Консультация для родителей

Консультация для родителей “Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на природе”

В современной школе уделяется много внимания формированию восприятия и развитию исследовательских умственных способностей. Это предусмотрено содержанием учебных программ. На протяжении всех школьных лет педагоги развивают мышление учащихся, поднимая его от наиболее доступных наглядных форм к абстрактным словесно-логическим понятиям. Поэтому мы должны существенно помочь детям в данном вопросе уже в период раннего и на протяжении всего дошкольного детства.

Важнейшая   составная   часть      общего   психического   развития     ребенка дошкольного возраста – развитие внимания, памяти, мыслительной исследовательской деятельности.

Вся жизнь ребенка сопряжена с бесконечным восприятием окружающего мира с его красками, формами, звуками и т.п. Необходимо, чтобы восприятие было целенаправленным. В играх, на прогулке необходимо обращать внимание детей на те или иные предметы, явления, на их свойства. Учить его вслушиваться, всматриваться, узнавать предметы с помощью анализа. Играя с детьми, важно ставить перед ними задачи, для решения которых требуются умственные усилия, создавать ситуации, побуждающие их к активизации знаний, умений, прошлого опыта, развитию навыков исследовательской деятельности.

Предложенные игры родились в общении с детьми и при их непосредственном участии. Они вызывают интерес не только у детей, но и у многих родителей. В них можно играть на улице и в детском саду, и в парке, и на лужайке, и во дворе, т.е. везде, где есть красавица природа. Из многолетней практики в детском саду мною было замечено, что дети довольно быстро начинают проявлять смекалку, внимание, глазомер и множество других качеств человеческого ума. И эти качества не просто проявляются, но при этом и успешно развиваются в исследовательской деятельности детей.

Так двухлетнего дошкольника можно познакомить с понятиями «один – много», «мало – много», «один – ни одного» на предметах природного мира.

Гуляя на улице, можно предлагать ему незамысловатые рассказы (каждый раз по одному), которые помогут малышу закреплять, осознавать эти понятия.

Бабочки

Сидели на цветке бабочки, грелись на солнышке, махали крылышками. Много бабочек сидело. Подлетел воробей к цветочку, увидел бабочек, много бабочек, и порадовался: «Чик-чирик!» Испугались бабочки: «Ой, страшно!» и улетели. Нет ни одной. Посмотрел воробей на цветок – нет бабочек. Ни одной. И улетел. Но од­на самая смелая бабочка опять прилетела и села на цветочек. Посидела, посмотрела – нигде воробышка не видать и позвала еще бабочек. Они прилетели, и опять стало бабочек много. Сидят, греются на солнышке, радуются, что им воробышек больше не мешает.

Героями таких рассказов могут стать все, кто встречается по дороге: и со­бачка, и цветочек, и жучок и многое другое. Главное, проявляя фантазию, уметь это использовать для обучения и развития своего малыша.

Детям более старшего дошкольного возраста предлагаются следующие игры.

«Подбери листику пару». Ребенку предлагается листик с любого дерева и ему необходимо найти такой же.

«Это что такое?». Эта игра учит ребенка классифицировать и обобщать предметы (трава, деревья, цветы, птицы, животные и т.д.)

«На что похоже облако». Вместе с ребенком смотреть на облако и представлять себе, на что оно может быт похоже.

«Выложи из палочек». Всеми любимая игра, которая позволяет использовать любые веточки от деревьев и палочки от кустиков, которые попадаются под ноги.

«Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет». Ребенку младшего дошкольного возраста дается команда идти по ориентирам. Например: «Иди к пеньку, потом к дереву, потом к колесику и там ты найдешь сюрприз». Для детей более старшего возраста задание усложняется тем, что им конкретно указывается направление. Например: «Иди прямо, потом направо, потом налево и там найдешь сюрприз».

«Рисование палочками на песке, снегу, земле, глине». Еще одна игра, которая доставляет детям массу удовольствия, потому что позволяет им развивать свои исследовательские способности, не прибегая к специальным средствам, а используя только подручные природные материалы. Ребенок сможет заметить, что на разной поверхности по-разному «пишет» палочка и получаются разные рисунки.

Вариантов этой игры очень много. Младшим дошколятам можно предложить нарисовать просто разные предметы: солнце, колобка, елочку и многое другое. Пятилеткам и более старшим детям задание усложняется. Например, взрослый рисует дерево с одной веткой, потом – с двумя. Ребенок должен продолжить этот ряд и нарисовать дерево с тремя ветками. (Причем ребенку не говориться, сколько веток будет на его дереве, он должен догадаться сам). Другим вариантом игры служат задания «Продолжи ряд из …». Здесь включается фантазия взрослых. Это может быть ряд из геометрических фигур, из листиков разной формы, из камешков и т.д.

При развитии исследовательских навыков детей, непременно расширяются и его речевые возможности. Чем бы вы ни занимались с ребенком, непременно обращайте внимание на его речь. Побуждайте его рассказывать вам, что он делал, что он видел, что слышал на прогулке. Как раз игры в природе дают такую возможность для развития речи. Предлагаемые игры предназначены для детей старшего дошкольного возраста,  так как позволяют развивать монологическую речь и умение обосновывать свой выбор.

«Четвертый лишний в природе». Помогает детям классифицировать предметы и выявлять особенности явлений природы. Например, что лишнее: дерево, трава, цветок, дождь. Почему?

«Цепочка слов». Взрослый называет слово, например, дерево. Ребенку нуж­но назвать слово, которое начинается на букву, которым закончилось преды­дущее слово, например, облако. И так до конца, пока не закончатся слова на нужную букву.

«Хорошо – плохо» в природных явлениях». Ребенку предлагается один предмет или явление природы, и он должен сказать, что в нем хорошего, а что плохого. Например, дождь. Это хорошо, потому что, когда он идет, полива­ются все растения – деревья, цветы, кустарники. Птички могут пить из луж. Плохо то, что после дождя очень грязно, сыро и нужно ждать пока высохнет, чтобы погулять.

«Преврати себя в…» (Цветок, дерево, птичку, ит.д.) О чем он мечтает? Что видит ночью? О чем шепчут листья?

«Куда плывут облака». Придумать краткую историю и загадки про облака.

«Что бывает…» (Зеленым, желтым и т.д.) Развивается внимание, умение сосредотачиваться на определенной задаче.

Некоторым детям свойственна леность мысли: им не хочется думать. Именно по этой причине они нередко отказываются от выполнения задания со словами: «Я не знаю, не умею». В то же время при участии взрослых они вполне способны сделать то, что им предлагают. Не давайте им готовые ответы, и помогайте в  поисках способов действия. Лучше побуждать детей к исследовательской  деятельности. Для ее развития полезны занимательные задачи, загадки, посильные головоломки, развивающие игры и упражнения, подсказать которые поможет сама природа.

Такие игры на природе, могут служить хорошим дополнением к современным детским игрушкам, так как дают, во-первых, богатую пищу для развития творческих сторон интеллекта малыша, во-вторых, учат родителей и воспитателей активно участвовать в этом процессе и, наконец, в-третьих, позволяют это делать в самое лучшее время, когда малыш наиболее восприимчив к развитию, – в дошкольном детстве.

i

Воспитатель МКДОУ №42

Бондарева Е.Н.

Формирование цветовосприятия и цветоразличения
у детей дошкольного возраста

  Дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета – красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляются зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно ребенку становится доступно все многообразие цветовых тонов спектра.

В три года дети знают названия двух-трех основных цветов, а узнают и соотносят четыре-пять цветов. Но некоторые  дети испытывают трудности в определении цвета предметов, гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо их дифференцируют. Четырехлетние малыши часто не знают даже названий основных цветов, не узнают и не соотносят их. Все это говорит о том, что с детьми необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения.

Ребенок, по выражению К. Д. Ушинского «Мыслит формами, красками, звуками, ощущения вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия.

При работе над цветовосприятием и цветоразличием надо учитывать, что в дошкольном возрасте дети, как правило, связывают цвет с образом предмета: зеленый – трава, елочка; желтый – солнышко, цыпленок; синий – море и. т. д. Поэтому, при работе по развитию цветовосприятия, главное – использование естественных форм. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и размера, прежде всего тем, что оно может осуществляться только при помощи зрительной ориентировки. Иными словами – цвет обязательно нужно увидеть. Вначале, при определении цвета, большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может   видеть, что цвета одинаковые или разные. На этом этапе работы можно рекомендовать задания типа : «Подбери к каждой чашке блюдце такого же цвета», «Посади каждую бабочку на цветок такого же цвета» и т. д. Когда ребенок научится определять сходство и различие цветом при их непосредственном контакте, то есть путем приложения или наложения, можно переходить к выбору по образцу – к настоящему восприятию цвета, а затем и называнию цветов.

Знания по закреплению у детей умения дифференцировать цвета, знания названий цветов и правильного употребления их в речи способствуют развитию зрительного и слухового внимания. Дети, внимание которых было привлечено к цвету, живо воспринимают такие сравнения, как «белоносые грачи», «сорока-белобока», «золотые одуванчики», им становятся понятнее глаголы «посинеть», «позеленеть» и т. п. Более того, они пытаются использовать подобные слова и в своей речи. Таким образом, развивается и обогащается речь детей, что и является одной из важнейших задач, стоящих перед педагогами и родителям.

Игры,  используемые для  формирования цветовосприятия у детей.

Д/и  ” Веселый клоун”

Закрепляем названия цветов. Учимся  находить цвет по словесной инструкции дефектолога. Развиваем зрительное восприятие, внимание.

???????????????????????????????

Д/и “Цветные пирамидки”

Закрепляем названия цветов, форму предметов. Учимся находить цвет по словесной инструкции дефектолога. Развиваем внимание, логическое мышление.

 ???????????????????????????????

Д/и ” Жучки и цветы”

Учимся соотносить цвет жучка и цветка, сличать  цвет предметов. Учимся находить нужный предмет по словесной инструкции дефектолога. Развиваем зрительное восприятие, внимание.

???????????????????????????????

Д/и “Гномики”

Закрепляем названия цветов, предметов. Учимся находить цвет по словесной инструкции дефектолога. Развиваем внимание, логическое мышление.

???????????????????????????????

Учитель-дефектолог МКДОУ №42

Манагарова М.В.

 “Что делать с детскими  неврозами?” – советы педагога.

Изменилось поведение ребёнка, он неуправляем и груб, по любому поводу плачет, бьётся в истерике, грызёт ногти или сосёт палец, замкнут и неразговорчив, ночью просыпается от кошмаров, плохо спит и практически ничего не ест, воспитатели и учителя всё чаще жалуются на его поведение. Замечая тревожащие симптомы в своём ребёнке, мы говорим: «Ребёнок стал нервным». А специалисты всё это считают симптомами детского невроза.

Что же такое невроз и каковы его причины? Почему всё больше детей страдает этим заболеванием? И что мы, родители, можем сделать для своего ребёнка, чтобы уберечь его от расстройств нервной системы?

Психологи, считают, что невроз возникает у ребёнка, который переживает конфликт между темпераментом и условиями, в которых он оказывается. Ведь противостоять темпераменту ребёнка, требовать от него того, что по природе неприемлемо и невозможно для его врождённого характера, значит, ущемлять его чувство достоинства. А это приводит к неуверенности, к комплексу неполноценности, к низкой самооценке, к агрессии, к замыканию в самом себе, что заканчивается неврозом. Иными словами, если, например, медлительного ребёнка всё время торопить, подталкивать, а гиперактивного заставлять часами делать уроки, если любознательного ребёнка, желающего самостоятельно находить пути познания окружающего мира, тормозить и давить на него, требовать повиновения родительскому решению и т.п. – нервное расстройство для этих малышей обеспечено.

Таким образом, невроз – это болезнь, возникающая из-за дефектов в воспитании. Сложно, конечно, отличить правильное воспитание от неправильного, особенно учитывая то, что оно не даёт мгновенного результата, а формирует видение ребёнка, сознание его, восприятие им окружающей среды по мере взросления. Тем более что многие родители считают, что именно их методы воспитания самые правильные и логичные. Но всё же ошибки свои всегда можно заметить, если быть требовательным к себе, как к родителю.

Всех воспитательных ошибок не перечесть. Но назвать наиболее существенные причины неврозов у детей всё же стоит.

Родители сами подталкивают ребёнка к неврозу, если всё время предъявляют ему требования, несоответствующие его возрасту и физическим данным, то есть, иначе говоря, когда родители стремятся сделать из ребёнка вундеркинда, «всесторонне развитую личность», не учитывая ни желания малыша, ни его способности.

Нервозным растёт и тот ребёнок, который хочет делать всё сам, но родители, желая уберечь его от неприятностей, дают предписания, что делать, где сидеть, с кем дружить, каким видом спорта заниматься…. Таким образом, сдерживание инициативы, подавление личности приводит к серьёзным нервным расстройствам у ребёнка. Злоупотребление запретами также может негативно сказаться и на поведении ребёнка. Он может стать упрямым, непослушным.

Невроз рождается и у избалованного ребёнка. Малыш, которому всё дозволено, которого без конца только хвалят, внушают ему его неповторимость, страдает завышенной самооценкой, и любая встречающаяся на его пути трудность приводит к психическому дискомфорту.

Травмирует ребёнка и факт рождения младшего брата или сестры. Естественно, что матери приходится больше времени проводить с младенцем. Но ни в коем случае нельзя забывать о чувствах старших детей. Привыкшие к вниманию, а теперь, по их мнению, отодвинутые на второй план, они ревнуют, некоторые устраивают сцены, другие мочатся в постель, доказывая, что и они тоже ещё маленькие, третьи, желая привлечь внимание матери, без конца балуются.

К неврозам приводит и грубое наказание за проступки. Унижение ребёнка, как личности, подавляет его волю. Если на ребёнке срывать свои нервы, приказывать ему, подчинять его себе, он вырастет жестоким, трусливым, чёрствым и нервным. Конечно, нельзя не обращать внимания на проступки детей, но при разборе любой ситуации следует запасаться выдержкой и уметь контролировать свои эмоции, подбирать правильные слова.

Одной из существенных причин невроза у ребёнка можно назвать частые бурные ссоры родителей, а раздоры, сопровождающиеся ещё и рукоприкладством, отдельная тема для разговора. Ничего так сильно не тревожит ребёнка как плохие взаимоотношения между родителями. Неблагополучная обстановка в семье травмирует детскую психику. А со временем малыш подражает поведению взрослых, и это сказывается на отношениях с окружающими его людьми. Если взрослые в семье доброжелательны друг к другу, вежливы, уважительны, то и дети в семье привыкают к подобному поведению.

Тонкая нежная пластичная нервная система ребёнка легко поддаётся воздействию многих неблагоприятных условий. Любая ситуация может стать для ребёнка травмирующей и стать причиной невроза. И так называемая «топорная» работа родителей может привести к личностному конфликту и сделать ребёнка глубоко несчастным.

Только ласка, забота, доверие и разумная требовательность придадут уверенность в своих силах и помогут Вашему ребёнку адаптироваться в окружающем мире.

iВоспитатель МКДОУ №42

Зыкова Е.Н.

 Памятка для родителей: «Воспитывая, помните…»

           Любой страх или беспокойство Вашего ребёнка представляют собой своеобразный опыт познания отношений с окружающими ребёнка людьми. «Если я смеюсь и шумлю, мама раздражается и говорит, что  у неё болит голова», – такого рода мысли будут способствовать подавлению ребёнком собственных естественных чувств, потребностей ради получения любви и заботы, он чувствует себя виноватым и подавляет свою инициативность.

Всё в комплексе сформирует у него чувство неполноценности, боязни взять на себя ответственность, будет препятствовать развитию творческих способностей.

Делайте так:

  • Поощряйте действия ребёнка быть искренним в своих желаниях, позволяйте ему иметь свои мысли и чувства, совершать поступки.
  • Всячески поощряйте стремление к самообслуживанию.
  • Учите общению, учите чувствовать и вести себя уверенно с людьми противоположного пола.
  • Разделяйте реальность фантазий ребёнка, обязательно отзывайтесь на его проявление чувств.
  • Старайтесь быть рассудительными в своих эмоциях, последовательными и терпимыми в своих требованиях и поступках.

Предостережения:

  • Нельзя действовать отпугивающее, безрассудно, приводить ребёнка в замешательство.
  • Нельзя убеждать в том, что его страхи не страшны и не обоснованы – это может только закрепить их.
  • Не нужно делать ребёнка ответственным за родительские чувства и поступки.

 Кодекс поведения родителей при наличии у детей кошмарных снов (КС)

 При наличии КС не следует проявлять чрезмерную принципиальность, читать без конца мораль, стыдить, отправлять спать одного в тёмной комнате. Если КС представляет единичные случаи, то успокоив ребёнка и ласково с ним поговорив, можно посидеть рядом в его  комнате, поглаживая по головке, плечу, руке, ласково напевая при этом или рассказывая какую-нибудь незамысловатую историю.

Другое дело – постоянно повторяющиеся КС. Здесь необходима квалифицированная помощь психолога или врача-психотерапевта, а пока лучше всего приблизить кровать ребёнка к своей или спать вместе с ним.

  • Немаловажно пожелать, спокойной ночи, не напоминая: «Ты только не бойся». Последнее действует, скорее, как приглашение к страхам, чем отрицание. Необходимо устранить любые «ужастики» перед сном. Сказки с леденящим душу содержанием, бурную игру, плотную пищу, духоту в помещении и физическое стеснение ночью.
  • Даже такие безобидные мероприятия, как мытьё ног прохладной водой перед сном и проветривание помещения, заметно уменьшают частоту КС.
  • Ночью не мешает лишний раз подойти к плохо спящему ребёнку, поправить одеяло, сказать несколько тёплых слов.
  • Утром лучше обойтись без будильника, а незаметно подойти, опять же погладить и разбудить ласковыми словами. Чем более нервный ребёнок, тем менее быстрым должно быть пробуждение.
  • Днём ребёнку следует предоставить большую игровую активность, возможность поиграть в подвижные, шумные, эмоционально насыщенные игры. Чем больше он устанет физически днём, тем лучше будет спать ночью – что называется, «без задних ног».
  • Никогда не нужно выяснять отношения в семье при спящем ребёнке, как и склонять его на сторону одного из взрослых днём. То же относится и к «ничего не значащим», с точки зрения родителей, ночным телепередачам и музыке с использованием мощных усилителей.
  • Даже кроватка ребёнка должна быть расположена оптимальным образом: по оси Земли, не в тёмном углу и не слишком светлом месте, без нагромождения мебели и присутствия беспокойного спящего взрослого рядом.

Особого внимания заслуживают часто болеющие дети, вероятность появления КС у которых в несколько раз выше. Даже элементарные ОРЗ, отиты, ангины, не говоря уже о бронхитах и пневмониях, способны существенно затруднить дыхание ночью, вместе, с чем осложняется и доступ кислорода в лёгкие и мозг. Кислородная недостаточность рефлекторно включает инстинкт самосохранения в виде чувства беспокойства.

При наличии травмирующего опыта гипоксии, тем более асфиксии при беременности и родах, срабатывает и механизм условно-рефлекторного подкрепления сохраняющегося в подсознательной обрасти психики  витальной, базально-исходной тревоги, и сны отражают давно пережитые, но вспыхивающие с новой силой эмоциональные стрессы.

Психология психологией, а полностью угроза КС будет снята только после укрепления организма ребёнка и повышения его защитных резервных сил.

  • Поэтому разумно используемые системы физического и соматического оздоровления, закаливания (естественно не в проруби) способны рано или поздно полностью снять проблему КС.
  • Наиболее эффективный метод устранения КС у детей – разработанная и усовершенствованная в течение десятилетий авторская система психологического преодоления страхов: их рисования, драматизация и катарсиса, как метода нейтрализации последствий психических травм (определение автора).

Из книги Захарова А.И. «Дневные и ночные страхи у детей».

Сны детей и отражения в них  неблагополучных конфликтных отношений в семье.

 Кошмарные сны, как красная лампочка, указывает на неблагополучие с психическим здоровьем детей.

Если взрослые сами не могут или не хотят прийти на помощь, не решаются конфликты в семье, в воспитание не вносятся необходимые коррективы, то у детей обеспечен невроз, с постоянным чувством беспокойства, неуверенности в себе, подавлением положительных эмоций, а в особо неблагоприятных случаях, как правило, уже  к подростковому возрасту, и чувствам краха жизненных ценностей, обречённости и безысходности.

Запишите сны детей и попытайтесь обнаружить в них отражение следующих сторон отношений в семье:

  1. Не хочет просыпаться, во сне приятнее, или не может «отойти» от кошмарного сна. Наоборот, рано просыпается, вялый, капризный утром; беспокойно спит, взволнованно говорит во сне, стонет, кричит, вскрикивает в страхе и бежит к родителям, просится спать вместе.

Ребёнок невротически зависит от родителей, не уверен в себе, нуждается в дополнительной теплоте, любви и ласке.

  1. Неоднократно снятся чудовища: волк, Бармалей, Баба-Яга, Кащей, Змей Горыныч; в младшем школьном возрасте – скелеты, чёрная рука, Пиковая дама, черти и им подобные. Заселение ночного пространства ребёнка этими чудовищами указывает на нарушение душевной целостности, ослабление или недоразвитие психической защиты, крайности отношения взрослых.
  2. Во сне происходит пугающие превращения в кого-то. Что свидетельствует о страхе несоответствия или изменения своего «Я». Обычно это появляется у детей чрезмерно требовательных и принципиальных родителей.
  3. Лишение во сне матери, разлука с ней отражают ранний опыт беспокойства в связи с затруднениями эмоционального контакта.
  4. Беззащитность во сне перед лицом опасности, что отражает угрозы родителей, физические наказания, жестокость обращения с детьми.
  5. Ребёнок оказывается один на один с угрожающими его жизни персонажами, без присутствия взрослых – это свидетельство эмоционального неприятия ребёнка, отсутствие любви к нему.
  6. Эмоциональная неотзывчивость взрослых, неспособность своевременно прийти на помощь воспроизводится во сне растерянностью, паникой, торжеством насилия и зла.
  7. Неискренность родителей представляет во сне как вероломство и коварство поведения страшных персонажей.
  8. Непредсказуемость поведения взрослых и непоследовательность в обращении с ребёнком отражаются во сне внезапностью, неожиданностью появления страшных образов, когда нет времени для адекватного, логически мотивированного ответа.
  9. Конфликты в семье, неприятности, потрясения – обрушиваются на семью, дом, где он живёт.
  10. Магически-окультная атмосфера в семье, ипохондрия взрослых, разговоры о болезнях, смерть близких и заражение тревогами и страхами отражаются во сне смертельной угрозой для жизни. В сочетании с семейными конфликтами, жестоким или эмоционально неотзывчивым отношением взрослых это создаёт прецедент лишения жизни, смерти во сне.
  11. Отсутствие позитивных перемен в жизни семьи, хронические конфликты, потеря родителей, эмоциональное неприятие детей (нежеланность) откликаются в их снах депрессивным мироощущением: ничего не получается, всё падает, рушится, проваливается куда-то или без конца продолжается с тупиковым результатом, чувством безнадёжности, безысходности и обречённости.
  12. Невротическое бессилие вследствие болезненного состояния, психологически мотивированного расстройства предопределяет появление во снах детей неспособности своевременно реагировать на опасность, проявлять адекватное волевое усилие, защитить себя, не говоря уже о помощи кому-либо. Это и есть тревожно-мнительный тип реагирования, про, неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках.

 Педагог-психолог МКДОУ №42

Геращенко В.В.

19.12.2014г.