Советы учителя-дефектолога

Как общаться с ребенком, имеющим нарушения в развитии.

Все дети капризничают и плачут. При этом они ведут себя по-разному: одни плачут тихо, безнадежно, другие – искусственно, неискренне, третьи –  вызывающе, истерично.

 

Детская истерика – это способ влияния на окружающих. Ребенок может топать ногами, кричать – словом, всячески привлекать к себе внимание, но эти слезы предназначаются публике.

Демонстративное поведение происходит при большом появлении людей. Ребенок сквозь слезы и крик следит за реакцией родителей и реакцией окружающих людей. Истерика ребенка – это способ получить желаемое, поставить родителей в неловкое положение. Реагировать на детскую истерику можно по-разному. Однако, нельзя оставлять ее без внимания.

v Не относитесь к слезам ребенка безразлично, даже если внешне приходится соблюдать невозмутимое спокойствие.

Дети с нарушением в развитии часто впадают в истерику от беспомощности, невозможности справляться с каким-то действием.

v Помните: если ребенок часто плачет, капризничает, раздражен – это сигнал неблагополучия в его отношениях со взрослыми в какой-то значимой для него сфере.

v Постарайтесь проанализировать, почему ребенок так себя ведет, не торопитесь наказывать, одергивать малыша, разберитесь в создавшейся ситуации.

Причинами детской истерики могут стать:

  • отказ взрослых выполнить желание ребенка;
  • противоречивые требования взрослых;
  • усталость или нервное перевозбуждение;
  • эмоциональное переутомление;
  • подражание другим детям;
  • многочасовое сидение  у экрана телевизора;
  • увлечение компьютерными играми;
  • чувства одиночества.

Обязательно постарайтесь понять причину истерики ребенка.  

v Больше общайтесь со своим малышом. Возможно, ему не хватает вашего внимания.

v Чтобы понимать своего ребенка и избежать его истерик, чаще беседуйте с ним о его настроении, интересах и обязанностях.

v Передавайте ребенку свою радостную, положительную энергетику.

v Организуйте предметно-игровые действия, привлекательные для ребенка, с использованием мимики, жестов, слов, картинок и предметов.

При общении с ребенком старайтесь соблюдать правила хорошего тона:

 

  • разговаривайте с малышом ровным, спокойным, уравновешенным тоном;
  • при разговоре смотрите ребенку в глаза;
  • не перебивайте малыша на полуслове, постарайтесь быть внимательным, заинтересованным слушателем;
  • не разглашайте детские секреты, которые ребенок вам доверяет.

 

Обращайте внимание ребенка на правильность произношения звуков и слов при разговоре, контролируйте процесс речевого общения, постепенно побуждайте ребенка к речевой деятельности.

Только при систематичном общении с ребенком можно  получить положительный результат: научить его правильно произносить звуки, определенные слова, фразы, а в дальнейшем пользоваться речью.

 Учитель-дефектолог Ступакова Л.В.

МКДОУ №42 “Материнская школа”

07.02.2014г.