбы он побыстрее успокоился, истерики на публике станут для него обычным способом давления на родителей.

5.    Не принимайте поведение ребёнка близко к сердцу. Не стоит терзаться чувством вины из-за эмоционального поведения ребёнка. Даже, если ребёнок в истерике кричит: «Ненавижу тебя!» имейте в виду: эти слова не направлены конкретно на вас. Они просто показатель его собственного расстройства и беспомощности.

Педагог-психолог МКДОУ №42

Геращенко В.В.

29.01.2014г.

 

“Как нельзя наказывать детей”

·         Молчанием. Выдержать бойкот ребёнку дошкольного возраста чрезвычайно трудно, для этого ему может потребоваться напряжение всех его психических сил.

·         Говорить: “Я тебя больше не люблю” и т.п. Лишение любви- это к ребёнку со стороны взрослых действительно имеется. Это наказание опасно применять к детям дошкольного возраста, поскольку оно подрывает ту основу основ, от которой зависит жизнь маленького ребёнка.

·         Физически, поскольку за внешней эффективностью, кроме страха, не скрывается ничего. И утешать себя тем, что я бью ребёнка для его же блага, бесполезно- вреда  здесь больше: вы не только научили бояться наказания , но и преподали ребёнку урок жесткости.

·         Кричать на ребёнка, поскольку крик воспринимается ребёнком дошкольного возраста как словестное битьё.

·         Чрезмерно, не соблюдая правила о том, что поощрение при воспитании ребёнка должно быть больше, чем наказаний (акцентирование хорошего в поведении ребёнка путём поощрений тем самым закрепляет его).

·         Длительно по времени и спустя такое колличество времени, которое несоразмерно возрасту ребёнка (чем меньше ребёнок, тем ближе наказание должно быть к проступку).

·         Упрекать и понимать былые грехи ребёнка, тем самым закрепляя плохое поведение ребёнка.

                                                                                                                                                    Успехов Вам, в воспитании Вашего ребёнка!

                                                            Педагог-психолог: Геращенко В.В.

Советы учителя-дефектолога

 

Просто ли избавиться от заикания?

Просто ли избавиться от заикания? Ответим сразу: нет. Однако в наши дни встречаются люди, надеющиеся на возможность быстрого исцеления от этой болезни.

В чем же их ошибка? У заикающегося ребенка расстроена не только функция речи: у него обычно страдает нервная система, ослаблено общее здоровье. Вот почему возникает необходимость воздействовать не только на речь, но и на личность ребенка, на его нервную систему и организм в целом. Такое многоплановое воздействие получило название комплексного метода заикания. Оно требует терпения и времени, но обычно вознаграждается успехом.

В лечебный комплекс входят, как важнейшие условия, создание щадящей обстановки, доброжелательное отношение окружающих к ребенку, разумный режим дня, рациональное питание, воспитательная работа. Проводят лечение медикаментами, применяют физиотерапию, лечебную физкультуру. Все это сочетается с  последовательной системой речевых логопедических игр и ритмических занятий.

            Относиться к ребенку надо ласково, ровно , но без сюсюканья. Необходимо, чтобы тон речи окружающих  был спокойным и приветливым. Нельзя говорить с ребенком резко. Ни в коем случае не следует подражать его неправильной речи и тем более передразнивать. Не рекомендуется торопить, когда он отвечает на вопрос.

            В борьбе с присущей таким детям скованностью или, наоборот, расторможенностью движений хорошо помогают физические упражнения. Физкультура становится также хорошим помощником в воспитании дисциплинированности и собранности.

Воспитательная работа с заикающимися детьми приобретает некоторое своеобразие. Цель ее не только привить детям  высокие моральные качества, но и преодолеть  возможное чувство скованности, ущербности, способствовать развитию полноценной личности. Надо стараться, чтобы у ребенка не развивалось болезненное отношение к недостаткам своей речи, внушить ему уверенность в себе и своих силах, пробудить желание активно работать над своей речью и поведением. Поскольку заикающийся ребенок  нередко избегает общения со сверстниками, следует обратить особое внимание на воспитание у него черт коллективизма, помочь ему  найти свое место в коллективе.

Важно воспитать неторопливый тон речи. Это отнюдь не значит, что ребенок должен говорить нараспев. Достаточно, если он говорит не спеша.  Именно этого чаще всего и не умеют  заикающиеся дети. Речь для них неприятная обуза, и, стремясь как-то незаметнее «проскочить» возникшую преграду, избавиться от нее, они пытаются говорить быстро. А быстрый темп способствует  нарушению координации речевых движений, провоцирует речевые судороги.

 Очень важно, чтобы ребенок в момент речи был спокоен: волнение, чрезмерное возбуждение также способствуют усилению заикания.

Ваш малыш прибежал со двора, полный впечатлений от только что закончившейся игры или каких-то событий. Возбужденный он уже с порога начинает взахлеб рассказывать. Остановите его ласковым спокойным жестом, скажите, что сначала нужно раздеться, вымыть руки, пройти в комнату.

 Добиваясь неторопливого темпа, не забывайте и о том, что речь должна быть выразительной, естественной.

 Ребенок, свободно владеющий словом, получит удовольствие от речи, она приобретает яркие краски, богатство интонаций. А заикание, конечно, лишает такого удовольствия.

Учитель-дефектолог   Игошина Е. В.

МКДОУ №42 «Материнская школа»

г. Невинномысск 

 

 

Упражнения для развития мелкой моторики и речи

Уровень развития речи зависит от степени развития мелкой моторики, а у детей с нарушениями в развитии формирование мелкой моторики часто отстает по сравнению с обычными детьми.

Поэтому особое внимание в заня­тиях с особым ребенком необходимо уделять играм и упражнениям для развития мелкой моторики. Вот  несколько таких игр и упражне­ний.

Игра «Катушки и клубочки»

^ Предложите ребенку такую не­обычную игрушку, как катуш­ка с намотанным на нее шнуром длиной около 1 м; используйте катушки разного размера для за­хвата всей ладонью или тремя ве­дущими пальцами.

Вначале научите ребенка разма­тывать нитку с катушки.

^ Держа нитку правой рукой, раз­матывайте нить круговыми дви­жениями от себя, затем таким же способом совершайте круговые движения левой рукой в обрат­ную сторону.

^ Если ребенок легко справляется с этим заданием, предложите ему наматывать нить на небольшие клубочки.

Игра «Шнуровка»

Шнурование отвечает естествен­ной детской потребности — возить­ся с маленькими предметами:   крупинками, бусинками, ве­ревочками, маленькими кусочками ткани. Сейчас можно приобрести разнообразные красочные игры- шнуровки.

^ Используйте одну из наиболее простых игр-шнуровок — пугови­цу с иглой, поиграйте с ребенком в портного.

^ Покажите малышу, как можно «пришить» пуговицу.

Игры-шнуровки не только тре­нируют пальцы рук, но и помогают координировать движения малыша, концентрируют его внимание, разви­вают ловкость и аккуратность, что не­обходимо особому ребенку для про­явления самостоятельности в обы­денной жизни.

На первом этапе научите детей самому простому действию — проталкивать шнурки в отверстия и вытаскивать их с обратной сто­роны. Это будет большим дости­жением для ребенка.

Вначале, когда малыш только зна­комится с такой новой игрушкой, поддерживайте его руку и со­вершайте все движения вместе с ним, чтобы он быстрее научился играть самостоятельно.

Научите ребенка в игре со шну­ровкой пользоваться обеими ру­ками, что будет способствовать отработке симметричности его движений.

В процессе игры ребенок приоб­ретает навыки самообслуживания и самостоятельности.

Игры с бумагой

Комплекс игр с бумагой поможет вашему малышу узнать, как обычная бумага превращается в забавные объ­емные игрушки.

^ Предложите ребенку скомкать листы белой бумаги, а затем об­мотать их цветными нитками — получаются готовые мячики для игры. Вместе с малышом попро­буйте кидать их в коробку или на­рисованную мишень.

 Попытайтесь сплести коврик из разноцветных бумажных поло­сок, сложить кораблик, самолетик и другие фигурки, которые потом можно подарить кому-нибудь из близких, сверстников.

Плетение, складывание бумажных игрушек способствуют развитию точ­ных движений и памяти.

^ В бумажных играх показывайте ребенку несколько раз, не спеша, последовательность каждого дей­ствия.

Освоив элементарные приемы, малыш начнет самостоятельно масте­рить бумажные игрушки.

Представленные игры — отличный способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки

трудолюбия, усидчивости и внима­тельности.

Предложенные упражнения помо­гут также малышу развить концентра­цию внимания, координировать рабо­ту руки и глаза, выработать глазомер, тренировать пальцы и запястья рук, косвенно подготавливая руку ребен­ка к письму.

Учитель-дефектолог Манагарова М.В.

29.05.2014г.

 Развитие речи у детей дошкольного  возраста.

   Не все дети к моменту поступления в детский сад  умеют связно передавать свои мысли. Научиться этому самостоятельно достаточно трудно, в этом нелегком деле — развитии речи детей дошкольного возраста — им должны помочь взрослые.

   Не следует совершать распространенную родительскую ошибку, когда взрослые, умиленные лепетом малыша, подстраиваются под его произношение, коверкают звуки и слова. Наоборот, следует тщательно проговаривать все слова, беседуя даже с маленьким ребенком: ведь он учится своим первым словам именно у вас, и если он начнет картавить или шепелявить — виноватыми в этом окажутся родители, «сюсюкающие» с 2–3-летним малышом.

     Развитие речи у детей 4–5 лет имеет свои особенности. Обычно в этом возрасте мы слышим уже не младенческий лепет, а довольно осознанную детскую речь. Запас слов ребенка уже достаточно велик для того, чтобы он мог строить правильные фразы, рассуждать на отвлеченные темы. Теперь уже беседа с ребенком не ограничивается тем, что он видит возле себя, его интересуют самые разные темы, на которые ребенок стремится поговорить с взрослыми и сверстниками. Но бывает и так, что из-за недостаточного развития речи детей дошкольного возраста им тяжело донести до взрослого свою мысль, рассказать о каком-либо событии.

     Запоминая новые слова, пополняя свой словарный запас, ребенок 4–5 лет стремится осознать связь, существующую между предметом и сочетанием звуков, которые этот предмет обозначают. Так появляется интерес к лексической стороне человеческой речи.

   Обращая внимание на развитие речи детей дошкольного возраста, взрослые начинают замечать, что ребенок все чаще отвечает на вопросы развернутыми предложениями, употребляет наречия и причастия, осознанно включает в свою речь прилагательные, пользуется множественным числом при произношении глаголов и существительных.

     Ребенок — дошкольник — не всегда умеет связно и понятно рассказать о каких-то событиях, своих переживаниях, мыслях, чувствах. Для развития речи у детей 4–5 лет характерна ситуативная окраска рассказа. Ребенок, захлебываясь от переполняющих его эмоций, рассказывает простыми распространенными предложениями о том, что он видел сегодня в садике, при этом понять смысл его рассказа часто бывает затруднительно. Взрослым приходится задавать дополнительные вопросы, чтобы как-то сориентироваться в массе сведений. Монолог ребенка пока еще понятен только ему самому.

    Практически все дети в возрасте 4–5 лет обладают феноменальной памятью. Взрослые часто удивляются, как ребенок умудряется запомнить довольно длинную сказку уже после второго или третьего прочтения, и даже поправляет взрослого, который, пытаясь «облегчить себе жизнь», сокращает сказку и пропускает некоторые слова.

   Четвертый год жизни — время, когда ребенок серьезно улучшает собственное произношение, овладевает связной речью. Этот период отмечается большинством родителей как некий переломный этап в развитии речи детей дошкольного возраста: ребенок уже хорошо знает, как называются окружающие его дома и в детском саду предметы, четко выговаривает эти названия. Помимо существительных и глаголов, в его речи начинают присутствовать и другие части речи — предлоги, прилагательные, наречия. Ребенок уже пытается произнести мини-монолог, рассказать об увиденных событиях простыми распространенными предложениями. В 4 года ребенок уже замечает, если его сверстник допускает звуковые ошибки. Многие дети в этом возрасте без особого труда пересказывают знакомые сказки, декламируют наизусть стихи. Более того, ребенок постоянно стремится к общению, проявляет инициативу.

    К 5–6 годам дошкольник уже оперирует солидным словарным запасом: порядка 3 тысяч слов. Ребенок начинает задумываться над тем, что именно и как он произносит, какими словами можно заменить привычные и всем известные названия.

     Пятый год жизни ребенка — период, когда его речь развивается семимильными шагами. Именно сейчас происходит интенсивное умственное развитие. Ребенок уже может самостоятельно охарактеризовать знакомые предметы, подобрать подходящие по смыслу прилагательные и наречия. В этом возрасте большинство детей начинают точно выражать свою мысль, иногда даже приводя взрослых в изумление и замешательство образностью выражений. Кроме того, ребенок начинает внимательнее относиться к словам взрослых. Задав вопрос, он уже не отвлекается через минуту, а внимательно выслушивает ответ взрослого, стараясь понять его и запомнить.

  Ребенок уже способен произнести небольшой монолог, уверенно оперируя однородными обстоятельствами. Правда, не все еще умеют самостоятельно, без посторонней помощи, связно и последовательно пересказать сказку: некоторым это не удается.

     Наблюдая за 4–5-летним ребенком, родители отмечают, что в этом возрасте он уже способен на слух узнать практически любой звук. Ребенок по просьбе взрослых довольно бойко называет слова, начинающиеся на заданный звук. Гораздо лучше выполнение этого задания получается у тех детей, которые уже подготовлены воспитателем или родителями и способны к фонематическому восприятию.

     Дети 4–5 лет вообще отличаются высокоразвитым речевым слухом. Очень быстро они замечают, когда взрослый понижает или повышает тон, говорит быстрее или медленнее, более или менее выразительно. Очень хорошо, если взрослые поощряют интерес детей к этой стороне речевого развития: предлагают ребенку, вслед за взрослым, рассказать стихотворение с выражением, понижая и повышая голос, выдерживая паузы, делая ударение на отдельных словах.

      Еще один отличительный признак этого возраста — более длинный выдох. Благодаря этой особенности ребенок способен длительно тянуть гласные звуки, до 4–7 секунд. Большинство пятилетних детей уже свободно произносят все звуки, лишь некоторые могут испытывать затруднения при произношении шипящих и звука «р».

     Речь пятилетнего дошкольника становится заметно более чистой и отчетливой, младенческое косноязычие пропадает. Ребенку уже доступно произношение небольших монологов, хотя и не вполне совершенных в структурном отношении. Развитие продолжается и на шестом году жизни. Теперь ребенок буквально с каждым днем совершенствует свой словарный запас, учится более точным выражениям, развернутым предложениям. Обладая прекрасной памятью и смекалкой, ребенок прилагает все усилия для того, чтобы высказаться как можно понятнее, стремится быть понятым взрослыми. Кроме описательных моментов, присутствует эмоциональная окраска речи: ребенок, рассказывая о каком-либо событии, старается передать свое личное отношение к произошедшему.

При правильной совместной  работе родителей и педагогов  у детей к 6-7 годам развивается связная, развернутая  речь!

Учитель-дефектолог МКДОУ №42 Голяндина Н.А.

25.05.2014г.

Как готовить с детьми домашнее задание.

       1. Расписание для домашней работы.

      Многим детям помогает, если у них есть четкое расписание, когда выполнять домашнюю работу. Для некоторых из них слишком велико чувство ответственности, если им приходится решать, когда приниматься за домашнюю работу. Однако, после того как время определено, нужно придерживаться расписания настолько близко, насколько возможно.

2. Распределите задания по важности.

     Для некоторых детей проблема, с какого задания  начинать выполнение домашнего работы,  превращается в трудный выбор и они могут очень долго мучиться этой проблемой. Если вы предпочитаете распределять задания по важности, предложите ребенку, какое задание выполнять самым первым, какое – вторым и т.д.

3. Не сидите у ребенка над душой, пока он делает уроки.

     Часть детей перестает работать, когда родитель решает отойти от ребенка, и не посвящает ему полностью все свое внимание. Это – очень нездоровая «зависимость», потому что ничего подобного ребенок не может произвести в классе. Если вы уже оказались в этой ситуации, не следует немедленно разрушать установившийся порядок вещей. Двигайтесь маленькими шажками. Несколько дней подряд садитесь в дальнем конце стола. Затем постепенно увеличивайте расстояние между собой и домашней работой, пока, наконец, ваш ребенок не будет работать самостоятельно.

4. Сначала проверьте то, что выполнено правильно.

     Родители часто имеют привычку обращать внимание в первую очередь на ошибки. Когда в следующий раз ребенок принесет вам свою работу на проверку, в первую очередь отметьте, как хорошо он выполнил те задания, которые сделаны без ошибок, правильно написанные слова и т.п. Относительно тех заданий, где допущена ошибка, скажите: «Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример, у тебя может получиться несколько другой ответ». Теперь ребенок может вернуться к этим примерам без отвращения и без чувства «несоответствия».

5. Не разрешайте сидеть за уроками весь вечер напролет.

    Для такого поведения ребенка может быть несколько причин. Во-первых, он мог не понять новый материал в классе, и поэтому не быть в состоянии выполнить домашнее задание. Во-вторых, возможно, у ребенка уже сформировалось чувство беспомощности. В таком случае, если он будет долго сидеть над заданием, то велика вероятность, что задание будет выполнено родителями. В-третьих, у ребенка могут быть серьезные проблемы с обучением в целом, особенно если такие ситуации повторяются часто, и, возможно, он не в состоянии справиться с таким объемом знаний.

6. Стратегии успеха для заданий, выполняемых по учебнику.

    В большинстве учебников в конце каждой главы есть вопросы. Часто дети не знают, на что им надо обращать внимание в процессе чтения параграфов. Обсудите вопросы в конце главы с ребенком до того, как он начнет читать главу учебника. Используя эту стратегию, они будут знать, на какую важную информацию надо обращать внимание.

7. Обращайте внимание на невербальные сигналы.

  Гримасы, напряженность позы, вздохи, поднятые брови и другие проявления «языка тела» – все это является невербальными ответами. Такое состояние только добавит стресс и ухудшит их возможность работать продуктивно.

8. Избегайте доделывать домашнюю работу ребенка.

    Дети чувствуют себя «неадекватными», когда родители доделывают за них их работу. Во-первых, они воспринимают это как свой провал. Во-вторых, они чувствуют, что никогда не смогут выполнить задание так хорошо, как это сделали мама и папа.

Удачи!

Учитель-дефектолог МКДОУ №42 Тасенко С.А.

15.05.2014г.

ВКЛЮЧЕНИЕ   РОДИТЕЛЕЙ   ИМЕЮЩИХ  ДЕТЕЙ  ИНВАЛИДОВ  В  КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ  ПРОЦЕСС  КАК  ОДНА  ИЗ ФОРМ  РАБОТЫ  ПО  ПОВЫШЕНИЮ  РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

   В последнее время достаточно успешно внедрена федеральная программа по работе с детьми инвалидами, посещающими  индивидуальные занятия учителей-дефектологов.  Опыт работы с детьми, имеющими полиморфные нарушения в развитии показал, что  нарушение внутрисемейного взаимодействия отражается на психическом здоровье всех членов, и в большей степени – на здоровье детей.

   Какие бы изменения ни происходили на коррекционных занятиях, они приобретают значение  для развития личности ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного процесса не может привести к достижению планируемого в программе эффекта, если изменения в поведении, установках, эмоциональных состояниях ребенка не находят понимания и отклика у его родителей и у ближайшего социального окружения, если значимые для ребенка близкие взрослые не видят истинного  смысла этих изменений.

   Осознавая важность сотрудничества с родителями, повышения родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей, анализируя стабильность динамики и ее зависимость от настроя и поведения родителей, необходимо изменить организацию воспитательного процесса путем включения в него родителя.

1.Совместная работа начинается с консультации

– Информирование  родителя об особенностях возрастного и функционального развития  ребенка данного возраста, индивидуальных особенностях конкретного ребенка, трудностях в его развитии и его сильных сторонах.

–  Обосновывается необходимость проведения коррекционной работы, и создаются предпосылки для принятия родителем решения об участии в ней.

–  Информирование  специалиста условно-вариативного прогноза на ближайшую перспективу.

–  Выработка конкретного сценария преодоления трудностей в развитии (цели, задачи программы, методы, ожидаемые результаты). Родитель получает ясные представления о характере и мере своего участия.

   Немаловажно разрушить иллюзию возможности магического, волшебного разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка в результате посещения коррекционных занятий. Необходимо помочь родителям сформировать адекватные ожидания в отношении результатов работы. Уместно подчеркнуть решающую роль самих родителей для обобщения и закрепления результатов.

2. Индивидуальные занятия с ребенком с обязательным участием родителя.

 – Перед началом каждого занятия родителю дается рекомендация изучить тактику поведения специалиста при взаимодействии с ребенком на занятии.

–  Родитель имеет возможность наблюдать за действиями педагога.

    Ситуация необходимости совместного решения родителем и ребенком познавательных задач – оптимальная модель, помогающая родителю освоить важные правила взаимодействия с малышом:

  • последовательность, адекватность инструкций;
  • участие в деятельности (а не руководство деятельностью);
  • промежуточный контроль (а не контроль результата);
  • своевременная помощь (по принципу «помогаю, но не делаю за него»);
  • отслеживание эмоционального состояния ребенка;
  • предоставление возможности ошибаться;
  • терпимость к неудачам при выполнении заданий, адекватное реагирование на них.

   Таким образом, результатом включения родителей в коррекционный процесс являются создание социальной микросреды, оптимальной для гармоничного развития ребенка.

Учитель-дефектолог

Шевченко Л.В.

15.05.2014г.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ДОМАШНИХ

УСЛОВИЯХ

Все родители хотят, чтобы их дети росли и развивались, постоянно приобретая новые полезные навыки.

Но для развития и обучения ребенка, так же как и для любого другого, необходима специально организованная предметно-развивающая среда, которую можно создать в домашних условиях.

Успешнее всего ребенок с нарушениями в развитии приобретает новые навыки в интересной игре, где он может проявить самостоятельность и инициативу.

  • При организации домашних занятий с ребенком тщательно продумайте каждый шаг и творчески подходите к выбору упражнений выстраивая их в игровой, доступной для него форме, при необходимости оказывая помощь ребенку.
  • Начинайте занятие с тех заданий, которыми малыш уже овладел, и постепенно вводите новые упражнения, но не больше одного.
  • Не забывайте поощрять старательность ребенка, даже если его попытки справиться с заданием были неудачными, показывайте, как вы радуетесь, когда он правильно выполняет упражнения.
  • Демонстрируйте малышу свою уверенность в том, что он справится с заданием, не торопите его действия, дайте ему время на обдумывание ответа.
  • Делайте ребенку простые короткие указания, содержащие не более 10 слов, избегайте многословия.
  • Всегда доводите до конца выполнение упражнения или задания, не прерывайте занятия.
  • На одном занятии ограничьтесь выполнением одного нового упражнения или задания.
  • Старайтесь приучать ребенка к самостоятельным действиям в играх и на занятиях, что поможет ему в обыденной жизни быть более независимым от помощи взрослого.
  • Постарайтесь выстраивать домашние занятия в удобном для обучения порядке – от простого к сложному.
  • По мере освоения ребенком новых навыков постепенно уменьшайте свою помощь, предлагайте ему более сложные задания, побуждая к освоению более трудных действий.
  • Занимаясь с ребенком, всегда помните о вреде перегрузки во время занятий, которая может отрицательно сказаться на его нервной системе; старайтесь, что бы домашние задания приносили детям радость и пользу для их дальнейшего развития.

Ребенок с нарушениями в развитии, так же как и здоровый обучается в самостоятельной игре.

Помните: ваше регулярное общения с ребенком будет способствовать развитию у него познавательных интересов, формированию новых необходимых умений и навыков.

 Учитель-дефектолог Колесникова Н.Ю.

МКДОУ №42 “Материнская школа”

02.04.2014г.