Советы учителя-дефектолога

Читайте с удовольствием!

В каком возрасте детям нужно учить буквы? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Мы считаем, что запоминать буквы дошкольники могут и в год, и в пять лет, лишь бы им это нравилось. Методик обучения чтению очень много. Попробуйте разные и выберите то, что понравится вам и вашему ребёнку. Мы расскажем, как учили буквы наши дети. 

Самый простой способ — повесить на стену азбуку, обыкновенный плакат с буквами и картинками. И для начала выучить первую букву имени малыша, «мамину» и «папину» буквы. Как показывает опыт, буквы, с которыми у ребёнка ассоциируется что-то важное, учатся легче всего. Можно к остальным буквам подобрать собственные иллюстрации: фотографии бабушки, дедушки, лучшего друга, любимых игрушек. Время от времени подходите с одной из игрушек к азбуке, пусть игрушка показывает малышу «свою» букву или, наоборот, спрашивает его, сможет ли он эту букву отыскать. 

Точно так же можно найти яркую, богато иллюстрированную азбуку и перелистывать её с малышом. Рассматривайте буквы и картинки, отыскивая предметы, название которых начинается на нужную букву, подбирая подходящие имена персонажам на рисунках. Не ругайте ребёнка, если он плохо запоминает буквы — если у малыша с азбукой будут связаны положительные эмоции, он будет охотнее брать в руки эту книжку. 

Слепите вместе буквы из пластилина, украшая крупой или бусинками, вырезайте их из бумаги, раскрашивайте, украшайте узорами. Сделайте таким образом собственную азбуку и выберите самые красивые буквы. 

Если ребёнок любит играть в кубики, постройте домики, поселите в них игрушки и рядом с каждым домом поставьте кубик с первой буквой имени жильца или выкладывайте из кубиков имя зверюшки полностью. 

Помогает выучить буквы лото, а если его нет, можно на бумажную азбуку выкладывать буквы азбуки магнитной, пластмассовой или просто кубики с буквами. 

Одно из самых увлекательных занятий — лепить печенье в виде букв. Детям очень нравится возиться с тестом рядом с мамой. Повторяйте буквы, пока вы их лепите. А из готового печенья на тарелке сложите имена и другие слова. 

Итак, ваш ребёнок знает несколько букв. Не ждите, пока он выучит весь алфавит — начинайте ненавязчиво, играя, складывать из букв слоги и слова. Например, напечатайте на листе крупно короткое слово, пусть ребёнок выкладывает его из кубиков с буквами. Если ребёнок легко справляется с этим заданием, напишите слово длиннее: «Какой ты молодец! А с этим словом справишься? Как быстро ты найдёшь нужные кубики?» 

Очень хороший помощник — кубики Зайцева. Пропевайте склады, составляйте из них слова по образцу. Читайте по очереди: вы составляете для малыша короткое слово из знакомых букв, он его читает. Затем он для вас выкладывает кубики — прочесть длинное заковыристое «слово», составленное ребёнком, не так просто. Если вы будете делать это с выражением, меняя интонации так, чтобы эта абракадабра звучала смешно, малыш будет стараться правильно прочесть предложенное вами слово, чтобы в ответ поскорее выложить своё. При этом требуйте, чтобы все буквы в этом «слове» стояли правильно, не вверх ногами: «Знаешь, я не могу это прочитать — некоторые буквы узнать не могу. Поставь их правильно». 

Многие дети легко учат буквы, но неохотно читают. Давайте им задания по силам, находите стимулы: «Прочитай вот эти четыре слова, они совсем коротенькие, и можешь посмотреть телевизор. Поторопись — твой любимый мультфильм уже скоро начнётся». Или так: «Ты читаешь два первых предложения на этой странице, а потом я прочитаю весь рассказ про Незнайку…» 

Слова и короткие предложения вы найдёте в той же азбуке. Или можете написать их сами крупно печатными буквами на листочке: «Прочитай, что здесь написано, и узнаешь, куда мы пойдём в выходные». Пусть ребёнок читает короткие стихотворения, если в них встречаются трудные длинные слова, помогайте ему. 

Не старайтесь тратить много времени на обучение, просто занимайтесь с малышом регулярно, лучше понемногу, но каждый день. Так он будет меньше уставать и охотнее читать. Хвалите его, не ругайте за ошибки, просто весело или спокойно исправляйте их. И читайте ребёнку как можно больше хороших, интересных книг. И однажды увидите, как он сам, без вашей просьбы, взял в руки книгу и начал читать… 

 Учитель-дефектолог МКДОУ № 42 Кузьминова Э.Ю.

15.06. 2014г.

Как помочь будущему первокласснику.

 Очень часто первоклассники имеют проблемы в овладении теми или иными навыками учебной деятельности. В первом классе выясняется:

– ребёнок не может сидеть за партой и работать в течение  40-45 минут;

– не выполняет задания логического плана;

– не владеет связной речью;

– не умеет читать и решать задачи;

– при письме быстро устаёт рука, не видит строчку, зеркально пишет буквы;

– испытывает трудности в овладении навыками чтения, нет понимания прочитанного;

– не может сам готовить уроки, собирать портфель и т.д.

К сожалению, очень часто родители начинают дёргать и винить ребёнка в его не сообразительности. На самом деле, чтобы понять причины возникших проблем в учёбе надо обратится к периоду внутриутробного, раннего и дошкольного развития ребёнка. 

На что надо обратить внимание молодым родителям:

– как протекали беременность и роды (была ли какая-нибудь патология, наследственность, заболевание и вредные привычки родителей);

– сколько баллов по шкале АПГАРА (норма 9-10 даётся в первые минуты жизни);

– соответствует ли норме появление гуления, лепета, первых слов, первых зубов, во сколько месяцев ребёнок начал держать головку, сел, пошёл;

Отставание развития ребёнка по этим показателям является поводом обратиться к детскому невропатологу. Практика показывает, что лечение проведённое до года значительно снижает тяжёлые проявления в нарушении развития детей, а в лёгких случаях полностью их исключает.

К двум годам словарь ребёнка должен насчитывать примерно 300 слов. В это время ребёнок активно пользуется предложениями, фразы становятся всё более длинными и сложными. Темп развития речи детей разный, но если к 2,5-3 годам ребёнок не начал говорить, а к 4,5 годам не исчезли все возрастные неправильности речи, то следует обратиться к специалистам  за консультацией, возможно у ребёнка есть задержка речевого развития.

Также необходимо обращать внимание на овладение детьми сенсорными эталонами. К двум годам ребёнок должен различать цвет, форму и величину предметов. К 3-4 – м годам называть геометрические фигуры, основные цвета, употреблять слова большой – маленький. 

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. К двум годам дети используют в игре действия, которые наблюдают в повседневной жизни взрослых (кормят, лечат, ходят в магазин и т.д.), недостающие для игры предметы заменяют на то, что находится под руками (палочка вместо градусника или ложки). Четырёхлетние дети умеют развивать несложный сюжет, активно берут на себя роли и ведут их до конца игры. Расцвет творческой игры у детей в 5-6 лет, сюжет сложный, постоянно развивающийся с элементами фантазий. Игра может длиться с перерывами от нескольких часов до нескольких дней. 

Состояние психических процессов очень легко определить наблюдая за тем, как ребёнок владеет навыками самообслуживания. Сразу приступает к процессу одевания и раздевания (внимание, целеноправленная деятельность), долго сидит или топчится в прихожей отвлекается на посторонние предметы. Аккуратно складывает вещи или разбрасывает их. Знает последовательность одевания (память), правильно обувается, не путает правую-левую сторону, правильно одевает колготки (пространственно восприятие). Может ли застёгивать пуговицы, завязывать шнурки (мелкая моторика). К трём годам ребёнок должен владеть навыками самообслуживания с помощью взрослого, а с 4-х лет всё выполнять самостоятельно без посторонней помощи. 

В дошкольный период активно развивается ловкость выносливость мелких мышц рук, определяется ведущая рука, которую необходимо готовить к письму. Обратите внимание, как ребёнок держит карандаш:

– сильно его сжимает, линии толстые, карандаш часто ломается (повышенный мышечный тонус) или карандаш вываливается из рук, линии еле заметные (слабый мышечный тонус). В этих случаях необходимы специальные упражнения.

Несмотря на то, что всем нам природой даётся разный темперамент одним из показателей нормального развития детей является умение сосредотачиваться и воспринимать окружающие процессы. Если для развития двухлетнего ребёнка достаточно кратковременного восприятия 5-10 минут, то с возрастом этот промежуток постоянно увеличивается. К 7 годам он должен составлять 40-45 минут, т.е. длительность урока в течение которого ребёнок должен не просто сидеть за партой, но и активно воспринимать, думать и усваивать учебный материал. Поэтому если у ребёнка проявляются несоответствия с нормой некоторых из перечисленных показателей необходимо обратиться к следующим специалистам: учителю-логопеду, учителю – дефектологу, детскому невропатологу и психиатру.

В нашем городе отделом дошкольного образования хорошо налажена система профилактических осмотров детей в дошкольных учреждениях. Если ребёнку выписано направление, значит специалист увидел проблемы, которые не заметили родители, поэтому обязательно надо посетить ПМПК и не в коем случае не отказываться от предложенного специализированного учреждения. Надо помнить, что помощь ребёнку должна быть оказана своевременно, чтобы учёба была более успешной.

                                                                                                учитель-дефектолог Шевченко Л.В.

                                                                                                 МКДОУ №42 “Материнская школа”