Советы педагога-психолога

 Детские страхи: боязнь темноты

        Боязнь темноты – одна из самых распространённых фобий, которая встречается как у детей, так и у взрослых. Специалисты отмечают, что боязнь темноты заложена на подсознательном уровне, то есть  она связана с природным инстинктом самосохранения. Если окунуться в прошлое, тогда мы найдём ответ, почему человек связывает свою безопасность со светом и чувствует угрозу в темноте.

        Около полумиллиона лет назад человек научился добывать огонь. Огонь символизировал день, солнце, тепло, защиту. Темнота же наоборот вызывала благоговейный ужас и заставляла людей объединяться в группы, выставлять караул и поддерживать огонь на протяжении долгого времени. У каждого из нас в подсознании есть запись на уровне ДНК о том, что если светло, значит безопасно. Поэтому ребёнок, который боится темноты, часто просит родителей оставить на ночь включённую лампу или открыть дверь, чтобы луч света пробивался в его комнату. Таким образом, ребёнок даёт себе возможность почувствовать безопасность и через некоторое время спокойно засыпает.

        Чтобы осознать, что переживает ребёнок в темноте, какие чувства он испытывает необходимо мысленно вернуться  в своё детство и вспомнить, что  вызывало у  Вас боязнь темноты.

        Бывают случаи, когда ребёнок со временем не преодолевает такое эмоциональное расстройство как боязнь темноты, и это находит отражение в его самооценке, чувстве безопасности, эмоциональном фоне и так далее. Боязнь темноты такой человек испытывает каждый день, когда наступает вечер – страх даёт о себе знать. Поэтому важно, чтобы родители не закрывали глаза, если их ребёнок  испытывает страх темноты. Вовремя включившись в ситуацию, именно родители помогут ребёнку преодолеть этот страх.

Причиной появления боязни темноты у детей может быть:

  • Конкретный случай, который произошёл с ребёнком или с кем-то из близких родственников. Например, если ребёнок зашёл в тёмную комнату, и оттуда резко выскочила домашняя кошка, тогда он испугается. Возможно, он не придаст этому значения, а возможно у него зафиксируется реакция по типу темно – значит страшно, неожиданно, опасно.
  • Внушённый страх, который навязан родителями, бабушками, воспитателями, значимыми взрослыми. Через свои эмоции, страхи, опасения родители могут внушать своему ребёнку необходимость бояться темной комнаты. Например, когда ребёнок долго не засыпает, родитель говорит ему: «Поворачивайся и закрывай глазки, не то бабушка Яга прилетит на ступе и заберёт тебя», либо «Спи, давай. А то завтра не выспишься, будешь капризный, вредный» – идёт от родителей указание ребёнку каким быть завтра, грубейшая ошибка с их стороны, они как бы программируют его на  такое поведение.
  • Детская фантазия, подкрепляемая неправильным режимом дня и негативными сюжетами с экрана телевизора. Родители после рабочего дня пытаются отвлечь ребёнка от себя через просмотр мультфильмов или фильмов. Нервная система  ребёнка при просмотре  мультфильма возбуждается, ребёнок проявляет активность, хочет прыгать, играть, не соглашается выключать  мультфильм на требование родителей. То есть перед сном они испытывает негативные эмоции, такие как отчаяние, злость, несправедливость, обида… В итоге ему трудно заснуть и он свои эмоции может выражать через  представление в своём воображении отрицательного героя, который недоволен, агрессивен, опасен. Или просмотр фильма с устрашающим содержанием. В результате ребёнок уже не может спокойно перейти ко сну, потому что возбуждён содержанием фильма, а богатое воображение рисует самые невообразимые картины. Где уж тут уснуть! Ребёнок может испытывать при этом страх, как  за родителей, так и за себя. Такие фантазии имеют, двойной эффект. В одном случае они позволяют ребёнку сделать высвобождение своих негативных эмоций, приписывая их воображаемому герою, в другом  случае ребёнок может поверить в то, что этот герой опасен для него и будет  бояться остаться один в комнате, особенно в тёмной.  Отсюда следует, что родителям необходимо вечером исключить просмотр страшного содержания мультфильмов или фильмов.

       Важно помнить, что  перед сном обстановка в доме должна быть благоприятной, желательно чтобы мама  пожелала  «Спокойной ночи», поцеловала своего ребёнка. Поцелуй на ночь иногда воспринимается ребёнком как благословение родителей на  здоровый сон. Если ребёнок испытывает боязнь темноты, попробуйте ему дарить на ночь волшебный поцелуй, который будет охранять его сон.

  • Внутрисемейные конфликты могут найти всё отражение в боязни темноты. Семейный фон, где часто происходят конфликты, благоприятен для развития неуверенности, чувства ненужности родителям, сомнения в том, что ребёнка любят, что он желанный, что он в безопасности… Негативные эмоции могут спровоцировать не только развитие боязни темноты, но и укрепить его настолько сильно, что даже в подростковом возрасте страх темноты может владеть ребёнком. Каждый раз, ложась спать, он будет испытывать не только  страх, но и стыд, что усугубит эмоциональное состояние подростка. У такого ребёнка может возникнуть депрессия и агрессивность, при этом  родители  не будут находить адекватных причин для такого поведения. В итоге ребёнок будет ввязан в конфликтные отношения с родителями, что  будет осложнять ситуацию, так как чувство незащищённости будут ведущим в его эмоциях.

        Чтобы помочь ребёнку, у которого проявляется боязнь темноты, необходимо понять самое главное, доводы взрослых годятся только для взрослых. Самая частая фраза, которой пользуются  родители, чтобы поддержать ребёнка: «В темноте нет ничего страшного» для ребёнка не несёт никакой защиты и не даёт объяснения тем чувствам и эмоциям, которые он испытывает. Поэтому не надо убеждать ребёнка «Мне не страшно», «Здесь нет ничего такого, из-за чего следует бояться», необходимо сопереживание и поддержка, любовь и настоящая вера в то, что Ваш ребёнок справится с такой особенностью, как боязнь темноты. Родители, которые не сомневаются в своём ребёнке, смогут ему помочь.

        Когда ребёнку не хватает любви, он теряет уверенность в себе, он  чувствует себя одиноким и незащищённым. Это влечёт появление таких переживаний как: беспокойство, тревога, душевное смятение. Если взрослые не оказывают поддержку своему ребёнку в необычной для него ситуации, предоставляют ему самостоятельность в этот момент, тогда ребёнок может чувствовать себя покинутым, будет переживать страх. В необычной, непреодолимой для него ситуации логичным будет ощущение сильного волнения.

         Укладывая спать ребёнка, родители обычно гасят свет и оставляют  его  наедине с сами собой. Темнота скрывает все знакомые  предметы, возникает чувство тревоги и незначительный шум может привести ребёнка  в смятение и вызовет сильный выброс адреналина в кровь, что вызовет учащённое сердцебиение, нервная система будет возбуждена и ребёнок не сможет спокойно уснуть.

     Для успешного преодоления  боязни темноты необходимо создать соответствующие предпосылки, такие как:

  • Понимание чувств и желаний ребёнка, его внутреннего мира.
  • Положительный пример родителей, которые признали свои страхи и поделились методом их преодоления.
  • Перестройка неправильных, неадекватных отношений с ребёнком.
  • Гибкость и непосредственность в воспитании.
  • Уменьшение тревожности, излишней опеки и чрезмерного контроля.
  • Безусловная любовь и сильная вера в возможности своего ребёнка преодолеть страх темноты.
  • Нельзя винить, либо ругать и наказывать ребёнка за то, что он боится, что он такой беззащитный и несчастный, поскольку  во всём  он зависит от родителей, что ждёт их поддержки. Дети таких родителей часто начинают скрывать свой страх, при этом проблема не решается, а уходит  глубже на уровень бессознательного. И уже оттуда влияет на ребёнка, вызывает резкие перепады настроения, вызывает возбуждённое состояние, агрессию, иногда даже болезнь сердца, т.к. ребёнок всё время контролирует свои эмоции, старается не показывать родителям своего страха. Он очень долго находится в напряжённом состоянии, что может сказаться на его физическом и психическом здоровье.
  • Не следует чересчур опекать и ограждать ребёнка от внешнего мира, от контакта с возможным раздражителем. Страх он не столько во внешнем мире, сколько во внутреннем мире ребёнка. Тревожно-мнительная домашняя обстановка только усиливает  страхи.
  • Родители могут использовать проективные методики для снятия напряжения и тревожности у ребёнка в связи с переживанием сильных эмоций. Ребёнку предлагается нарисовать свой «страх темноты», при этом необходимо обратить внимание на цвета, которые выбирает ребёнок, чтобы можно было видеть динамику его отношения к страху. Можно резать страх, сжигать его, комкать, рвать, залепливать пластилином.
  • Для детей постарше наиболее эффективным методом является искренняя беседа с родителями, которые делятся своими детскими страхами и тем, как они это преодолевали. А значит, могут поделиться своим успехом и вселить в своего ребёнка уверенность  в своих силах, веру в то, что он справится. «Я знаю, что если у меня получилось преодолеть свой страх, то ты тем более сможешь преодолеть свой». Можно  предложить нарисовать «Портрет моего страха» простым карандашом, а потом на этом  рисунке можно гуашью нарисовать цветы, небо, облака, то есть закрасить его, чтобы из страшного он стал нестрашным. Да ещё можно пофантазировать на тему «Что случилось с моим страхом» или  придумать историю о том, «Как я преодолел свой страх». Можно играть в пятнашки, жмурки в комнатах с закрытыми шторами и включёнными лампами на столе. Эти игры очень эффективно снимают боязнь темноты, активируют жизненную энергию и придают уверенность в себе.
  • Ребёнок и родители держат очень крепкую эмоциональную связь, поэтому важно, чтобы родители не сомневались в возможностях своего ребёнка.
  • Родители всегда для ребёнка играют роль защитников, тех на кого можно положиться. Поэтому именно они являются ключевой фигурой в разрешении страхов у ребёнка.
  • Если родители общаются с ребёнком, уделяют ему время, проявляют свою заботу и любовь, то у ребёнка формируется  чувство безопасности, а значит, он уверен в себе. Под влиянием родителей у ребёнка формируется установка на преодоление страхов.
  • Поддержка родителей и уверенность ребёнка в своих силах вот ключ к решению вопроса в преодолении боязни темноты.
  • Успехов Вам в понимании вашего ребенка!
  • 20161026_153747
  • 20161129_105904изображение страха ребенком
  • Педагог-психолог Геращенко В.В.

Что  такое адаптация в школе?

            Начало обучения очень напряжённый период в жизни ребёнка потому, что школа с первых же дней ставит перед ребёнком целый ряд задач требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно всё: сам режим занятий (с перерывами не «когда хочется», а через долгих 35 минут), обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учительницы, трудно сидеть в определённой позе. А в целом это психологические, интеллектуальные, функциональные и физические нагрузки на организм ребёнка.

           Первый год в школе – это своего рода испытательный срок для родителей, когда чётко проявляются все родительские недоработки, невнимание к ребёнку, незнание его особенностей, отсутствие контакта и неумение помочь. Порой родителям не хватает терпения и снисходительности, спокойствия и доброты; часто из добрых побуждений они становятся виновниками школьных стрессов.

          Адаптация это довольно сложный и длительный процесс привыкания ребёнка к школе. Именно поэтому вся система обучения и воспитания в школе и дома должна быть построена так, чтобы учитель, и родители знали и учитывали, какой ценой расплачивается организм ребёнка за достигнутые успехи, особенно на первых порах обучения.

          Нередко правила поведения, особенно у учителя, для которого «дисциплина, прежде всего», не по силам первокласснику. «Плохое поведение» может стать отправной точкой школьных неудач. В этом случае родителями следует «не давить» на ребёнка, а спокойно вместе с учителем (но без ребёнка) разобраться, меньше думая «как заставить», а больше – «как помочь».

          Учительница, даже самая строгая, даже не всегда справедливая, для ребёнка, особенно в первое время, – «самая-самая», и ваше негативное отношение к её требованиям только затруднит ребёнку его собственное определение в статусе ученика. Критерии того, «что можно» и «что нельзя», чаще определяются учителем, поэтому не сердитесь, если в ответ на своё требование услышите: «А Софья Петровна сказала, что так нельзя». Софья Петровна – высший авторитет, перед которым меркнет даже родительский.

           Семилетки проходят этап психологической адаптации к школе легче, чем шестилетки.

          Учёба требует умения жить в коллективе, поэтому ребёнок должен обладать определёнными навыками общения со сверстниками, умением вместе работать, считаться с чужими «хочу». Некоторые дети долго не сближаются с одноклассниками, чувствуют себя одиноко, неуютно. Другие, стремясь привлечь к себе внимание командуют, указывают, могут унизить одноклассника.

Как быть в подобных ситуациях?

           Во-первых, от родителей требуются большое терпение и такт в объяснении всех возникающих конфликтов. Ни в коем случае не следует перекладывать всю вину на  других и всегда быть на стороне ребёнка, но при этом ребёнок должен знать, что у вас он всегда найдёт поддержку, сочувствие, будет уверен, что вы ему поможете найти выход из трудной ситуации.

          Во-вторых, потребуется довольно длительное время, чтобы малыш осознал, что он не «лучше всех», что  лучшие умения или большие знания ещё не повод для собственного превосходства и пренебрежительного отношения к одноклассникам. Правильная оценка успехов ребёнка – это та оценка, которая не лишает ребёнка уверенности, не заставляет его стесняться сверстников и бояться родителей. Ребёнок должен чувствовать, что ему интересно и радостно среди своих одноклассников, ведь ему очень необходимы и их оценка, их отношение.

         В-третьих, будет лучше, если родители не будут фиксировать внимание ребёнка на оценках, надо оценивать его желание учиться, старание. Иногда огорчение родителей по поводу плохой оценки непонятно первоклассникам, особенно шестилеткам, и родители прилагают много стараний, чтобы убедить ребёнка в важности именно оценки, не учитывая того, какой ценой она достигается. Подобное отношение к оценке порой заслоняет небольшой, но успех, при котором всё равно нет желаемого результата («Стараюсь, стараюсь – всё равно одни тройки»).

          В-четвёртых, оценивая успехи своего ребёнка, попробуйте не сравнивать их с успехами других детей, не подчёркивайте, что кто-то делает это лучше, особенно если видите, что ребёнок прилагает много усилий. Старайтесь подбодрить, не скупитесь на похвалу.

     Драматизирование школьных неудач, чрезмерные требования и моральное давление, как правило, оборачиваются неуравновешенностью ребёнка, страхом несостоятельности, тревожным предчувствием новых неудач. Всё это осложняет и без того непростую адаптацию ребёнка к школе.

       Необходимо так же учитывать, что в период адаптации к школе некоторая возбудимость, повышенное двигательное беспокойство и другие проявления эмоциональной неустойчивости – явления вполне допустимые.

 Педагог-психолог Геращенко В.В.

 Рецепты избавления от гнева для родителей

 «В минуты стресса сохраняйте спокойствие и помните: то, к чему вы стремитесь, – это более счастливая ситуация для вас самих»  (Байярд, 1998).

1.Наладьте взаимоотношения со своим ребёнком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно:

– слушайте своего ребёнка – «активное слушание»;

– проводите вместе с ним как можно больше времени. Установите семейные традиции, совместные дела: подвижные, настольные, компьютерные); совместное чтение интересных книг, походы в театр, музеи, совместные прогулки; совместные покупки; совместное приготовление пищи;

– делитесь с ребёнком своим опытом: рассказывайте ему о своём детстве, о трудностях, радостях, ошибках и переживаниях;

– если в семье несколько детей, постарайтесь уделять своё «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности, а не только всем вместе одновременно.

2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса, раздражены:

– скажите себе «СТОП» и посчитайте до 10;

– не прикасайтесь к ребёнку;

– лучше уйдите в другую комнату;

– отложите совместные дела с ребёнком (если это возможно);

– в эти моменты избегайте резких движений, двигайтесь намеренно медленнее;

– дишите глубже и медленнее, намеренно сбавьте громкость и тон голоса, не хлопайте дверью.

 3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии. Говорите детям о своих чувствах, желаниях и потребностях, используя «Я-сообщения» вместо того, чтобы срывать своё недовольство на детях:

– «Извини, я очень устала на работе. У меня не всё ладится. Был очень трудный день. Сейчас я попью чаю, немного отдохну, а потом мы с тобой поговорим»;

– «Я очень расстроена, у меня ужасное настроение. Я хочу побыть одна. Пожалуйста, поиграй в соседней комнате»;

– «Извини, я сейчас очень раздражена. Ты абсолютно ни причём, и ни в чём не виноват. Сейчас я приведу себя в порядок и приду к тебе».

4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны:

-сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить;

– примите тёплую ванну, душ;

– выпейте чаю;

– послушайте любимую музыку;

– просто расслабьтесь лёжа на диване;

– используйте глубокое дыхание, выдыхайте свой гнев в виде облачка.

5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности (ситуации), которые могут вызвать ваш гнев и эмоциональный срыв:

– если ребёнок маленький, то не давайте ребёнку играть с теми вещами и предметами, которые могут быть опасны для него. Уберите их подальше и спрячьте так, чтобы ребёнок не смог с ними взаимодействовать (например: бьющиеся предметы, ножи, ножницы, вилки, книги);

– если вам предстоит визит к врачу, в детский сад и т.п.) или предстоит длительная поездка, продумайте и отрепетируйте заранее возможные трудности;  придумайте как накормить и напоить ребёнка, какие игрушки вы возьмёте с собой в поездку;

– не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать собственный эмоциональный срыв и не допускайте  срыва – управляйте собой;

– скажите себе «СТОП» и посчитайте до 10;

– напрягайте  и расслабляйте кисти рук;

– дышите медленно и глубже;

– переключите мысль, подумав о чём-то хорошем, удерживайте это в сознании некоторое время.

 Успехов Вам, в понимании Вашего ребенка!

clip_image002

 Педагог-психолог Геращенко В.В.