Образование

 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 

ДЛЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЮ-ДЕФЕКТОЛОГУ

Образовательная область «Речевое развитие»

Художественная литература.

       Знакомство детей с нарушением интеллекта с художественной литературой является важным направлением  в коррекционно-воспитательной работе с ними.

            Художественная литература тесно связана с игровой деятельностью детей с нарушением интеллекта. Она позволяет им осмыслить игровую ситуацию, наполнить ее художественными образами, способствует появлению замысла.

            Педагог целенаправленно воспитывает интерес к художественной литературе у детей с нарушением интеллекта, развивает их способность к целостному восприятию произведений различных  жанров, обеспечивает усвоение содержания произведения и эмоциональную отзывчивость на него.

            В такую беседу может быть включен краткий рассказ о писателе. Заинтересовать детей предстоящим чтением можно с помощью загадки, стихотворения, картинки.

            На III-м году обучения дети учатся передавать смысл пословиц и поговорок. Также добавляется чтение описательного рассказа в музыкальном сопровождении.

            Тематика занятий на III-м году обучения расширяется, происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного опыта детей. Перед  знакомством с произведением проводится краткая вводная беседа, направленная на подготовку детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения.

Заучивание стихотворений.

            Учитель-дефектолог учит дошкольников понимать стихи, воспринимать содержание, поэтическую форму (музыкальность, ритмичность), развивает такие психические процессы, как внимание,  память.

           Заучивание стихов включает в себя два связанных между собой процесса: слушание поэтического произведения  и  его воспроизведение, то есть  чтение стихотворения наизусть.

            Стихи подбираются с учетом характерных особенностей детей с задержкой психического развития: в произвольной деятельности. Дети испытывают трудности при запоминании стихов. Помочь может установка педагога на запоминание (детей учат ставить перед собой цель: запомнить текст), мотивация (это может быть чтение стихов  на утреннике, чтение маме и бабушке, выступление перед малышами). Установка и мотивация помогают мобилизировать  память, внимание  ребенка.

            Продолжается работа по развитию интереса к поэзии, желания запоминать и выразительно  читать стихи, пользуясь естественными интонациями. При заучивании стихов перед детьми ставится задача – запоминать стихотворение.  Берутся белее сложные  по содержанию и форме стихи, увеличивается их объем.

            Учитель-дефектолог в кратком анализе обращает внимание детей на художественные образы, элементы сравнения, метафоры.

            Педагог в начале занятия эмоционально настраивает детей на благоприятное восприятие и запоминание поэтического произведения.

            В процессе заучивания стихов учитываются индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у некоторых детей, их склонности и вкусы, отсутствие у некоторых детей с задержкой психического  развития интереса к поэзии, недоразвития видов внимания, процессов запоминания и воспроизведения.

Обучение детей пересказу.

            Основная часть занятия по обучению детей с задержкой психического развития пересказу имеет особую последовательность, методы и приемы:

  1. Первое чтение текста без установки на запоминание и пересказ.Цель – целостное эмоциональное и художественное восприятие детьми произведения. Если в тексте встречаются новые, непонятные детям слова, то значение этих слов объясняется перед прочтением.

      2.Беседа по содержанию произведения.Цель усвоение содержания произведения.Вопросы         к беседе заранее продумываются педагогом и фиксируются в плане занятия. Детям задаются репродуктивные и поисковые вопросы, они помогают им установить и запомнить последовательность, ход и цепь событий, способствуют развитию внимания и памяти детей.

          Вопросы проблемного характера направляют детей на понимание ими зависимости между событиями, смысла произведения, замысла автора.

           Кроме этого, педагог использует вопросы и реплики, акцентирующие внимание детей на художественных особенностях, приемах, выразительных средствах.

            3.Повторное чтение произведения с установкой на пересказ. Цель – белее точное запоминание содержание произведения, последовательности событий, слов автора.

            4.Обсуждение готового плана или совместное составление плана пересказа.Цельуточнение последовательности развития сюжета. Педагог или предлагает детям готовый план, или составляет его вместе с детьми на занятии. Произведение делится на смысловые части, определяется их основная мысль и дается название каждой части.

            5.Пересказ произведения детьми. Цель – обучение детей пересказыванию, то есть  дословному изложению текста. Каждый пересказ детей анализируется педагогом или детьми для того, чтобы отметить положительные стороны, поощрить старания, дать советы, которые могут использовать остальные дети.

            На III-м году обучения предлагаются более сложные описательные ситуации со сложными смысловыми связями. Присутствуют усложненные формы прямой речи.

            Педагог закрепляет понятие  детей о схеме рассказа: начало, середина, конец рассказа. Это помогает детям вести логическую последовательность повествования.

            На III -м году обучения дети продолжают пересказывать рассказы по  плану, предложенному педагогом. План помогает установить смысловую группировку текста. Предлагаются  различные формы моделирования: предметное и преметно-схематичное.

            В работе используется пересказ от лица главного героя на основе хорошо знакомого детям текста.

Обучение детей рассказу.

            Работа по обучению рассказыванию детей с нарушением интеллекта имеет свои особенности и виды. 1 вид – это описательные рассказы, которые включают в себя рассказы о натуральных объектах, 2 вид – рассказы по игрушкам, картинам и сериям картин, 3 вид – рассказы из опыта коллективного и личного, 4 вид – творческие рассказы.

Рассказы по игрушкам.

            Используются различные виды игрушек:

– дидактические (матрешки, пирамидки и другие)  – сюжетные (образные): куклы, машины, животные, посуда, мебель, – готовые наборы игрушек. Объединенные одним содержанием: птичий двор, животные леса, – наборы, составленные педагогом: комната, магазин.

            При описании игрушек используются следующие приемы: образец педагога, план-алгоритм, который включает связанное последовательное описание внешнего вида игрушки и действий с ней, с дополнением личного отношения к ней.

            Совместная деятельность проводятся в виде дидактической игры. Подбираются яркие выразительные игрушки. Чтобы их можно было сравнить (две куклы в разных костюмах, две машины разные по размеру и цвету). В процессе рассматривания игрушек следует показать детям возможные связи между предложениями:

– местоименная связь (это кошка, она любит молоко),

– лексический повтор (зайчик прыгает, зайчику холодно),

– синонимическая замена  (щенок играет, дружок радуется).

            Именно такое обучение помогает в дальнейшем использовать в связном рассказе формально-сочинительные средства связи.

            Дается более полное описание игрушек. Дети описывают не только внешний вид игрушки, но и называют материал, из которого она сделана; рассказываю о том, как можно с ней играть. Такие упражнения  подводят детей  к составлению загадок. Темы разнообразны: «Дикие животные», « Посуда», «Мебель», «Одежда», «Инструменты», «Мебель».

            Дошкольники составляют загадки на основе образца на основе образца педагога.  Сначала игрушка рассматривается, затем дается образец по составлению описательной загадки. Оценивая работу детей, педагог отмечает полноту описания, точность словаря.

           Рассказ по серии игрушек сопровождается  игровыми действиями с игрушками по типу игры-драматизации. Ребенок рассказывает о действиях, которые совершает педагог с игрушками. Придумываются несложные сценки-рассказы. Дается представление о том, как можно начать рассказ («Однажды..», «Как-то…»). Приемы обучения выбираются с учетом темы, умений детей, их представлений о структуре  рассказа. Дается образец начала рассказа, педагог начинает, а дети  продолжают, предлагается набор игрушек «Дикие животные».

             Рассказ по картинам.   Для формирования умения описывать картины и составлять рассказы-повествования используются специально разработанные серии  дидактических картин разных типов:

            1. Предметные картины.Предметные картины – описание одного или нескольких предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними. Дети учатся видеть сходство и отличия в предметах, их характерные признаки, устанавливать связь между предметами, обозначать словами. Темы: «Аквариумные рыбки», «Огород», «Машины», «Посуда».

            2. Сюжетные картины. Сюжетные картины – предмет и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг  с другом. Дети рассматривают и описывают картины с помощью вопросов педагога. Затем самостоятельно составлять  описание по плану. Рассматривается  вначале главное, потом детали, которые должны заметить сами. Темы картин: «Зимние развлечения», «Весна», «Поливка огорода».

                   3. Пейзажные картины.Рассказывание по пейзажным картинам – помогает детям увидеть и ощутить красоту природы, развивает наблюдательность. Рассматривание картины начинается  с молчаливого ее созерцания. Постепенно развертывается беседа. Цель беседы по картине – подвести детей к правильному восприятию и пониманию основного содержания картины и одновременно совершенствовать диалогическую речь. А затем составить рассказ по плану педагога. Дети учатся рассматривать и описывать картину сначала по вопросам педагога, а затем по его образцу. Учатся употреблять точные и образные слова.

                       4.  Серия сюжетных картинок. Рассказывание по серии сюжетных картинок – способствует развитию умения  выстраивать  сюжетную линию рассказа. Формирует представление о его композиции, активизирует поиск образных средств  выражения и способов внутритекстовой связи. Кроме лексико-грамматических упражнений обязательно включаются и логические упражнения, манипуляции с картинками. Используются разные варианты предъявления картинок для составления рассказа:

– дается вся серия картинок в логической, временной последовательности;

– вся серия картинок находится на доске, но первая картина открыта, другие закрыты. После описания первой картинки открывается следующая картинка. Это развивает воображение, умение предвидеть развитие сюжета;

– выставляется серия картинок с нарушенной последовательностью. Дети находят ошибку, исправляют ее. Рассматривают каждую картинку, составляют рассказ;

– придумывание дополнительной картинки в начале и в конце серии, рассказа.

       Также детей учат располагать серию сюжетных картинок в логической последовательности, составлять рассказ по плану педагога, предвидеть развитие сюжета, придумывать начало и конец сюжета. Закрепляется представление о композиции и структуре рассказа. Дети учатся задавать вопросы по сюжету. На  III-м году обучения – «Откуда хлеб пришел», «Случай на границе».  Кроме монолога этот вид рассказов развивает анализ и синтез мышления.

            Рассказы из опыта (коллективного и личного). Это рассказы  о тех событиях, свидетелями или участниками которых были сами дети. Рассказы носят произвольный характер, они менее четкие и стройные, зависят от уровня и объема знаний детей об окружающей жизни, состояния и уровня развития памяти и мышления, наблюдательности и других особенностей познавательной деятельности и личности ребенка с нарушением интеллектаРассказы из опыта берутся двух видов: – рассказы, отражающие коллективный опыт детей; – рассказы, отражающие индивидуальный опыт.

            В рассказывании из коллективного опыта у педагога больше возможностей помочь детям, так как  он сам был участником этих событий.

           Второй вид рассказывании сложнее. Никто не наблюдал того, о чем будет рассказывать ребенок. Руководить рассказыванием будет в этом случае труднее, так как не сформированы процессы памяти. Успешность выполнения речевого задания зависит от активации детской памяти. С этой целью используются вспомогательные вопросы общего характера, так как педагог не знает, о чем будет рассказывать ребенок (Где отдыхал летом? С кем?) Педагог высказывает свою заинтересованность к предмету рассказа, желание узнать о нем поподробней.

            На III-м году обучения продолжается обучение последовательно и полно воспроизводить коллективный опыт, вводятся рассказы из личного опыта. Педагог дает готовый план и учит излагать событие, не отступая от него; направляет внимание на суть передаваемых событий. Добавляется тема «Новогодний подарок Деда Мороза»».

            Творческие рассказы – придуманные рассказы, представляющие собой результат детской фантазии, воображения.

            Творческие рассказы многообразны по степени сложности и самостоятельности:

– придумывание начала и конца рассказа; – по предложенному сюжету; – по заданной теме; – придумывание сказки.  На III-м году обучения используется прием составления рассказа  от своего имени. Продолжается работа над структурой высказывания. Дети учатся придумывать продолжение рассказа.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование элементарных математических представлений.

Количество и счет.             Форма. Величина.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Конструктивно-модельная деятельность

         На III-м году обучения проводится совместная деятельность, направленная на формирование обобщенных представлений о цвете, форме, величине, расположении предметов в пространстве. Важную роль в формировании этих умений играют дидактические игры. Подбираются такие игры, которые будут направлены на решение обучающей  задачи.  Так, для  развития ориентировки в свойствах предметов  используются игры: «Спрячь мышку», «Разноцветная полянка», «Геометрическое лото». Не секрет, что дети  механически запоминают и воспроизводят последовательность числительных, не умеют свободно ориентироваться в натуральном числовом ряду, имеют слабые вычислительные навыки.                       Все обучение носит наглядно-действенный характер. Все математические понятия ребенок усваивает в процессе активной деятельности: в играх, наблюдая за действиями педагога, выполняя графические задания (рисование, обводка, раскрашивание)  и упражнения по конструированию и моделированию  (из палочек, геометрических фигур).

        Посильная работа детям доставляет   радость, помогает снять умственное переутомление. на НОД  используются  настольные игры: геометрическое лото, домино, мозаику. В группе находится наборное полотно  с демонстрационным материалом: фланелеграф с цифрами, геометрическими фигурами, а также разнообразный раздаточный материал (игрушки, геометрические фигуры, предметные картинки). На НОД  используются  тетради с печатной основой, а также рабочие тетради в крупную клетку, в которых дети работают в вечернее время с воспитателем.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЮ

         Основной задачей педагогической работы с детьми с ЗПР является коррекция психических процессов, а также развитие эмоционально-волевой сферы. Решение этих задач возможно при всестороннем развитии ребенка на базе потенциальных возможностей.

         При составлении  адаптированной программы учитываются  возрастные и психо-физические особенности детей. Дети с ЗПР имеют низкую познавательную активность, ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых для начала обучения в школе.

         Образовательная область «Познавательное развитие» направлена на формирование представлений у детей о действительности, их уточнение и систематизацию. Знания об окружающем мире развиваются и закрепляются в различных видах деятельности: изобразительной, конструктивной, игровой, трудовой, а также во всех режимных моментах повседневной жизни.

         Программное содержание по формированию целостной картины мира включает:

  • ознакомление с предметным миром;
  • ознакомление с природоведческим материалом;
  • обществоведческие знания (деятельность людей, родственные отношения, город, деревня, профессии людей).

        НОД  по ФЦКМ способствуют обогащению практического и чувственного опыта детей, развитию кругозора, активизации мыслительной деятельности и развитию речи.

         Детей учат анализировать изучаемые предметы, обобщать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи в природных и общественных явлениях, делать выводы, заключения.

           Обучение использованию имеющихся знаний в разных видах деятельности заключается в формировании умений выделять в объектах те свойства, которые наиболее существенны для данного вида деятельности.

          Содержание НОД  по ФКЦМ является основой для занятий по развитию речи, поэтому их тематика близко. В НОД  по ФЦКМ в центре внимания сами предметы, факты реальной действительности, а на занятиях по развитию речи отработка речевых умений.

      У детей с ЗПР отмечается более поздняя потребность общения со взрослыми и сверстниками, недоразвитие речи носит системный характер, поэтому в повседневной жизни во всех видах деятельности педагог работает над коррекцией связной речи, побуждает активно включаться в речевое общение.

      Важную роль в развитии детей с ЗПР имеет игра в процессе которой решаются общеразвивающие и коррекционн0-развивающие  задачи. В игре осуществляется умственное развитие детей, нравственное воспитание. Содержание игры развивается и усложняется с приобретением детьми новых знаний об окружающей жизни, развитием умения применять эти знания, совершенствованием навыков. В игре у детей формируются умения согласовывать свои интересы с интересами коллектива.

      В развитии сюжета игр по хорошо знакомым темам прослеживается логическая последовательность действий, совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых событий и явлений реального мира. Обучение сюжетно-ролевой игре педагог проводит на фронтальных занятиях, используя все помещения игровой комнаты, осуществляет также в виде руководства самостоятельной игрой детей в их свободной деятельности.

       Для детей с ЗПР характерна малая дифференцированность движений кистей рук, трудности формирования сложных случайных движений. Это затрудняет их работу на занятиях по продуктивным видам деятельности.

         Обучение по всем видам продуктивной деятельности тесно связано с развитием игровой деятельности и ознакомлением с окружающим.

Аппликация – формирует представления о сенсорных эталонах, способствует развитию конструктивных возможностей. Педагог развивает творческие способности, учит детей самостоятельно находить в окружающей жизни и природе сюжеты для изображения, обсуждать замысел работы, совместно планировать коллективную деятельность, контролировать отрицательные эмоции.

Лепка – способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых движений. Дети воспринимают инструкцию к выполнению задачи, описывают процесс выполнения задания, проводят самоанализ результата, оценивают продукты деятельности других.

Рисование – важнейшее средство коррекции недостатков у детей с ЗПР: развивает манипулятивную деятельность рук, зрительно-двигательную координацию, помогает формировать правильное восприятие сенсорных эталонов, умение передавать их в изображении.

         Начиная обучение детей изобразительной деятельности, воспитатель разрабатывает индивидуальную программу на каждого ребенка основываясь на результатах обследования на начало учебного года. Третий год обучения характеризуется большой самостоятельностью детей.

 Педагог решает следующие задачи:

  • совершенствовать умения детей анализировать натуру перед рисованием, самостоятельно выделять плоскостную фигуру из объемной;
  • учить видеть и передавать особенности формы предметов;
  • учить рисовать без показа;
  • продолжить учить рисовать по сюжетам сказом;
  • совершенствовать умение располагать предметы в перспективе, передавать заслоняемость предметов, заполнять все пространство листа;
  • продолжать изображать человека и животное в движении;
  • на занятиях по декоративному рисованию учить составлять узоры из элементов дымковской, городецкой, хохломской росписи;
  • переносить рисунок с одной стороны рисунка на другую;
  • закреплять умение планировать работу.

      Педагог включает в занятие игровые моменты, проводит обыгрывание предметов, использует следующие методы:

Наблюдение. Педагог привлекает внимание детей к изображению предметов, а также различных сценок и фрагментов из жизни каждого ребенка. Это способствует возникновению у детей первых изобразительных замыслов с сюжетным характером.

Показ. Воспитатель рисует на глазах детей мелом на доске, красками, карандашами, фломастерами. Рисунки должны быть схематичными, отражать самое существенное.

Обыгрывание предметов. Дети с ЗПР часто не понимают функционального назначения предметов, подлежащих изображению. Плохо понимают роль изображения как своеобразного заменителя предмета, поэтому детей сначала учат обыгрывать предметы.

  Традиционная структура НОД  по «Художественному творчеству» – рисование, лепка, аппликация..

1.Мотивация на образовательную деятельность

2.Эмоциональный настрой на НОД.

3. Организационный момент.

4. Коррекционная игра, упражнения.

5. Дидактическая игра, упражнения.

6. Основная часть.

7. Рассматривание образца

– объяснения педагога, показ

– планирующая речь

– работа детей

8. Физминутка (психогимнастика)

9. Анализ.

         Поделки, изготовленные на  НОД  по продуктивным видам деятельности, используются в сюжетных играх. НОД   по изобразительной деятельности тесно связаны с игрой, ознакомлением с окружающим, развитием речи и разумным трудом, ФЭМП. В процессе НОД  устанавливаются и уточняются значения слов, устанавливаются связи между зрительно воспринимаемыми образами и свойствами и их словесными обозначениями, что приводит к образованию устойчивых и полных представлений. Полученные на НОД  по ИЗО навыки дети закрепляют в свободной деятельности в специально созданных уголках по изодеятельности.

         Трудовое воспитание в подготовительной к школе группе осуществляется на НОД   по художественному труду и в процессе других видов деятельности: самообслуживании, хозяйственно-бытовом труде, труде в природе. Формирование положительного отношения к труду у детей с ЗПР обеспечивает:

  • ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда, воспитание уважения к людям труда, бережного отношения к его результатам;
  • организация трудовой деятельности детей, в процессе которой формируются трудовые навыки, навыки организационной работы, положительные взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Педагог планирует работу по формированию трудовых навыков у детей индивидуально и небольшими подгруппами, оценивает выполняемые действия и их результаты.

         В подготовительной группе с детьми ЗПР рекомендуется проводить НОД  длительностью 30 минут. Цели, задачи, тематика согласовываются с учителем-дефектологом.

Количество:

ФЦКМ- 2 раза в неделю (I половина дня, фронтально)

Рисование – 2 раза в неделю (I половина дня, по подгруппам)

Лепка – 1 раз в неделю (I половина дня, по подгруппам)

Аппликация – 1 раз в неделю (I половина дня, по подгруппам)

Ручной труд – 1 раз в неделю (I половина дня, по подгруппам)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ  РАБОТЫ  ИНСТРУКТОРАУ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

                 Коррекция психомоторных нарушений у детей с задержкой психоречевого развития.

        Для детей с ЗПР  обучения основной коррекционно-восстановительной работой  становятся наглядные и практические методы. При организации обучения важно выбрать способ передачи ребенку собственного опыта.

             Более доступным способом передачи ребенку знаний и умений оказывается показ (показ упражнения, имитация, наглядные пособия в виде картинок, игрушек). Подражая, например, действиям зайчика, мышки, дети входят в образ и с большим удовольствием выполняют упражнения. При показе ребенок видит не только результат действия взрослого, но и все этапы действия, которым он может подражать. Многие дети поступающие в детский сад не могут действовать не только по образцу, но и по подражанию.  В этих случаях используются жестовые инструкции, а если и это не помогает, выполняются совместные действия и задания, прием «Рука в руке».  Разучивая упражнения, необходимо создать у детей правильное представление о движении в целом. С этой целью используется показ, объяснение, практическое апробирование. У детей образуется связь между зрительным образом, словами, обозначающими технику, и мышечными ощущениями. Чем младше дети, тем они меньшим запасом двигательных представлений обладают и тем больше места в создании этих представлений занимает показ. С увеличением двигательного опыта шире используется объяснение. На этом этапе обучения больше отводится места игровым и сюжетным занятиям, посредством которых реализуется главное направление, как коррекция движений через игру. Например: «Подарки» (И/у «Кукла», «Юла», «Самолёт», «Погреми погремушкой»). «Лошадки» (И/у «Деревянная лошадка», «Цирковые лошадки», «Найди себе пару», «Перевези груз», «Карусель».

    К концу года при разучивании движений большее место занимают: имитация, зрительные и звуковые ориентиры. Обучение выполнению движений по инструкции взрослого с сопровождением показа.

     При обучении обращается внимание на  построения. В ходе его организованного передвижения у детей формируются пространственные представления. Детей учат ходить в определенном направлении к указанным педагогом ориентирам.

       Большое место на этом этапе, так же как и на предыдущем, отводится тренировке ползания, лазания, подлезания и перелезания. Эти упражнения обязательно носят игровой характер: детям дается задание ползти в определенном направлении до какого-либо ориентира (например, до корзины с игрушками). Проводятся игры – упражнения с подлезанием под веревку, дугу. Большое внимание обращается на ползание в определенном темпе. Упражнения в ползании постоянно сочетаются с движениями выпрямляющего характера (доползти и встать), с заданиями на равновесие (ползание по доске).

       Тренировка лазания способствует преодолению свойственного многим детям страха высоты, воспитывает согласованность движений рук и ног. Навыки лазания развиваются индивидуально.

         Большое место отводится упражнениям по бросанию и ловле предметов. При обучении широко используются мячи разных размеров: большие мячи дети должны захватывать и нести двумя руками, маленькие – одной. Ребенок учится бросать двумя руками, а также одной. В ходе занятий дети скатывают мячи, шарики по наклонной доске, катают мячи друг другу из исходного положения сидя и стоя. На этом этапе включают задания из серии «школа мяча»- подбрось-поймай; брось в пол – лови.

        Полезной является игра «Прокати обруч», в которой развивается умение  производить с предметами разнообразные движения, а также укрепляется мелкая мускулатура кисти. Развитию зрительно-моторной координации, навыка бросания предметов и начальных упражнений по бросанию в цель способствуют игры «Попади в ворота» и «Целься вернее».

        Для развития у детей умения слушать текст и выполнять движения в соответствии с ним,  можно применять игры «Зайка беленький сидит», «Птички в гнездышках», «Волк и зайцы». Ребята любят подвижные игры связанные с бегом, прыжками, развивающие и совершенствующие двигательные навыки и умения и оказывающие огромное воспитательное и эмоциональное воздействие. Такие игры проводятся индивидуально  с отдельными детьми и коллективно. Дошкольники очень любят, когда взрослые играют вместе с ними. Воспитательное значение игр, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Она может сделать ленивого трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Она помогает сплотить коллектив, включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых. В ней  воспитывается сознательная дисциплина, дети начинают соблюдать правила, справедливость, учиться контролировать свои поступки, а также  правильно и объективно оценивать поступки других. Характерной чертой подвижных игр считаются не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в различных игровых ситуациях, что создаёт большие возможности для проявления инициативы и творчества. Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, ребёнок испытывает радость от физического и умственного напряжения. При проведении подвижных игр важно, чтобы каждый ребенок принимал в них посильное участие; необходимо избегать переутомления и перевозбуждения детей.

          Методические приемы, используемые при обучении культурно-гигиеническим навыкам, практически неизменны, так как обеспечивают механизм формирования любого навыка. Это показ с подробным объяснением действий, подробное словесное объяснение, частичный показ, указание, напоминание с указанием действия, общее напоминание, проверка выполнения действия, оценка. Данные приемы здесь не указаны, но постоянно, в зависимости от уровня освоения, они используются воспитателями при формировании культурно-гигиенических навыков. В перспективном плане приводятся игровые приемы, дидактические игры, перечень художественных произведений, которые помогут привлечь внимание детей к последовательности действий, будут способствовать поддержанию самостоятельности в самообслуживании.

             Воспитание навыков самообслуживания – довольно длительный процесс, поэтому планировать работу целесообразно поквартально, что и показано в перспективном плане. Безусловно, процесс формирования почти всех навыков осуществляется постоянно и практически одновременно. Однако, на наш взгляд, есть необходимость уточнить некоторую последовательность такой работы на каждый квартал с тем, чтобы именно на эти навыки педагоги обращали наибольшее внимание.

 Средства, методы и приемы обучения.

1.Игра.

2.Ситуативный разговор.

3.Беседа.

4.Рассказ.

5.Чтение.

6.Игровая беседа.

7.Интегративная детская деятельность.

8.Проблемная ситуация.

Способы проверки обученности воспитанников

     Педагогический мониторинг освоения детьми образовательной области проводится два раза в год – в начале и конце учебного года.

Диагностические задачи

Методы диагностики

Изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни

Индивидуальные беседы с ребенком;

Проблемные диагностические ситуации

 Проективные методы

 Контект-анализ продуктов деятельности

 Наблюдение

Изучить особенности представлений дошкольников о здоровье, знаний, умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих его: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди»

Беседы

 Диагностические игровые задания

 Проблемные ситуации

 Наблюдение

 Опрос родителей и педагогов

Изучить особенности здоровьесберегающей компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать:

 -задачи здорового образа жизни и безопасного поведения;

– задачи разумного поведения в непредвиденных ситуациях;

– задачи оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи

 Диагностические игры

 Проблемные ситуации