Советы учителя-дефектолога

 

Просто ли избавиться от заикания?

Просто ли избавиться от заикания? Ответим сразу: нет. Однако в наши дни встречаются люди, надеющиеся на возможность быстрого исцеления от этой болезни.

В чем же их ошибка? У заикающегося ребенка расстроена не только функция речи: у него обычно страдает нервная система, ослаблено общее здоровье. Вот почему возникает необходимость воздействовать не только на речь, но и на личность ребенка, на его нервную систему и организм в целом. Такое многоплановое воздействие получило название комплексного метода заикания. Оно требует терпения и времени, но обычно вознаграждается успехом.

В лечебный комплекс входят, как важнейшие условия, создание щадящей обстановки, доброжелательное отношение окружающих к ребенку, разумный режим дня, рациональное питание, воспитательная работа. Проводят лечение медикаментами, применяют физиотерапию, лечебную физкультуру. Все это сочетается с  последовательной системой речевых логопедических игр и ритмических занятий.

            Относиться к ребенку надо ласково, ровно , но без сюсюканья. Необходимо, чтобы тон речи окружающих  был спокойным и приветливым. Нельзя говорить с ребенком резко. Ни в коем случае не следует подражать его неправильной речи и тем более передразнивать. Не рекомендуется торопить, когда он отвечает на вопрос.

            В борьбе с присущей таким детям скованностью или, наоборот, расторможенностью движений хорошо помогают физические упражнения. Физкультура становится также хорошим помощником в воспитании дисциплинированности и собранности.

Воспитательная работа с заикающимися детьми приобретает некоторое своеобразие. Цель ее не только привить детям  высокие моральные качества, но и преодолеть  возможное чувство скованности, ущербности, способствовать развитию полноценной личности. Надо стараться, чтобы у ребенка не развивалось болезненное отношение к недостаткам своей речи, внушить ему уверенность в себе и своих силах, пробудить желание активно работать над своей речью и поведением. Поскольку заикающийся ребенок  нередко избегает общения со сверстниками, следует обратить особое внимание на воспитание у него черт коллективизма, помочь ему  найти свое место в коллективе.

Важно воспитать неторопливый тон речи. Это отнюдь не значит, что ребенок должен говорить нараспев. Достаточно, если он говорит не спеша.  Именно этого чаще всего и не умеют  заикающиеся дети. Речь для них неприятная обуза, и, стремясь как-то незаметнее «проскочить» возникшую преграду, избавиться от нее, они пытаются говорить быстро. А быстрый темп способствует  нарушению координации речевых движений, провоцирует речевые судороги.

 Очень важно, чтобы ребенок в момент речи был спокоен: волнение, чрезмерное возбуждение также способствуют усилению заикания.

Ваш малыш прибежал со двора, полный впечатлений от только что закончившейся игры или каких-то событий. Возбужденный он уже с порога начинает взахлеб рассказывать. Остановите его ласковым спокойным жестом, скажите, что сначала нужно раздеться, вымыть руки, пройти в комнату.

 Добиваясь неторопливого темпа, не забывайте и о том, что речь должна быть выразительной, естественной.

 Ребенок, свободно владеющий словом, получит удовольствие от речи, она приобретает яркие краски, богатство интонаций. А заикание, конечно, лишает такого удовольствия.

Учитель-дефектолог   Игошина Е. В.

МКДОУ №42 «Материнская школа»

г. Невинномысск 

 

 

Упражнения для развития мелкой моторики и речи

Уровень развития речи зависит от степени развития мелкой моторики, а у детей с нарушениями в развитии формирование мелкой моторики часто отстает по сравнению с обычными детьми.

Поэтому особое внимание в заня­тиях с особым ребенком необходимо уделять играм и упражнениям для развития мелкой моторики. Вот  несколько таких игр и упражне­ний.

Игра «Катушки и клубочки»

^ Предложите ребенку такую не­обычную игрушку, как катуш­ка с намотанным на нее шнуром длиной около 1 м; используйте катушки разного размера для за­хвата всей ладонью или тремя ве­дущими пальцами.

Вначале научите ребенка разма­тывать нитку с катушки.

^ Держа нитку правой рукой, раз­матывайте нить круговыми дви­жениями от себя, затем таким же способом совершайте круговые движения левой рукой в обрат­ную сторону.

^ Если ребенок легко справляется с этим заданием, предложите ему наматывать нить на небольшие клубочки.

Игра «Шнуровка»

Шнурование отвечает естествен­ной детской потребности — возить­ся с маленькими предметами:   крупинками, бусинками, ве­ревочками, маленькими кусочками ткани. Сейчас можно приобрести разнообразные красочные игры- шнуровки.

^ Используйте одну из наиболее простых игр-шнуровок — пугови­цу с иглой, поиграйте с ребенком в портного.

^ Покажите малышу, как можно «пришить» пуговицу.

Игры-шнуровки не только тре­нируют пальцы рук, но и помогают координировать движения малыша, концентрируют его внимание, разви­вают ловкость и аккуратность, что не­обходимо особому ребенку для про­явления самостоятельности в обы­денной жизни.

На первом этапе научите детей самому простому действию — проталкивать шнурки в отверстия и вытаскивать их с обратной сто­роны. Это будет большим дости­жением для ребенка.

Вначале, когда малыш только зна­комится с такой новой игрушкой, поддерживайте его руку и со­вершайте все движения вместе с ним, чтобы он быстрее научился играть самостоятельно.

Научите ребенка в игре со шну­ровкой пользоваться обеими ру­ками, что будет способствовать отработке симметричности его движений.

В процессе игры ребенок приоб­ретает навыки самообслуживания и самостоятельности.

Игры с бумагой

Комплекс игр с бумагой поможет вашему малышу узнать, как обычная бумага превращается в забавные объ­емные игрушки.

^ Предложите ребенку скомкать листы белой бумаги, а затем об­мотать их цветными нитками — получаются готовые мячики для игры. Вместе с малышом попро­буйте кидать их в коробку или на­рисованную мишень.

 Попытайтесь сплести коврик из разноцветных бумажных поло­сок, сложить кораблик, самолетик и другие фигурки, которые потом можно подарить кому-нибудь из близких, сверстников.

Плетение, складывание бумажных игрушек способствуют развитию точ­ных движений и памяти.

^ В бумажных играх показывайте ребенку несколько раз, не спеша, последовательность каждого дей­ствия.

Освоив элементарные приемы, малыш начнет самостоятельно масте­рить бумажные игрушки.

Представленные игры — отличный способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки

трудолюбия, усидчивости и внима­тельности.

Предложенные упражнения помо­гут также малышу развить концентра­цию внимания, координировать рабо­ту руки и глаза, выработать глазомер, тренировать пальцы и запястья рук, косвенно подготавливая руку ребен­ка к письму.

Учитель-дефектолог Манагарова М.В.

29.05.2014г.

 Развитие речи у детей дошкольного  возраста.

   Не все дети к моменту поступления в детский сад  умеют связно передавать свои мысли. Научиться этому самостоятельно достаточно трудно, в этом нелегком деле — развитии речи детей дошкольного возраста — им должны помочь взрослые.

   Не следует совершать распространенную родительскую ошибку, когда взрослые, умиленные лепетом малыша, подстраиваются под его произношение, коверкают звуки и слова. Наоборот, следует тщательно проговаривать все слова, беседуя даже с маленьким ребенком: ведь он учится своим первым словам именно у вас, и если он начнет картавить или шепелявить — виноватыми в этом окажутся родители, «сюсюкающие» с 2–3-летним малышом.

     Развитие речи у детей 4–5 лет имеет свои особенности. Обычно в этом возрасте мы слышим уже не младенческий лепет, а довольно осознанную детскую речь. Запас слов ребенка уже достаточно велик для того, чтобы он мог строить правильные фразы, рассуждать на отвлеченные темы. Теперь уже беседа с ребенком не ограничивается тем, что он видит возле себя, его интересуют самые разные темы, на которые ребенок стремится поговорить с взрослыми и сверстниками. Но бывает и так, что из-за недостаточного развития речи детей дошкольного возраста им тяжело донести до взрослого свою мысль, рассказать о каком-либо событии.

     Запоминая новые слова, пополняя свой словарный запас, ребенок 4–5 лет стремится осознать связь, существующую между предметом и сочетанием звуков, которые этот предмет обозначают. Так появляется интерес к лексической стороне человеческой речи.

   Обращая внимание на развитие речи детей дошкольного возраста, взрослые начинают замечать, что ребенок все чаще отвечает на вопросы развернутыми предложениями, употребляет наречия и причастия, осознанно включает в свою речь прилагательные, пользуется множественным числом при произношении глаголов и существительных.

     Ребенок — дошкольник — не всегда умеет связно и понятно рассказать о каких-то событиях, своих переживаниях, мыслях, чувствах. Для развития речи у детей 4–5 лет характерна ситуативная окраска рассказа. Ребенок, захлебываясь от переполняющих его эмоций, рассказывает простыми распространенными предложениями о том, что он видел сегодня в садике, при этом понять смысл его рассказа часто бывает затруднительно. Взрослым приходится задавать дополнительные вопросы, чтобы как-то сориентироваться в массе сведений. Монолог ребенка пока еще понятен только ему самому.

    Практически все дети в возрасте 4–5 лет обладают феноменальной памятью. Взрослые часто удивляются, как ребенок умудряется запомнить довольно длинную сказку уже после второго или третьего прочтения, и даже поправляет взрослого, который, пытаясь «облегчить себе жизнь», сокращает сказку и пропускает некоторые слова.

   Четвертый год жизни — время, когда ребенок серьезно улучшает собственное произношение, овладевает связной речью. Этот период отмечается большинством родителей как некий переломный этап в развитии речи детей дошкольного возраста: ребенок уже хорошо знает, как называются окружающие его дома и в детском саду предметы, четко выговаривает эти названия. Помимо существительных и глаголов, в его речи начинают присутствовать и другие части речи — предлоги, прилагательные, наречия. Ребенок уже пытается произнести мини-монолог, рассказать об увиденных событиях простыми распространенными предложениями. В 4 года ребенок уже замечает, если его сверстник допускает звуковые ошибки. Многие дети в этом возрасте без особого труда пересказывают знакомые сказки, декламируют наизусть стихи. Более того, ребенок постоянно стремится к общению, проявляет инициативу.

    К 5–6 годам дошкольник уже оперирует солидным словарным запасом: порядка 3 тысяч слов. Ребенок начинает задумываться над тем, что именно и как он произносит, какими словами можно заменить привычные и всем известные названия.

     Пятый год жизни ребенка — период, когда его речь развивается семимильными шагами. Именно сейчас происходит интенсивное умственное развитие. Ребенок уже может самостоятельно охарактеризовать знакомые предметы, подобрать подходящие по смыслу прилагательные и наречия. В этом возрасте большинство детей начинают точно выражать свою мысль, иногда даже приводя взрослых в изумление и замешательство образностью выражений. Кроме того, ребенок начинает внимательнее относиться к словам взрослых. Задав вопрос, он уже не отвлекается через минуту, а внимательно выслушивает ответ взрослого, стараясь понять его и запомнить.

  Ребенок уже способен произнести небольшой монолог, уверенно оперируя однородными обстоятельствами. Правда, не все еще умеют самостоятельно, без посторонней помощи, связно и последовательно пересказать сказку: некоторым это не удается.

     Наблюдая за 4–5-летним ребенком, родители отмечают, что в этом возрасте он уже способен на слух узнать практически любой звук. Ребенок по просьбе взрослых довольно бойко называет слова, начинающиеся на заданный звук. Гораздо лучше выполнение этого задания получается у тех детей, которые уже подготовлены воспитателем или родителями и способны к фонематическому восприятию.

     Дети 4–5 лет вообще отличаются высокоразвитым речевым слухом. Очень быстро они замечают, когда взрослый понижает или повышает тон, говорит быстрее или медленнее, более или менее выразительно. Очень хорошо, если взрослые поощряют интерес детей к этой стороне речевого развития: предлагают ребенку, вслед за взрослым, рассказать стихотворение с выражением, понижая и повышая голос, выдерживая паузы, делая ударение на отдельных словах.

      Еще один отличительный признак этого возраста — более длинный выдох. Благодаря этой особенности ребенок способен длительно тянуть гласные звуки, до 4–7 секунд. Большинство пятилетних детей уже свободно произносят все звуки, лишь некоторые могут испытывать затруднения при произношении шипящих и звука «р».

     Речь пятилетнего дошкольника становится заметно более чистой и отчетливой, младенческое косноязычие пропадает. Ребенку уже доступно произношение небольших монологов, хотя и не вполне совершенных в структурном отношении. Развитие продолжается и на шестом году жизни. Теперь ребенок буквально с каждым днем совершенствует свой словарный запас, учится более точным выражениям, развернутым предложениям. Обладая прекрасной памятью и смекалкой, ребенок прилагает все усилия для того, чтобы высказаться как можно понятнее, стремится быть понятым взрослыми. Кроме описательных моментов, присутствует эмоциональная окраска речи: ребенок, рассказывая о каком-либо событии, старается передать свое личное отношение к произошедшему.

При правильной совместной  работе родителей и педагогов  у детей к 6-7 годам развивается связная, развернутая  речь!

Учитель-дефектолог МКДОУ №42 Голяндина Н.А.

25.05.2014г.

Как готовить с детьми домашнее задание.

       1. Расписание для домашней работы.

      Многим детям помогает, если у них есть четкое расписание, когда выполнять домашнюю работу. Для некоторых из них слишком велико чувство ответственности, если им приходится решать, когда приниматься за домашнюю работу. Однако, после того как время определено, нужно придерживаться расписания настолько близко, насколько возможно.

2. Распределите задания по важности.

     Для некоторых детей проблема, с какого задания  начинать выполнение домашнего работы,  превращается в трудный выбор и они могут очень долго мучиться этой проблемой. Если вы предпочитаете распределять задания по важности, предложите ребенку, какое задание выполнять самым первым, какое – вторым и т.д.

3. Не сидите у ребенка над душой, пока он делает уроки.

     Часть детей перестает работать, когда родитель решает отойти от ребенка, и не посвящает ему полностью все свое внимание. Это – очень нездоровая «зависимость», потому что ничего подобного ребенок не может произвести в классе. Если вы уже оказались в этой ситуации, не следует немедленно разрушать установившийся порядок вещей. Двигайтесь маленькими шажками. Несколько дней подряд садитесь в дальнем конце стола. Затем постепенно увеличивайте расстояние между собой и домашней работой, пока, наконец, ваш ребенок не будет работать самостоятельно.

4. Сначала проверьте то, что выполнено правильно.

     Родители часто имеют привычку обращать внимание в первую очередь на ошибки. Когда в следующий раз ребенок принесет вам свою работу на проверку, в первую очередь отметьте, как хорошо он выполнил те задания, которые сделаны без ошибок, правильно написанные слова и т.п. Относительно тех заданий, где допущена ошибка, скажите: «Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример, у тебя может получиться несколько другой ответ». Теперь ребенок может вернуться к этим примерам без отвращения и без чувства «несоответствия».

5. Не разрешайте сидеть за уроками весь вечер напролет.

    Для такого поведения ребенка может быть несколько причин. Во-первых, он мог не понять новый материал в классе, и поэтому не быть в состоянии выполнить домашнее задание. Во-вторых, возможно, у ребенка уже сформировалось чувство беспомощности. В таком случае, если он будет долго сидеть над заданием, то велика вероятность, что задание будет выполнено родителями. В-третьих, у ребенка могут быть серьезные проблемы с обучением в целом, особенно если такие ситуации повторяются часто, и, возможно, он не в состоянии справиться с таким объемом знаний.

6. Стратегии успеха для заданий, выполняемых по учебнику.

    В большинстве учебников в конце каждой главы есть вопросы. Часто дети не знают, на что им надо обращать внимание в процессе чтения параграфов. Обсудите вопросы в конце главы с ребенком до того, как он начнет читать главу учебника. Используя эту стратегию, они будут знать, на какую важную информацию надо обращать внимание.

7. Обращайте внимание на невербальные сигналы.

  Гримасы, напряженность позы, вздохи, поднятые брови и другие проявления «языка тела» – все это является невербальными ответами. Такое состояние только добавит стресс и ухудшит их возможность работать продуктивно.

8. Избегайте доделывать домашнюю работу ребенка.

    Дети чувствуют себя «неадекватными», когда родители доделывают за них их работу. Во-первых, они воспринимают это как свой провал. Во-вторых, они чувствуют, что никогда не смогут выполнить задание так хорошо, как это сделали мама и папа.

Удачи!

Учитель-дефектолог МКДОУ №42 Тасенко С.А.

15.05.2014г.

ВКЛЮЧЕНИЕ   РОДИТЕЛЕЙ   ИМЕЮЩИХ  ДЕТЕЙ  ИНВАЛИДОВ  В  КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ  ПРОЦЕСС  КАК  ОДНА  ИЗ ФОРМ  РАБОТЫ  ПО  ПОВЫШЕНИЮ  РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

   В последнее время достаточно успешно внедрена федеральная программа по работе с детьми инвалидами, посещающими  индивидуальные занятия учителей-дефектологов.  Опыт работы с детьми, имеющими полиморфные нарушения в развитии показал, что  нарушение внутрисемейного взаимодействия отражается на психическом здоровье всех членов, и в большей степени – на здоровье детей.

   Какие бы изменения ни происходили на коррекционных занятиях, они приобретают значение  для развития личности ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного процесса не может привести к достижению планируемого в программе эффекта, если изменения в поведении, установках, эмоциональных состояниях ребенка не находят понимания и отклика у его родителей и у ближайшего социального окружения, если значимые для ребенка близкие взрослые не видят истинного  смысла этих изменений.

   Осознавая важность сотрудничества с родителями, повышения родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей, анализируя стабильность динамики и ее зависимость от настроя и поведения родителей, необходимо изменить организацию воспитательного процесса путем включения в него родителя.

1.Совместная работа начинается с консультации

– Информирование  родителя об особенностях возрастного и функционального развития  ребенка данного возраста, индивидуальных особенностях конкретного ребенка, трудностях в его развитии и его сильных сторонах.

–  Обосновывается необходимость проведения коррекционной работы, и создаются предпосылки для принятия родителем решения об участии в ней.

–  Информирование  специалиста условно-вариативного прогноза на ближайшую перспективу.

–  Выработка конкретного сценария преодоления трудностей в развитии (цели, задачи программы, методы, ожидаемые результаты). Родитель получает ясные представления о характере и мере своего участия.

   Немаловажно разрушить иллюзию возможности магического, волшебного разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка в результате посещения коррекционных занятий. Необходимо помочь родителям сформировать адекватные ожидания в отношении результатов работы. Уместно подчеркнуть решающую роль самих родителей для обобщения и закрепления результатов.

2. Индивидуальные занятия с ребенком с обязательным участием родителя.

 – Перед началом каждого занятия родителю дается рекомендация изучить тактику поведения специалиста при взаимодействии с ребенком на занятии.

–  Родитель имеет возможность наблюдать за действиями педагога.

    Ситуация необходимости совместного решения родителем и ребенком познавательных задач – оптимальная модель, помогающая родителю освоить важные правила взаимодействия с малышом:

  • последовательность, адекватность инструкций;
  • участие в деятельности (а не руководство деятельностью);
  • промежуточный контроль (а не контроль результата);
  • своевременная помощь (по принципу «помогаю, но не делаю за него»);
  • отслеживание эмоционального состояния ребенка;
  • предоставление возможности ошибаться;
  • терпимость к неудачам при выполнении заданий, адекватное реагирование на них.

   Таким образом, результатом включения родителей в коррекционный процесс являются создание социальной микросреды, оптимальной для гармоничного развития ребенка.

Учитель-дефектолог

Шевченко Л.В.

15.05.2014г.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ДОМАШНИХ

УСЛОВИЯХ

Все родители хотят, чтобы их дети росли и развивались, постоянно приобретая новые полезные навыки.

Но для развития и обучения ребенка, так же как и для любого другого, необходима специально организованная предметно-развивающая среда, которую можно создать в домашних условиях.

Успешнее всего ребенок с нарушениями в развитии приобретает новые навыки в интересной игре, где он может проявить самостоятельность и инициативу.

  • При организации домашних занятий с ребенком тщательно продумайте каждый шаг и творчески подходите к выбору упражнений выстраивая их в игровой, доступной для него форме, при необходимости оказывая помощь ребенку.
  • Начинайте занятие с тех заданий, которыми малыш уже овладел, и постепенно вводите новые упражнения, но не больше одного.
  • Не забывайте поощрять старательность ребенка, даже если его попытки справиться с заданием были неудачными, показывайте, как вы радуетесь, когда он правильно выполняет упражнения.
  • Демонстрируйте малышу свою уверенность в том, что он справится с заданием, не торопите его действия, дайте ему время на обдумывание ответа.
  • Делайте ребенку простые короткие указания, содержащие не более 10 слов, избегайте многословия.
  • Всегда доводите до конца выполнение упражнения или задания, не прерывайте занятия.
  • На одном занятии ограничьтесь выполнением одного нового упражнения или задания.
  • Старайтесь приучать ребенка к самостоятельным действиям в играх и на занятиях, что поможет ему в обыденной жизни быть более независимым от помощи взрослого.
  • Постарайтесь выстраивать домашние занятия в удобном для обучения порядке – от простого к сложному.
  • По мере освоения ребенком новых навыков постепенно уменьшайте свою помощь, предлагайте ему более сложные задания, побуждая к освоению более трудных действий.
  • Занимаясь с ребенком, всегда помните о вреде перегрузки во время занятий, которая может отрицательно сказаться на его нервной системе; старайтесь, что бы домашние задания приносили детям радость и пользу для их дальнейшего развития.

Ребенок с нарушениями в развитии, так же как и здоровый обучается в самостоятельной игре.

Помните: ваше регулярное общения с ребенком будет способствовать развитию у него познавательных интересов, формированию новых необходимых умений и навыков.

 Учитель-дефектолог Колесникова Н.Ю.

МКДОУ №42 “Материнская школа”

02.04.2014г.