Советы психолога

  «Готовность ребёнка к обучению в школе».

 Уважаемые родители! Очень скоро ваши дети пойдут в школу. Как хочется, чтобы они были успешны, чтобы всё у них ладилось и с учёбой, и с одноклассниками, да и чтобы учительница любила их как родных. Ради этого мы готовы на всё. В настоящее время современная школа ставит перед нами родителями, детьми сложные задачи. И уже недостаточно  того, чтобы ребёнок читал и считал.

 Понятие «готовность к обучению  в школе» включает в себя физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую готовность, социальную или личностную готовность к обучению в школе.

 Физиологическая готовность.

 Отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребёнок быстро прибавляет в росте и в весе. Изменяются пропорции тела. По своим характеристикам головной мозг ребёнка 6-7- лет в большей степени приближается к показателям мозга  взрослого человека. Организм ребёнка готовится к интенсивным умственным и физическим нагрузкам. Поэтому, очень важно соблюдать рекомендации врачей, если дети стоят на ДУ у специалистов и вовремя проходить необходимое лечение.

 Психологическая готовность.

Хорошо подготовленный ребёнок должен уметь:

 1.Планировать свою деятельность. Если ребёнок может, поставить цель и достигнуть её мы будем говорить о высоком уровне планирования.

 2.Появляются волевые компоненты.

 Это очень легко проверить: вы просите ребёнка сделать не очень интересную, но важную работу написать графический диктант. Если ребёнок пишет, а затем говорит, что устал, то вы предлагаете написать последние две строчки и он будет отдыхать. Если ребёнок не отказывается и выполняет задание до конца, мы можем говорить о начальных признаках саморегуляции.

 3. Приучайте ребёнка доводить начатое дело до конца. Для этого ставьте перед ним посильные задачи. Если всю работу нельзя выполнить за один раз сразу же оговаривайте с ребёнком, что вы сделаете только часть работы, а остальное в следующий раз.

 Помните, что желаемый результат не достигается после одного, двух занятий. Необходимо заниматься систематично в течение длительного  времени.

 4. Логическое мышление – характеризуется умением анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать. Развитое мышление характеризует способность ребёнка учиться. Благодаря этому ребёнок понимает правила, законы, формулы и может применять их на практике. Если у ребёнка низкий уровень мышления, то он будет учиться только за счёт памяти вызубривая, а не понимая материал.

 5. Речевое развитие – это активный словарный запас, общая осведомлённость о рыбах, городах и т.д.

 И если ребёнок владеет элементарными обобщающими категориями: не путается в городах, животных, насекомых, рыбах, может дополнить предложение, услышать ошибку в предложении и исправить её например: Начал таять снег, и закончилась весна, то это способствует успешному обучению. Но у детей есть особенность: ребёнок выдаёт только то, что «есть у него на языке». Это значит что всё, что дети изучают в детском саду, должно закрепляться дома в повседневной жизни.

 Расширяйте словарный запас ребёнка, а для этого:

 – читайте ребёнку как можно больше литературы;

– постоянно объясняйте ребёнку новые слова, понятия. Пусть каждый день ребёнок узнаёт значение хотя бы одного слова;

 – чем богаче ваша речь в общении с ребёнком, тем выше его словесный уровень.

 – поощряйте ребёнка делиться своими впечатлениям от прогулки, экскурсии, телепередачи.

 6. Хорошая память так же очень важна в обучении.

 Самый эффективный способ для её развития не только заучивать стихи, но и обогащать словарный запас.

 7. Если у ребёнка не всё благополучно в школе, то часто в этом винят внимание.

 Особенность детей такова, что у них нет опыта организации собственного внимания. Их вниманием почти всегда управляют взрослые. Именно мы, взрослые постоянно говорим слова-ключи: «Посмотри сюда», Сравни», «Ты заметил?».

 Проведите эксперимент: поставьте перед собой вашу любимую чашку и постарайтесь удерживать на ней внимание как можно дольше. Вы не должны думать ни о чём другом, кроме чашки не более одной минуты, задавайте вопросы о чашке, как будто вы её впервые увидели:

 – какого она цвета?

 –  Какого размера?

 – Какая на ощупь?

 -Хорошо ли сохраняет тепло чая?

 Задавайте вопросы о чашке и отвечайте на них пока у вас не иссякнут вопросы, Это упражнение даёт возможность узнать новое об уже знакомом предмете.

 Научить ребёнка управлять своим вниманием, значит  научить его планировать,  проговаривая последовательность действий.  Система обучения в нашем детском саду преследует именно эти цели, учитывая особенности нервной системы и проблемы с вниманием у детей.

 Но иногда взрослые действуют по принципу «чем больше развивающих занятий с ребёнком, тем лучше он будет подготовлен к школе». Это приводит к умственной и физической перегрузке ребёнка, что не может не сказаться на его здоровье.

 Социальная или личностная готовность к школьному обучению.

 Опыт общения с чужими взрослыми (не родителями, бабушками и дедушками) приобретённый в дошкольном детстве с поступлением в школу переносится на школьную ситуацию. И если этот опыт имеет негативную окраску и ребёнок испытывает страх и недоверие в отношении чужого взрослого, то и к учителю он будет относиться с опаской.

 Давно известно, что  модель поведения ребёнка закладывается  в семье.

 Давайте оценку не личности в целом «ты плохой или ты хороший», а анализируйте действия и поступки ребёнка «мне не нравится твой поступок».  Кроме того, оценивая успехи своего ребёнка попробуйте не сравнивать их с успехами других детей. Старайтесь подбодрить, не скупитесь на похвалу. Необходимо своим примером  показывать как вы справляетесь со своими эмоциями, как взаимодействуете с другими людьми. В противном случае требуя от детей хорошего поведения вы не будете видеть результата.

 Учёба требует умения жить в коллективе, поэтому ребёнок должен обладать определёнными навыками общения со сверстниками. Учите ребёнка вместе работать, считаться с чужими «хочу».

 Успехов Вам, в принятии и понимании Вашего ребёнка!

Педагог-психолог МКДОУ №42 Геращенко В.В.

27.05.2014г

 Родительское собрание «Агрессия наших детей».

Видеть в наших детях злость и жестокость очень тревожно и неприятно. и когда такое происходит с нашими детьми мы, взрослые начинаем задумываться, а не вырастут ли из них такие взрослые, которые идут на преступления, не обращая внимания на боль и страдания других людей.

Для того чтобы разобраться в этом нам надо понять что же такое агрессивное поведение. Дети, которые часто проявляют злость и жестокость, часто чувствуют себя  не защищёнными, нелюбимыми или часто видят образцы такого поведения вокруг себя.

Существует несколько видов детской агрессии. Ребёнок может проявлять физическую агрессию, то есть нападать на окружающих или ломать вещи. И вербальную, – оскорблять окружающих, ругаться. Иногда агрессия может быть направлена на самого себя и в этом случае ребёнок причиняет себе  боль, находя в этом какое-то утешение.

Такой ребёнок всегда испытывает трудности в общении и, он отличается излишней вспыльчивостью. Ему свойственны самоуверенность, недостаток к чувствам других, он крайне обидчив и бурную реакцию протеста может спровоцировать любое замечание или шутливое прозвище. он совершенно не умеет проигрывать. а если это случается,  то злится, обижается и это надолго выбивает из игры.

Причин агрессивности у детей несколько:

  1. К повышенной возбудимости, а, следовательно, и агрессивности ребёнка могут привести осложнения беременности и родов у матери (например, тяжёлый токсикоз или обвитие ребёнка пуповиной).
  2. Увеличивает риск возникновения поведенческих нарушений черепно-мозговые травмы, перенесённые ребёнком в любом возрасте. Иногда эти нарушения оказываются незначительными и сами проходят. но бывает, что травма имеет длительные последствия. Например, у ребёнка может быть постоянно повышенно внутричерепное давление, он всё время возбуждён, вследствие чего становится неуправляемым, раздражительным. И в этих случаях необходимо обратиться за консультацией к психоневрологу. Он назначит лекарства, восстанавливающие функции нервной системы и нормализующие внутричерепное давление, или успокоительные средства, помогающие снизить возбудимость нервной системы.
  3. Среди перечисленных причин могут быть чрезвычайно суровая или слишком слабая дисциплина.
  4. Непоследовательность родителей в своих требованиях и поступках.
  5. А так же безразличное отношение к детям.
  6. Вполне естественны проявления агрессии у ребёнка, который каждый день становится свидетелем ссор между родителями, которые заканчиваются взаимными оскорблениями, как между собой, так и в адрес ребёнка.

Как помочь ребёнку стать менее агрессивным?

Научить ребёнка разряжаться = избавляться от накопившегося раздражения приемлемыми способами.

  1. Пусть ребёнок останется один в комнате и выскажет всё, что накопилось, в адрес обидчика.
  2. Предложите ему, бить руками и ногами специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу.
  3. Дайте ребёнку совет: в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вдохнуть или сосчитать до 10.
  4. Можно попросить ребёнка нарисовать чувство гнева.
  5. Обратить внимание на игры ребёнка. В играх проявляются мечты, фантазии и страхи ребёнка.
  6. Будьте готовы внимательно выслушать ребёнка, если он захочет рассказать вам свой сон. Особое внимание обращайте на повторяющиеся сны.
  7. Поощряйте ребенка говорить о том, что его волнует и о чем переживает.

8. Ну и, конечно же, следите за тем, какой пример вы подаёте ребенку. Если ребёнок судит других, награждает их ярлыками, задумайтесь, возможно, он копирует ваши слова и поведение?

  1. помните, что ваш личный пример разовьет у ребенка сочувствие, сопереживание и стремление противостоять волне агрессии.

Педагог-психолог МКДОУ №42

Геращенко В.В.

13.05.2014г.

Памятка для взрослых

«Профилактика капризов и истерик у детей»

алгоритм «Семь шагов»

1.      Приучайте ребёнка выполнять ваши задания, начиная с того, что ему хочется делать самому.

2.      Приучайте ребёнка выполнять ваши просьбы, подкрепляя это радостью.

3.      Делайте свои дела, не реагируя на ребёнка – в тех случаях, когда в своей правоте уверенны вы сами и знаете, что вас поддерживают все.

4.      Требуйте минимум, но когда вас поддержат все.

5.      Уверенно давайте задания. Пусть ребёнок делает, когда ему несложно или тем более даже немного хочется.

6.      Давайте трудные и самостоятельные задания.

7.      Надо, чтобы ребёнок сделал, а потом пришёл и показал (доложил).

Помните: очень важен личный пример взрослых.

 

Что нельзя делать взрослым

Помните: у детей истерика – это незрелый способ выразить свой гнев.

1.      Не спорьте с ребенком, который в разгаре истерики всё равно ничего не понимает.

2.    Не кричите, поскольку ваш гнев может только усугубить гнев ребёнка. повышая голос и выходя из себя, вы как бы признаете правильность его метода – «Кто громче крикнет – тот и прав». Ваша задача – научить его справляться с яростью, гневом и раздражительностью, не теряя достоинства.

3.    Не давайте ему возможности почувствовать себя как наказанным, так и поощрённым за устроенную истерику. сам факт скандала не должен чего-либо менять.

4.    Не позволяйте детским скандалам, случившимся в общественных местах, вызывать в вас чувство стыда, и неловкости перед окружающими. Как только ребёнок поймет, что в силу внутреннего дискомфорта вы уступаете ему в присутствии чужих людей, лишьбы он побыстрее успокоился, истерики на публике станут для него обычным способом давления на родителей.

5.    Не принимайте поведение ребёнка близко к сердцу. Не стоит терзаться чувством вины из-за эмоционального поведения ребёнка. Даже, если ребёнок в истерике кричит: «Ненавижу тебя!» имейте в виду: эти слова не направлены конкретно на вас. Они просто показатель его собственного расстройства и беспомощности.

Педагог-психолог МКДОУ №42

Геращенко В.В.

29.01.2014г.

 

“Как нельзя наказывать детей”

·         Молчанием. Выдержать бойкот ребёнку дошкольного возраста чрезвычайно трудно, для этого ему может потребоваться напряжение всех его психических сил.

·         Говорить: “Я тебя больше не люблю” и т.п. Лишение любви- это к ребёнку со стороны взрослых действительно имеется. Это наказание опасно применять к детям дошкольного возраста, поскольку оно подрывает ту основу основ, от которой зависит жизнь маленького ребёнка.

·         Физически, поскольку за внешней эффективностью, кроме страха, не скрывается ничего. И утешать себя тем, что я бью ребёнка для его же блага, бесполезно- вреда  здесь больше: вы не только научили бояться наказания , но и преподали ребёнку урок жесткости.

·         Кричать на ребёнка, поскольку крик воспринимается ребёнком дошкольного возраста как словестное битьё.

·         Чрезмерно, не соблюдая правила о том, что поощрение при воспитании ребёнка должно быть больше, чем наказаний (акцентирование хорошего в поведении ребёнка путём поощрений тем самым закрепляет его).

·         Длительно по времени и спустя такое колличество времени, которое несоразмерно возрасту ребёнка (чем меньше ребёнок, тем ближе наказание должно быть к проступку).

·         Упрекать и понимать былые грехи ребёнка, тем самым закрепляя плохое поведение ребёнка.

                                                                                                                                                    Успехов Вам, в воспитании Вашего ребёнка!

                                                            Педагог-психолог: Геращенко В.В.