Советы учителя-дефектолога

Игры для развития мелкой моторики из нетрадиционного материала.

   Очень важным этапом в развитии ребенка является  развитие мелкой моторики рук.

Почему так важно для детей развитие мелкой  моторики рук?

    Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Значение мелкой моторики:

  • Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.
  • Уровень развития мелкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.
  • Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций: мышления, памяти, внимания.

К сожалению, в наш современный век  мы стали как-то больше надеяться на машины, чем на собственные руки, в связи, с чем многие родители не стараются развивать у своих детей тонкую ручную моторику и вообще приучать их к «ручной работе».  Предлагаем вашему вниманию игры, которыми можно заниматься дома. Достоинством приведённых игр является то, что для их проведения не требуются какие – то специальные игрушки, пособия. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме. Поиграйте вместе со своим малышом, окунитесь в мир игры!

«Пирожные»:  используем остатки пищевых красителей для украшения тортов и пирожных, а так же любые краски, гуашь.

«Цветные цепочки».

Вариант 1. Ребенку предлагается в соответствии со схемой скрепить скрепки. Сосчитать, назвать цвет.

Вариант 2. Педагог предлагает ребёнку решить пример, отобрать нужное количество скрепок, соответствующего цвета.

«Бусинки» Ребенку предлагается с помощью пинцета разложить по цвету бусинки.

«Волшебная ниточка» Ребёнок может выкладывать не только  узоры, но и геометрические фигуры.

«Солнышко»   Ребёнку необходимо сосчитать солнышки и прикрепить прищепку с нужной цифрой.

«Тантамарески» Из любых открыток, раскрасок вырезаем любого персонажа. Делаем отверстия для пальчиков ребёнка и можно шагать пальчикам по извилистым дорожкам! А, чтобы было увлекательнее путешествие пальчиков, можно в это время учить потешки, стихи.

«Разноцветные колючки – липучки».   Во многих семьях есть занимательный конструктор «БАНЧЕМС». Попросите ребёнка с помощью пинцета или палочек для суши разложить «колючки  липучки» по цвету.        

                                  

«Руки учат голову, затем поумневшая голова    учит руки, а умелые руки способствуют развитию мозга»

Учитель-дефектолог группы №6 Погребная В.И.

Советы родителям на каникулы.

     Лето для детей – это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливающие процедуры.
В то же время нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенных в течение учебного года знаний и навыков. Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр. Не надо заставлять ребенка летом заниматься специально. Только игра и живое непосредственное общение! Вот несколько советов и подборка игр, которые помогут понять принципы летнего «обучения».

Развитие речи:

  1. Игры с мячом «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», «Я знаю 5 названий (имен) …», «Наоборот» (на слова с противоположным значением: высокий – низкий, легкий – тяжелый) – помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение думать и говорить одновременно, увеличивают словарный запас ребенка.
  2. Игры в слова. Они могут скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или дачные хлопоты, и в то же время очень хорошо развивают словарь и слуховую память. К таким играм можно отнести:

– Какими словами, красками можно описать время года;

– Назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только весёлые слова;

– Расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных): яблоко какое? – зеленое, большое, твердое, сочное, душистое;

– Что он может делать (назови как можно больше глаголов): цветок что делает? – растет, цветет, распускается, вянет.

  1. Играйте в слова, где изменяется только один звук: почка – дочка – точка – кочка…
  2. «Найди ошибку в предложении». ( В лес растут грибы. Шишки растут… ёлке.)
  3. Учите ребёнка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинной, как день) и конца (короткого, как вечер).

      Развитие мелкой моторики:

  • Собирать, перебирать ягоды;
  • Полоть грядки;
  • Выкладывать рисунки из камней, шишек, спичек, круп);
  • Играть с глиной, мокрым песком;
  • Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)
  • Бросать и ловить летающие тарелочки.
  • Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
  • Перебирать крупы;
  • Играть с пальчиками (народные игры типа «Сорока»);
  • Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
  • Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);
  • Вышивать (крупным крестиком);
  • Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
  • Плести из бисера;
  • Лепить из пластилина, пластика, теста.

Чаще читайте ребенку вслух. Это сближает ребенка и взрослого, развивает слуховое внимание, вызывает у ребенка желание научиться читать, создает условия для дальнейшего грамотного письма.

Обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации – пусть ребенок тренирует память и рассказывает вам, что он запомнил, что ему больше понравилось в сказке или рассказе. Попросите его описать понравившегося героя. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку – обращайте внимание ребёнка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.

Станьте ребенку другом и помощником в достижении общей цели. С этой непростой задачей мы справимся только при совместных усилиях, упорстве и оптимизме.

         Родители должны помнить:

  1. Принуждать ребенка заниматься нельзя, необходимо заинтересовать его.
  2. Занятия должны проходить в виде игры, к следующему упражнению переходить, лишь усвоив предыдущее
  3. Не фиксировать внимание на ошибках, а тактично исправить ребенка
  4. Постоянно контролировать речь детей, учить правильно произносить звуки в словах, фразах.
  5. Не требовать от ребенка называть или говорить то, что ему в данный момент не доступно.

Учитель-дефектолог  группы № 4 Ступакова Л.В.

 Развитие монологической речи у детей с ОНР, используя приёмы моделирования и мнемотехники (коллажи, мнемотаблицы).

     Развитие речи ребёнка дошкольного возраста в норме идёт по нескольким направлениям: развитие фонетико-фонематической системы языка, обогащение словаря, овладение грамматическим строем речи, развитие связной речи. Выделяют две формы связной речи: диалогическая речь и монологическая речь. Для старших дошкольников (5-7 лет) актуальным вопросом является развитие монологической речи.

Исследователи отмечают, что в процессе «живого общения» связная речь не формируется. Необходимо специальное обучение основным видам связной контекстной речи. Необходимо отметить, что в специальной педагогике недостаточно разработаны приёмы развития монологической речи у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Учителя-дефектологи  в своей работе по развитию связной речи  часто опираются на методы и приёмы, рассчитанные на нормально развивающихся детей. Данные приёмы оказываются мало эффективными при обучении детей с речевой патологией. Неслучайно, В. К. Воробьёва подчёркивает необходимость разработки специальных методов и приёмов, обеспечивающих подход к самостоятельному созданию связных рассказов у детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Я в своей работе по развитию монологической речи у детей с ОНР использую приёмы моделирования и мнемотехники (коллажи, мнемотаблицы).

Коллаж представляет собой некий зрительный план того, о чём или о ком будет рассказ. При этом ребёнок, рассказывая, не просто опирается на зрительный образ, а устанавливает ассоциативные связи между предметами или картинками.

Данный приём оказался эффективным в работе по развитию монологической речи у детей с речевой патологией. Использование коллажа в процессе развития связной речи позволяет решать одновременно несколько задач: развивать навык составления описательного рассказа, развивать навык установления ассоциативных связей, развивать память, обогащать словарь детей, развивать представления об окружающей действительности.

Ниже приводится пример коллажа «Дельфин» и  последовательность работы с данным коллажем.

Коллаж «Дельфин»

Учитель-дефектолог: Ребята, посмотрите, какая необычная картинка.

Дети: Это коллаж.

Учитель-дефектолог: Что можно сделать с помощью этого коллажа?

Дети: Рассказать о дельфине.

Дети устанавливают ассоциативные связи.

Учитель-дефектолог: Что общего у кита и у дельфина?

Учитель-дефектолог: Это морские животные.

Аналогичным путём устанавливаются другие ассоциативные связи.

Корабль – дельфины хорошо плавают.

Очки – у дельфинов острое зрение.

Радиоприёмник – у дельфинов хороший слух.

Летучая мышь – дельфины хорошо ориентируются в пространстве.

Книга – дельфины очень умные животные.

Попугай – дельфины умеют разговаривать, но их язык нам не понятен.

Рыба – дельфины питаются рыбой.

Молоко – самки дельфинов кормят своих детёнышей молоком.

Дети – дельфины очень любят детей

Мяч и обруч – дельфины выступают в дельфинариях

Логопед совместно с детьми проговаривает рассказ, при этом указывает на картинки коллажа, а дети вспоминают ассоциативные связи.

Примерный рассказ.

Дельфины – это морские животные. Они умеют очень хорошо плавать. У дельфинов острое зрение, хороший слух и они отлично ориентируются в пространстве. Дельфины – умные животные, они умеют разговаривать, но их язык нам не понятен. Дельфины питаются рыбой. Самка кормит своих детёнышей молоком. Дельфины любят детей, выступают на представлениях в дельфинариях. Они умеют играть с мячом и обручем.

Далее один из детей составляет рассказ с опорой на коллаж. Остальные дети слушают рассказ, если необходимо, помогают рассказывающему ребёнку.

Учитель-дефектолг группы №7 Тасенко С.А.

 

Игрушки и антиигрушки

     Игра в жизни каждого ребенка имеет особое значение. В игре ребенок приобретает новые знания и опыт, пополняет и активизирует  активный словарь, развивает познавательные способности, тренирует волю, смелость, выдержку, умение уступать. Ребенок в игре осваивает опыт человеческой деятельности. Он зачастую изображает то, что видел, слышал, пережил, свое отношение к людям, к жизни, к ситуации. В игре приобретается позитивный настрой и хорошее настроение.

Детская игрушка – это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним.

Антиигрушка – это специфическое средство информации, пропагандирующее антиценности. Она представляет опасность для жизни и здоровья детей, может причинить вред нормальному физическому, психическому и нравственно-духовному развитию.

Современные игрушки для детей представляют собой широкий ассортимент товаров на любой возраст, вкус и кошелек. В отличие от не столь далекого прошлого, в нашей стране сейчас нет жестких ограничений и нормативов на продажу детских товаров, поэтому производители стараются продать все, что имеет какой-либо спрос, а иногда – и искусственно этот спрос «подогреть». Так среди детских игрушек появляются и «антиигрушки» – этакие уродцы, вызывающие у адекватного взрослого человека брезгливое отвращение, но привлекающие детей новизной и грамотной рекламой.

Современные игрушки: богатство выбора

     Многие помнят те времена, когда в магазинах детских товаров царило унылое однообразие. Надо сказать, что при этом детские игрушки были милыми и забавными. Пухлые куклы-пупсы с улыбающимися лицами, мягкие плюшевые собачки и медведи, музыкальные неваляшки, издающие мелодичный звон…

Выбор современных игрушек поистине огромен. Появились куклы-младенцы, которых сложно отличить от живого ребенка, плюшевые животные, настолько мягкие и приятные на ощупь, что их невозможно не обнять и не «потискать», модели техники, тонко воспроизводящие детали настоящих машин и самолетов.

А также – куклы-трупики, виртуальные игры, в которых нужно расстреливать людей или сбивать их на автомобиле, плюшевые фекалии… Подобные творения сложно назвать игрушками, скорее это «антиигрушки», которые не способствуют развитию ребенка, а, наоборот, ведут к разрушению его личности и моральной дезориентации.

Почему же подобные экземпляры так часто встречаются среди современных игрушек? Все просто – потому что их покупают. Доброта, нежность, забота – вечные ценности сложно «продавать» – слишком древний это товар, и слишком большая конкуренция. Выпустив же жуткого уродца и проведя масштабную рекламную компанию, производитель привлекает внимание к своему товару, заставляет спорить и обсуждать, и у многих возникает желание увидеть воочию, приобрести то, о чем все говорят.

Современная антиигрушка

     Антиигрушка – это не просто плохая игрушка, то есть  некачественно сделанная, грубо раскрашенная, с острыми краями или мелкими деталями. Часто антиигрушками выступают внешне безупречно изготовленные из экологически чистых материалов фирменные изделия зарубежного или отечественного производства. Современные антиигрушки, чаще всего изготовленные по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета». Ребенок, окруженный киборгами, трансформерами, представляет собой человека, заряженного энергиями западного общества.

Умная и добрая игрушка

     У нас есть хорошие и «умные», вернее сказать, мудрые игрушки. В магазинах можно найти персонажей всеми нами с детства любимой телевизионной программы «Спокойной ночи, малыши!»: Филю, Степашку, Хрюшу и Каркушу. Они учат малышей добру и справедливости во время своих вечерних встреч. Учат не обманывать и не предавать и многому другому. И всё это рассказывается в понятной для детей форме. Эти положительные персонажи излучают добро и любовь к каждому из зрителей, а те тоже отвечают любовью.

Для детей постарше сейчас можно купить наборы для постройки кораблей, самолётов, лодок. Для девочек продаются красивые наборы для вышивания и пошива платьев своим любимым куклам, а для мальчиков – столярные, слесарные инструменты. Они учат детей самостоятельности, трудолюбию, заботе о ближних. Любая игрушка, изготовленная своими руками, самая лучшая для ребёнка. А ещё есть игрушки, которые не надо покупать. Достаточно прогуляться по парку и набрать желудей, палочек, шишек, камешков, проверить мамины запасы кусочков ткани и лент, собрать всякую безделицу и сделать игрушку из всего этого подручного материала.

Уважаемые родители, покупайте своим малышам правильные игрушки  и тогда они вырастут добрыми, умными и отзывчивыми!

Учитель-дефектолог группы №10  Падерова О.С. 

«Как учить ребенка сравнивать предметы по величине»

…Мама (бабушка) на кухне готовит обед. Ребёнок рядом с ней. «Подай мне самую большую морковку… и еще одну маленькую морковочку. Спасибо». При этом голосом, интонацией вы­деляйте слова «одну, большую, маленькую». Ребенку приятна со­вместная деятельность с вами. Вот так ненавязчиво вы родители помогаете ребенку приобрести знания о величине предмета.

Организуя такие игры-занятия с ребенком, вы должны пом­нить, что элементарные математические представления формируют­ся на основе действий, выполняемых детьми в процессе сравнива­ния, упорядочения, установления соответствия. Эти действия выра­батывают у ребенка умения дифференцировать, классифицировать, обобщать. Сравнивая предметы, вы помогает ребенку уста­новить сходство и различие между ними по какому-либо качествен­ному (цвету, форме, величине), а затем и количественному призна­ку. Выделение этих признаков дает возможность ребенку группи­ровать (сортировать) предметы. Так, убирая игрушки на место, вы обосновывает свои действия: «Всех кукол поставим на полку, машины — под полку, кубики — в коробку» и так  далее.  Или го­ворите: «Давай маленьких зверюшек спрячем вот сюда (в коробку). Это будет их домик. А больших зверей поставим на твоем столе». И сейчас же вы услышите от ребенка: «Папа, а это большой зай­чик? А мишка какой?»

Для определения величины предмета надо выбрать эталон, то есть предмет, с которым вы будете сравнивать все остальные предметы. Папа договаривается с малышом: «Все игрушки будем сравнивать с лисичкой. Те, которые меньше лисички, в коробку, а ко­торые больше – на стол». Так ребенок составляет множество пред­метов по их качественному признаку – величине и одновременно оценивает количество: маленьких игрушек много, а больших мало.

Организуя совместную игру с игрушками, строительным мате­риалом, вы   может предложить ребенку: «Давай построим гаражи для машин. Я буду строить гараж для большой машины, а ты – для маленькой, легковой. Сколько кубиков надо тебе, а сколько мне? Почему мне надо больше кубиков, чем тебе? Пра­вильно, потому что для моей машины нужен большой гараж».  По­строив гаражи, побеседуйте с ребенком.

«Какой гараж получился у меня? (Большой). А какой у тебя? (Маленький)».

Собираясь на прогулку, предложите ребенку подобрать одежду для куклы (мишки) в соответствии с их величиной. На та­ких действиях закрепляются знания ребенка о величине предметов, умения выделять величину как особый признак. «Хочешь взять с собой на прогулку куклу (мишку)? – спрашиваете вы ребен­ка. –  Давай возьмем на прогулку большую (маленькую) куклу. Неси ее сюда… На улице сегодня холодно и ее надо одеть. Принеси всю кукольную одежду, из нее мы выберем для нашей куклы ту, которая подойдет ей по размеру (величине). Найди шапочку для большой куклы. Вот она. Наденем ее. А почему ты не взяла малень­кую шапочку? Что теперь мы будем надевать? Пальто. Подбери пальто для большой куклы».  Кроме таких ситуаций, вы может создать специальную ситуацию в учебных целях: найти та­кое же кольцо, кубик, мяч и разные другие предметы.

У ребёнка очень важно развивать глазомер, учить определять величину предметов на глаз, находить такой же, боль­ший или меньший по сравнению с данным предметом. Например, в игре с пирамидами (башенками) вы одну пирамиду ста­вите перед собой, а другую –  перед ребенком.

«Давай вместе поиграем», –  говорите вы и начинаете снимать кольца с башен­ки, предлагая ребенку сделать то же самое. «А теперь найди та­кое же кольцо, –  показываете одно из колец. Когда ребенок выпол­нит задание, вы предлагают ему сравнить кольца наклады­ванием их друг на друга. Ребенок убеждается в том, что они равны. Затем выбирает следующие кольца, сравнивает и нанизывает их. И так собирает башенку. Игру можно повторять дважды.

Закреплению знаний о величине предметов помогает также рас­сматривание иллюстраций в книгах. Вот вы рассказали ребенку сказку «Репка», а теперь организуйте беседу по картинке. «По­смотри, какая большая выросла репка. Покажи руками, какая она большая… Кто пришел тянуть репку из земли? Кто самый большой на этой картинке? (Дедушка). А кто самый маленький? (Мышка). Пока­жи, какая мышка? А собачка больше или меньше мышки?».  Ребёнка можно и нужно ознакомить со всеми па­раметрами величины: высота, длина, ширина. С высотой их знакомить лучше на примерах сравнения реальных предметов (дома, деревья, игрушки). Вначале сравнивайте предметы контрастные, резко отличающиеся по высоте. Так, во время прогулки вы обратите внимание ребенка на высоту отдельных предметов: какое высокое дерево, а рядом с ним низенький кустик. Какой высокий дом, а человек рядом с ним маленький. О человеке мы говорим: он ниже, чем дом; дом выше человека, а дерево  больше (выше) дома.

Что такое высота? Ребенок должен понимать, что это расстоя­ние (величина) снизу вверх. Пусть ребенок покажет движением рук, проследит взглядом по направлению снизу вверх, тем самым он выделит высоту как определенный параметр, даст характерис­тику величины предмета.

После того, как ребенок научиться сравнивать контрастные по высоте предметы, вы может предложить для сравнения два одина­ковых по высоте реальных предмета, а затем их изображения. Сравните предметы попарно: дерево и ребенка, дом и дерево. Что выше? Что ниже? Что можно сказать о высоте дома и дерева? Они равны (одинаковые) по высоте. Дети чаще используют слово «одинаковые» вместо «равные». Постарай­тесь, чтобы в его речь более прочно вошло слово «равные». Это точное, правильное обозначение величины предмета.

Сравнивать предметы по длине лучше сначала плоские: лен­ты, полоски бумаги, шнурки, а затем объемные: карандаши, палки, строительный материал.

Что такое длина? «Это протяженность, размер, расстояние от себя (вперед) или слева направо», –  говорим мы ребенку. Вы показываете ему две ленточки разного цвета и разной длины (ширина может быть одинаковая) и предлагаете выбрать длинную ленточку. «Какого она цвета? А какого цвета короткая ленточка? Давай из длинной ленточки завяжем бант мишке, а из короткой –  кошечке».

Можно предложить ребенку послушать русскую народную сказку «Хвосты», а потом рассмотреть к ней иллюстрации, сравнить хвосты персонажей сказки, чем они отличаются, у кого хвост короче, у кого длиннее?

Важно, чтобы любые приобретенные ребёнком знания, в том числе о величине, он использовал в практической деятельности.

Организуя игры с ребёнком уделяйте больше внимания развитию его речи, активному использованию слов большой, маленький, длинный, короткий, высокий, низкий, широкий, узкий.

Уважаемые родители поощряйте все усилия ребенка и его стремление узнать новое. Постарай­тесь увлечь ребенка, так как он может плодотвор­но заниматься только тем, что ему нравится. Принудительное обучение бесполезно.  Сравнивайте результаты вашего ребенка только с его собственными достижениями.

Не спешите, обучая ребенка! Ведь, как сказал еще в XVIII веке Жан Жак Руссо: «Чего не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения».

Учитель-дефектолог  группы №12 Шевченко Л.В.

 Родители и учитель-дефектолог – партнеры!

      В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. В связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, и обеспечение доступности и качественного образования для каждого ребенка, в ФГОС ДО заложены основные принципы по социализации и индивидуализации детей:

1) поддержка разнообразия детства,  ценность детства;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей), педагогических и иных работников и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация образовательной  Программы в формах: …игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности.

         С одной стороны,  это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к детскому саду, где  прописываtтся, как должна быть устроена жизнь детей в детском саду. Большую роль в нашем детском саду  отводится   коррекции  речевому развитию воспитанников.

    Развитие речи дошкольника – длительный и трудоемкий процесс, требующий и заслуживающий особого внимания, как педагогов, так и родителей.

            Мне хочется в связи с этим дать ряд рекомендаций.

       Уважаемые взрослые, если речь вашего ребенка намного отличается от сверстников, в первую очередь необходима консультация специалистов: учителя-дефектолога, психиатра, педиатра, воспитателя и педагога-психолога.

Когда Вам следует обратиться за помощью?

     Если возник такой вопрос, скорее всего, Ваша тревога обоснована – нужно было сделать это еще «вчера»!

Для конструктивного подхода в решении проблем  предлагаем Вам:

– наблюдать за ребенком, отметить происходящие с ним изменения, трудности и достижения;

– принимать активное участие в речевом развитии вашего ребенка.

       Ваши наблюдения помогут организовать взаимодействие  всех специалистов и родителей, выяснить причины возникших трудностей.

Предлагаю внимательно прочитать варианты речевых трудностей у детей:

  • ребенок не говорит совсем. Отсутствие речи в три года – не просто запаздывание – это сигнал о грубом речевом нарушении;
  • задержка на стадии называния. Ребенок называет предметы в конкретной ситуации, долго останавливается на уровне их обозначения;
  • невнятная речь;
  • не хочет говорить со взрослыми;
  • в речи появились запинки.

Помощь возможна, если выявлены причины проблем.

                   Советы учителя – дефектолога:

  • Начнем с вас, даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Сопровождайте свои действия словами.
  • Говорите четко. Просто, внятно, проговаривая каждое слово, каждую фразу. Не сюсюкайтесь и не умиляйтесь, переговаривая неправильно сказанное слово. Разговаривайте, как с взрослым, не забывайте о выразительности речи.
  • Очень важно – хорошее настроение. Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Педагоги – психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается и впитывает новую информацию в 10 раз лучше, чем в нейтральных или не благоприятных.
  • Читайте, читайте, читайте своим детям. Короткие стихи, рассказы и сказки. Перечитывайте их много раз. Дети гораздо лучше воспринимают текст, который много раз уже слышали: он еще раз пополняет свой пассивный словарь,  а  затем выдает их в активной речи.
  • Будьте терпеливы, снисходительны и осторожны. Если ваш ребенок, неверно произносит какой – либо звук, никогда не смейтесь, не повторяйте за ним. Повторяйте слова правильно.
  • Только вы! Помните: только вы и ваша вера в его силы и способности помогут ему развиваться гармонично.
  • И самое главное – не забывайте радоваться успехам своего малыша!

Учитель-дефектолог группы №10 Падерова О.С.

Музыкальное воспитание

        В качестве основной задачей в музыкальной деятельности детей является необходимость их оздоровления, причем,  не только с  точки зрения физиологии, но и с позиции музыкально-эстетической направленности, позволяющей влиять на морально-психологическое состояние ребенка. Ведь здоровье детей напрямую связано с их душевным равновесием и эмоциональным благополучием.

      Дети с ОВЗ также нуждаются в эстетическом воспитании. Значимость эстетического развития для становления личностных качеств ребенка очень велика, именно в процессе музыкальных, художественно-ритмических занятий. Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Она играет существенную роль в формировании и развитии их эстетического вкуса, пробуждает и активизирует творческое воображение, стремление к эстетическому самовыражению. Другими словами формирует и развивает эстетический мир ребенка.

       Особенно велико значение музыкального воспитания для коррекции имеющихся у детей с ОВЗ  недостатков эмоционально-волевой сферы, развития эстетического восприятия, обогащения представлений, формирование   чувства  ритма, развития движений.

    Медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус.

     Расторможенные (гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбуждение состояния коры головного мозга.

        Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния (от агрессии до апатии) требуется стабилизирующая спокойная  музыка.

20161115_103858

     С целью приобщения детей к музыке в  ноябре месяце педагоги группы №8  отправились с детьми на экскурсию в музыкальную школу №1.  Провести ее любезно согласилась преподаватель фортепиано Доценко Татьяна Ивановна. Она провела нас по этажам музыкальной школы и постаралась показать детям все самое интересное: в концертном зале ребята прослушали произведение И. С. Баха «Трехголосная инвенция». Котелевская Светлана Анатольевна – преподаватель по классу «Гитара» исполнила на домре произведение «Серенький козлик» и рассказала детям о том, что произведение, которое мы знаем и привыкли думать, что это русская народная песенка, оказывается изначально –  испанский танец, написанный Моцартом. После они вместе с Т.И. Доценко   исполнили для ребят  произведение в темпе анданте.

     А также ребята побывали в классе теоретических дисциплин Матюшиной Ирины Ивановны, заглянули в класс фортепиано Бондаревой Т. Л., и Просвировой Е. В. – преподавателя по классу фортепиано – синтезатор. Дети прослушали совместное произведение преподавателя фортепиано – Федориной Марины Николаевны и ученика Щеглова Артема, которое называется «В траве сидел кузнечик». Экскурсию завершили совместным фото на память.

20161115_105911наши ребята в гостях

        Мы выражаем большую благодарность директору музыкальной школы №1,  всем преподавателям и  работникам музыкальной школы за предоставленную возможность наглядно показать  нашим детям мир искусства в музыке. И, безусловно,  очень надеемся на дальнейшее совместное  сотрудничество.

20161115_104253Учитель-дефектолог группы №8 Игошина Е.В.

 Детская гимнастика для глаз.

     В настоящее время очень многие дети страдают различными нарушениями зрения. Чтобы избежать этого, очень важно уделять внимание гигиене зрения, а именно режиму зрительной нагрузки и специальной гимнастике для глаз.

                      Причины нарушения зрения у детей:

  • Наследственность (родители малыша имеют различные нарушения зрения);
  • Частые болезни ребенка;
  • Травмы глаз (как физические, так и световые);

     Длительные зрительные нагрузки: злоупотребление компьютерными играми и бесконтрольный просмотр телевизора.

                        Профилактика нарушений зрения:

     Чтобы обезопасить своего ребенка от проблем со зрением, постарайтесь выполнять  наши следующие рекомендации.

  • Не разрешайте ребенку смотреть телевизор до 3 лет. Врачи-офтальмологи считают, что оптимальное безопасное время просмотра телевизора ребенка 3-4 лет – 15 минут, 5-6 лет – 30 минут. К тому же, очень вредно смотреть телевизор лежа. Поэтому, даже если у малыша постельный режим, желательно принять положение полусидя.
  • Максимально отдалите момент знакомства ребенка с компьютером, хотя бы до восьмилетнего возраста. Экран компьютера перенапрягает глазные мышцы, что, в конечном счете, и приводит к расстройствам зрения.
  • Другой важный фактор, влияющий на зрение – правильная осанка  за столом. Если ребенок постоянно, как говорится, «утыкается» носом в тетрадь или книгу, то в будущем проблем со зрением практически не избежать.

       Учитывая современный ритм жизни и ее технологичность, конечно, довольно трудно стопроцентно соблюдать все эти рекомендации. Поэтому необходимо найти дополнительные способы сохранения детского зрения. Именно к таким способам и относится детская гимнастика для глаз.

         В нашем учреждении педагоги во время проведения непосредственной образовательной деятельности уделяют особое внимание охране здоровья детей. Проводятся физминутки, гимнастика для глаз, которые проходят в занимательной игровой форме. Например, одновременно можно не только снять глазное напряжение, но и выучить дни недели.

i-42i-53

       В домашних условия можно проводить простой комплекс гимнастики для глаз, который прост в исполнении и не требует специальной подготовки.

%d0%b4%d0%b5%d1%82%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f-%d0%b3%d0%b8%d0%bc%d0%bd%d0%b0%d1%81%d1%82%d0%b8%d0%ba%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b3%d0%bb%d0%b0%d0%b7

  • Часто поморгай несколько раз. Закрой глаза и спокойно сосчитай до 5. Повтори упражнение 4-5 раз.
  • Крепко зажмурь глаза, сосчитай до 3. Затем открой глаза и посмотри вдаль, сосчитай до 5. Повтори упражнение 4-5 раз.
  • Вытяни правую руку вперед. Медленно двигай указательным пальцем влево-вправо, вверх-вниз и следи за ним взглядом. Голову держи неподвижно. Повтори упражнение 4-5 раз.
  • Вытяни руку вперед. Слегка согни ее в локте. Посмотри на указательный палец, сосчитай до 4. Затем переведи взгляд вдаль и сосчитай до 6. Повтори упражнение 4-5 раз.
  • Проделай в среднем темпе 3-4 круговых движения глазами вправо, затем столько же – влево. Расслабь глазные мышцы, посмотри вдаль и сосчитай до 6. Повтори упражнение 1-2 раза.

Такая гимнастика хорошо помогает укрепить и сохранить зрение ребенка!

Учитель-дефектолог группы №6 Погребная В.И.

Использование игры по развитию фонематического восприятия.

                                        Уважаемые родители!

     Игра для детей –  это доступная форма деятельности и средство познания окружающего мира. Любопытство и потребность активно действовать побуждают ребёнка играть. Игра обогащает его знаниями, развивает умения и навыки, будит фантазию, стимулирует развитие мышления. Именно в игре ребёнок впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания.

    Игра даёт возможность научиться тому, как надо учиться, является подготовительным этапом развития ребёнка, переходным моментом для включения его в учебную деятельность.

     В настоящее время актуальность игры повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, видео, радио, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развивать подобное умение помогает игра, служащая своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовательной деятельности и в свободной деятельности.

    Игры или игровые упражнения, используемые педагогом, родителями, обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекают их к овладению новым знанием, помогают сконцентрировать внимание детей на учебной задаче. Игра позволяет сделать более доступными сложные задачи обучения и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников.

    Невозможно переоценить роль дидактической игры в развитии речи детей.

      Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

        Дидактические игры помогают выработать у детей чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовить к успешному усвоению русского языка в школе.

      Игры, направленные на развитие фонематического восприятия, способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произнесению. Происходит совершенствование чувственного опыта в области русского языка: развитие способности ребенка на основе собственного опыта выделять существенные признаки звуков родного  языка. Дети знакомятся с моделями слов (схемами). Учатся выделять все звуки в слове по порядку и моделировать слова.

         Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен  научится  сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение.

       Работа по развитию фонематического восприятия ведётся педагогом  сначала на материале  неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему родного языка.

    С помощью игр решаются  задачи звуковой культуры речи.

      Для того, чтобы научить ребенка различать тембр и качество голоса, можно провести игру «Угадай, кто позвал?».  Ребенок угадывает взрослого по голосу, а так же – по тому, как его  позвали (тихо, громко, медленно, быстро, ласково).

 Для формирования фонематического слуха можно использовать следующие игры:

«Выдели слово».  Ребенку предлагают хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх…) тогда, когда он услышит слова с заданным звуком.

«Какой звук есть во всех словах?». Взрослый произносит три – четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь – и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

«Подумай, не торопись». Ребенку предлагают несколько заданий на сообразительность:

– Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

– Подбери слово, чтобы первый звук был бы «К», а последний – «А».

– Назови предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на «А»; что начитается на «С», в середине слова звук «Т»).

     Для формирования навыков звукового анализа слова можно использовать игру «Новоселье у зверей».  Ребенку предлагают взять картинки с изображением различных животных, назвать животного,  затем каждый звук отдельно, подсчитывая количество звуков,  затем  подобрать домики с таким же количеством окошек.

        Игры по развитию фонематического восприятия способствуют успешному освоению детьми предпосылок для дальнейшего освоения  родного языка, так как развитие фонематического слуха и восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе.

      Задача педагога и родителей заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, грамотно организовать игру, обеспечивая заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала.

img_20161208_110616 Элемент НОД по звуковой культуре речи

img_20161208_110756“Подели слово на части”

Учитель-дефектолог группы №2 Ступакова Л.В.   

“Артикуляционная гимнастика в детском саду”

      На вопрос: «Что такое артикуляционная гимнастика?» ребенок обычно отвечает: «Это зарядка для язычка. Ее надо делать, что бы правильно говорить звуки». Вечно занятый родитель удрученно констатирует: «Это задача логопеда, что бы мой ребенок научился говорить звук Р». Воспитатель группы детского сада, не  задумываясь, ответит: «Это режимный момент».

      Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление  мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности  движений, участвующих в речевом процессе органов. Цели артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного  аппарата, объединение простых движений в сложные для правильного  произношения звуков.

     Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть. И так же, как родители развивают физические данные ребёнка физкультурой, этим органам необходима гимнастика.  Артикуляционную гимнастику в нашем детском саду проводит по утрам воспитатель группы, учитель-дефектолог на каждом индивидуальном занятии.

        К этому хочется добавить, что артикуляционная гимнастика – это поле для полета фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звука, но и для развития у детей воображения, внимания, произвольности, усидчивости. Для достижения этих целей в нашем детском саду педагоги  используют сказочные сюжеты. Ежедневные артикуляционные упражнения активизируют  моторику  языка и губ, способствую вызыванию звукоподражания. Артикуляционная  гимнастика  проводится с детьми  перед завтраком, прогулкой или после сна, а также при чтении детской художественной  литературы. Дети, слушая сказки, с удовольствием выполняют упражнения. Приведем некоторые самые любимые детские стишки для артикуляционной гимнастики.

«Карлсон, который живет на крыше» (постановка звука{ р})

   Высоко на крыше живет Карлсон.

   Дети тянутся кончиком языка к носу.

   Он весёлый, толстый.

   Улыбаются, надувают щеки.

   Утром просыпается, потягивается. Делает зарядку: наклоны в стороны.

   Выполняют упражнения «Качели», «Часики”.

img_0001Потом он умывается.

   Облизывают губы по часовой стрелке и против нее.

   Наводит чистоту в своем доме и на крыше.

   Имитируют чистку верхних и нижних зубов.

   Завтракают плюшками, пьет чай с вареньем.

   Выполняют упражнения «Лопаточка», «Чашечка», «Вкусное варенье».

img_0004После завтрака Карлсон  заводит моторчик.

   «Стучат» молоточком: д-д-д.

   Он сломался – не заводится.

   «Смазывают» моторчик  медом.

   Проверяет, крепкий ли мотор.

   Выполняют упражнение «Грибок».

img_0005Отталкивается от края крыши  и перелетает с крыши на крышу.

   Произносят: др-р-р-р.

     Артикуляционная гимнастика приносит огромную пользу ребенку. Занимайтесь ей с радостью, придумывайте свои игровые сюжеты, не забывайте делать ее ежедневно, и результат обязательно будет! Желаю Вам успехов!

Учитель-дефектолог группы №2 Колесникова Н.Ю.        

Консультация для родителей «Особенности познавательного развития детей с задержкой психоречевого развития»

     Для детей данной категории характерны нарушения познавательной деятельности, незрелость эмоционально – волевой сферы, пониженная работоспособность, повышенная утомляемость, функциональная недостаточность ряда высших психических функций.

   Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются трудности концентрации внимания, переключения с одного задания на другое. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, слабо развита способность к произвольной регуляции поведения.

     Многие дети испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного, пространственного). Скорость выполнения перцептивных операций снижена, ориентировочно – исследовательская деятельность имеет низкий уровень развития, сенсорный опыт у детей долго не закрепляется и не обобщается в слове. Затруднен процесс анализирующего восприятия, узнавания предметов на ощупь, формулирования целостного образа предметов, страдают фонематические процессы. У детей с ЗПР замедлен процесс формирования межанализаторных связей, что ведет к трудностям во владении чтением и письмом, проявляется в несформированности чувства ритма и пространственных ориентировок.

      Память детей с ЗПР также отличается качественным своеобразием: ограничен объем памяти, снижена прочность запоминания, характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память.

      Значительное своеобразие отмечается в развитии их мыслительной деятельности. Замедлен процесс формирования мыслительных операций. Дети решают мыслительные задачи не на словесно – логическом, а на наглядно- практическом уровне, затрудняются в объяснении причинно – следственных связей, в обобщении и сравнении предметов.

     Нарушения речи при ЗПР преимущественно имеют системный характер. Многим детям присущи недостатки звукопроизношения и фонематического развития; отмечаются трудности в понимании сложных многоступенчатых инструкций; затруднен процесс восприятия и осмысления содержания рассказов, сказок, текстов для пересказа. Эти дети имеют ограниченный словарный запас. У них затруднены словообразовательные процессы, отмечаются ошибки в употреблении грамматических конструкций. Детям с ЗПР трудно воплотить мысль в развернутое речевое сообщение, они не могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии по серии сюжетных картин, описать наглядную ситуацию, им не доступно творческое рассказывание.

     Все названные особенности ярко проявляются на уровне игровой деятельности детей с ЗПР, у них снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику. Ролевое поведение импульсивно. Игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, коллективная игра не складывается.

    Незрелость эмоционально – волевой сферы детей с ЗПР обуславливает своеобразие формирования их поведения и личностных особенностей. Страдает сфера коммуникации, сфера социальных эмоций, дети слабо ориентируются в нравственно – этических нормах поведения.

     У детей с ЗПР отмечаются особенности формирования двигательной сферы: отставание в физическом развитии, недостаточность двигательных качеств. Особенно заметно несовершенство мелкой моторики рук, зрительно – моторной координации, что тормозит у них формирование графо – моторных навыков.

Учитель-дефектолог группы №2  Колесникова Н.Ю.          

  «Роль игры при подготовке ребенка к школе»

    Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека.   Это время, когда, развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться.  Все это происходит в собственной активности ребенка – в игре, рисовании, конструировании, пении, танцах.

   Игровая деятельность– ведущая для ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок примеряет на себя новые роли, учится жить. Недооценивать значение игры в развитии дошкольника нельзя. Ведь учебная деятельность формируется только с семи лет. А значит, для того чтобы научить ребенка чему-то новому, надо учить его в игре. Подготовка к школе заключается не в том, чтобы научиться читать и писать. Многие думают, что чем раньше ребенок начнет читать и писать, тем развитее он будет. Но это абсолютно неверное представление.

     Письмо – это навык, который практически ничего не дает для личностного развития, для мотивации. Лучшая подготовка к школе – это нормально прожитые детские годы. Учите детей играть! Как часто родители слышат от ребенка: «Поиграй со мной, ну пожалуйста!». И какую радость он испытывает, когда мама или папа, оторвавшись наконец от бесконечных дел и забот, соглашаются побыть пациентом в больнице, покупателем в супермаркете или клиентом в парикмахерской.

    Игра для ребенка – это не только удовольствие и радость. Это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми. С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение – необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе. «Именно в игре проявляются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.   Чтобы вы ни делали, к чему бы ни стремились, окунитесь в мир детства так, как, по вашим представленьям, купается в нем ваш ребенок. И надо это сделать быстрее, иначе можно опоздать на целую жизнь». Игра имеет самое непосредственное отношение к подготовке к школе. В ней есть все, что необходимо для полноценного развития ребенка. И в этом ее не заменимое значение. В играх ребенок формируется как активный деятель: он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете. Он по своему усмотрению вносит коррективы в игровые планы, самостоятельно входит в контакты со сверстниками, пробует свои силы и возможности. Самостоятельность, активность, саморегуляция – важнейшие характеристики свободной игровой деятельности – оказывают неоценимую роль в формировании личности будущего школьника. Если сюжетно – ролевые игры оказывают более широкое общеобразовательное влияние на личность дошкольника, то игры с правилами (дидактические игры) самым непосредственным образом связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх с правилами происходит своеобразное моделирование, проигрывание с ребенком ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к учебной деятельности. В любой дидактической игре всегда есть игровая задача, которую ребенку следует понять и принять (узнать каких предметов больше, убрать лишние игрушки, найти одинаковые и т.п.); чтобы ее решить, необходимо выполнить определенные действия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать). Многие игры с правилами, например, настольно-печатные, требуют от ребенка довольно сложных действий, выполнения одновременно нескольких условий, в таких играх развивается и необходимая будущему школьнику произвольность поведения и общения со взрослыми и сверстниками.

Играя дома вместе с детьми, важно соблюдать несколько условий:

  • Четко и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры.
  • Занимать в игре позицию равноправного партнера. Сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, проявлять интерес к действиям ребенка.
  • Во время игры давать ребенку возможность быть в роли как участника, так и ведущего.
  • Варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания.
  • Обязательно поощрять победителя игры.

Deti-i-igrushki-5  

Учитель-дефектолог группы №4 Ступакова Л.В.

Советы родителям первоклассника

Успешность ребенка в школе во многом зависит от того, насколько родители хотят, стремятся, могут помочь ребенку, поддержать его.

     Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку, услышать ласковый голос.

     Не подгоняйте ребенка с утра, не дергайте по пустякам, не торопите, умение рассчитать время – ваша задача.

     Не отправляйте в школу ребенка без завтрака.

     Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая о чем-то. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите его.

      Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка спокойно, без вопросов, дайте ему расслабиться.

     Если ребенок чересчур возбужден, жаждет поделиться с вами – не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, это не займет много времени.

     Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, он потом сам все расскажет.

Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор проходил без ребенка. Выслушайте обе стороны – это поможет вам яснее понять ситуацию.

После школы не торопите ребенка садиться за уроки – необходимо 2-3 часа отдыха (1,5 часа сна).

Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте возможность ребенку работать самому.

Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку! Не отвлекайтесь на домашние дела, телевизор и многое другое. В этот момент вам должны быть важны его дела и заботы.

Выработайте единую тактику общения всех членов семьи с ребенком. Свои разногласия решайте без ребенка.

Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление – это первые четыре недели, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти.

Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие – это показатели трудностей в учебе!

Даже совсем «большие» дети очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Это успокаивает, помогает снять напряжение, спокойно уснуть.

Правила общения

     Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не самим ребенком.

     Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или непозволительными они ни были.

     Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перейдет в неприятие его.

     Покажите ребенку, что вы его уважаете. Помогают только высказанные вслух комплименты, а не то, что вы, возможно, думаете, но не говорите.

     Признайте ребенка здесь и сейчас, на основе настоящих событий.

Сохраняйте дружелюбный тон!

 Как привить интерес к чтению?

Пусть дети видят, как вы сами читаете с удоволь­ствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.

По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор. Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.

Показывайте, что вы цените чтение: покупайте кни­ги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.

Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине).

Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, ко­торые они читают.

Поощряйте чтение любых материалов периоди­ческой печати: даже гороскопов, комиксов, обзо­ров телесериалов – пусть дети больше читают.

На видном месте дома повесьте список, где бу­дет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).

В доме должна быть детская библиотечка.

Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками ).

Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

Собирайте книги на темы, которые вдохновят де­тей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).

Детям лучше читать короткие рассказы, а не боль­шие произведения: тогда у них появляется ощуще­ние законченности и удовлетворения.

Предложите детям до или после просмотра филь­ма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.

DSCF2965

DSCF3195Учитель-дефектолог Тасенко С.А.

Развития сенсорных способностей, через тактильное восприятие.

     Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых ребенок  познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов,  свойств предметов.

Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер.

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения.

    Игры для развития осязания (тактильного восприятия)

     К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода). Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности.

     Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Во время купания можно использовать мочалки и губки разной жесткости. Смазывайте тело ребенка кремом, делайте различные виды массажа.

     Дайте малышу поиграть со щеткой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком из зоомагазина. Большой интерес также вызывают цветные мочалки для посуды! Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу и многое другое. Интересны ребенку игры с фольгой. Ее можно сначала смять, сделав из нее шарик, потом снова разгладить. Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями.

     Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку. Можно посоветовать играть с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, землей, пластилином, тестом из муки и соли.

     Обращайте внимание ребенка на холодный снег или сок из холодильника и горячий чай, горячие батареи, огонь на плите. При купании привлекайте внимание малыша к температуре воды в кране и ванне; можно в один тазик налить теплую воду, в другой прохладную и попеременно опускать ручки или ножки. Так как общая чувствительность кожи снижена, ребенку полезно получать интересные ощущения всем телом. Хорошо заворачивать его целиком в шерстяное одеяло; можно оборачивать малыша махровым полотенцем, надевать прямо на трусики и маячку меховую шубу, повязывать спину и живот вязаным платком. Очень интересными для ребенка будут ощущения гуашевой краски на ручках, животе, спинке. Особенно здорово, если в ванной комнате есть зеркало, и можно посмотреть на себя со всех сторон.

      Развивать следует чувствительность не только маленьких ручек, но и ножек. Разрешайте детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Дома можно ходить по гороху, фасоли, катать ножками резиновые ребристые мячики.

     Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и многое другое.

Удачи, Вам в ваших начинаниях!

Учитель-дефектолог группы №5 Кузьминова Э.Ю.

                                                                          Скоро в школу

1 ЗАГОЛОВОК СКОРО В ШКОЛУ     Формирование зрительно-пространственного восприятия является одной из важных задач при подготовке ребенка к школе. Развитие зрительно-пространственных представлений играет важную  роль в процессе социальной адаптации ребёнка, а также создаёт основу для успешного овладения учебной деятельностью – это поможет ребенку правильно читать и писать.

     Уважаемые родители, в ваших силахпомочь подготовить ребенка к успешной учебе. Предложенные игры, просты,  не требуют серьезной дополнительной подготовки и помогут запомнить и закрепить названия букв.

  1. «Отгадай букву». Отгадывание буквы с закрытыми глазами. Взрослый пишет букву на ладони ребенка.
  2. «Умные ручки». Узнавание буквы (пластмассовой, из картона и т. д.) на ощупь.
  3. «Художники». Рисование буквы в воздухе. Выкладывание букв из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков, моделирование из пластилина или из проволоки (веревочки), обводка и раскрашивание букв, штриховка.
  4. «Тело-буква». Ребенок изображает букву с помощью тела.

2 ТЕЛО-БУКВА

  1. «Найди букву». Найти заданную букву среди других (после длительного и кратковременного предъявления). Найти в тексте и подчеркнуть или проставить точки над заданной буквой.
  2. «Сравни». Сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом (печатным и рукописным).
  3. «Перевертыши». Определить букву в неправильном положении.
  4. «Допиши». Дописать букву.
  5. «Прятки». Выделить буквы, наложенные надруг друга.

4 ПРЯТКИ

  1. «Правильно-неправильно». Показать (подчеркнуть) правильную букву среди неправильных.
  2. «Какая буква следующая». Сидя рядом с ребенком, напишите цепочку из букв, например: АЛАЛА…

Попросите отгадать какая буква должна быть следующей. Пусть ребенок называет буквы.

  1. Полезным для запоминания букв являются игра «Конструктор».

 6 КОНСТРУКТОР 2

     Для этого необходимо подготовить карточки с буквами, разрезать их на две части (затем, можно эти же буквы дополнительно разрезать на 3-5 частей). Предложить ребенку собирать буквы, предъявляя части разными способами:

– части одной буквы;

– части одной буквы + часть от другой буквы;

– части 2-3 букв одновременно.

Удачи!

Учитель-дефектолог  группы №7  Тасенко С.А.

Развитие памяти дошкольника

память фото

Нередко родители и педагоги разви­вают у детей лишь механическую память: выучили наизусть стишок или песенку, не слишком задумываясь об их смысле, запомни цепочку никак не связан­ных друг с другом слов, вспомни, что было нарисовано на картинке…

Освоивший эту нехитрую науку малыш блистает на утренниках в детском садике, без особого труда справляется с програм­мой начальных классов. Но если школьное задание или жизненная ситуация требует творчески применить полученные знания, решить нестандартную задачу, ребенок те­ряется. И в средней школе, где одной лишь механической памяти недостаточно, вче­рашний отличник нередко пасует.

   В чем же дело? Вся беда в том, что у не­го не развита ассоциативная память: умение не просто автоматически запоминать те или иные факты, но и образовывать многочис­ленные и разнородные связи между ними.

   Поэтому уже с самого раннего детства можно и нужно начинать развивать у малы­ша ассоциативную память. Веселые и не­сложные на первый взгляд игры активизи­руют одновременно несколько каналов вос­приятия: зрение, слух, осязание.

   Для занятий вам понадобятся дощечки с разной шероховатостью. Сделать их не сложно. Потребуются картон, мех, лоскутки ткани, тонкая веревка и другие подручные материалы. Дощечек с различными поверх­ностями может быть несколько: от пяти до десяти и более. На обратной стороне должен быть написан порядковый номер и нарисо­вано соответствующее число кружочков.

   Сначала предложите ребенку ощупать и охарактеризовать каждую поверхность, подобрав при этом как можно больше опре­делений-прилагательных. Затем дощечки уберите и попросите вспомнить последова­тельность их расположения, основываясь на тактильных ощущениях.

   Если у крохи возникнут затруднения, повторите игру, но на этот раз, когда малыш будет ощупывать дощечку, спросите, на что она похожа? Дощечка с мехом может на­помнить котенка, шубу и даже газон с моло­дой травкой.

   Следующий этап работы – соотнесение тактильных ощущений с изображенными на картинках предметами. Дощечки расклады­ваются в определенном порядке, а над ни­ми – картинки с изображениями различных предметов. Глядя на картинки и ощупывая дощечки, малыш устанавливает ассоциатив­ные связи.

   Например: картинка с изображением лисы, а под ней – дощечка с наклеенным мехом; картинка с изображением зеркала, а под ней – дощечка с наклеенной фольгой и т.д. Ребенок ощупывает дощечки и разгля­дывает картинки, стараясь запомнить их. За­тем картинки убираются и малыш должен вспомнить, какая картинка была над той или иной дощечкой. В работу включаются так­тильные ощущения: лиса такая же пушистая, как кусочек меха на дощечке; фольга такая же скользкая и гладкая, как зеркальная по­верхность и т.д.

   Далее задания усложняются. Картинки по ассоциациям меньше связаны с дощечка­ми, поэтому чтобы соотнести их и таким об­разом запомнить, придется подключить во­ображение.

   Например, картинка с изображением капли, а под ней – дощечка с наклеенной тканью. Необходимо придумать сюжет. Один из вариантов: «Мама выжимает мок­рую тряпку, и с нее падает большая капля». Представив себе этот образ, ребенок легко вспоминает картинку, которая была над данной дощечкой. Постепенно картинки вы­ключаются из работы. Малыш должен на­учиться на слух запоминать слова, ощупы­вая при этом дощечки. На одно слово соот­ветственно одна дощечка. Одновременно с этим ребенок устанавливает ассоциативные связи между словом и дощечкой. Затем он должен вспомнить слово, опираясь на так­тильные ощущения.

   Следующий этап еще более сложный. Подключается тактильная память, сформи­рованная на предыдущих занятиях. Ребенок смотрит на картинку и вспоминает ощуще­ния, которые возникали у него при ощупы­вании дощечек.

   Таким образом,  дети запоминают до­вольно длинный ряд слов, не связанных между собой по смыслу. При этом у них ак­тивизируется внимание и развивается сло­весно-логическое мышление. Ассоциатив­ные связи помогают вспомнить и восстано­вить цепочку слов, обогатить словарный за­пас, наполнить речь прилагательными.

ИГРА 1

Разложите дощечки по порядку от пер­вой до шестой номером вниз.

Дощечка №1

На нее наклеен кусочек натурального или искусственного меха.

Дощечка №2

На нее наклеена наждачная бумага.

Дощечка №3

На нее наклеена ткань типа байки или фланели.

Дощечка №4

На нее накапали расплавленный воск, который, застыв, образовал объемные капли.

Дощечка №5

На нее наклеены спички или маленькие палочки.

Дощечка №6

На нее наклеена фольга, целлофан или клеенка, главное, чтобы поверхность бы­ла гладкой.

Эти дощечки используются во всех играх.

Игра  2

1.Малыш закрывает глаза и тщательно, неторопясь, ощупывает поверхность каж­дой дощечки, стараясь запомнить, каковы они на ощупь и в каком порядке лежат.

2.Тщательно перемешайте дощечки и пред­ложите ребенку, не открывая глаз, разло­жить их в прежнем порядке.

3.Вместе проверьте, правильно ли выпол­нено задание. Для этого дощечки нужно перевернуть номером вверх.

Игра 3

1.Предложите малышу взять дощечку №1,закрыть глаза и потрогать ее.

2.А теперь пусть он скажет, что ему напоми­нает эта дощечка, какая она. То же самое проделайте с остальными дощечками.

Игра 4

Давайте ребенку дощечки по одной и предлагайте ощупать их и нарисовать пред­меты, на которые они похожи. Для каждого рисунка берите отдельный лист бумаги.

Например:

дощечка №1 – кошка, шубка, травка-дощечка №2 – дорога, камень… дощечка №3 – платье, кофта, плюшевый мишка…

дощечка №4 – кочки, капли варенья, дождик…

дощечка №5 – забор, рельсы, шпалы… дощечка №6 – зеркало, ледяная горка, окно…

Игра 5

Повторите игру №1. Сравните результа­ты. Время от времени возвращайтесь к этой игре

Игра 6

  1. Раскладывайте перед малышом по поряд­ку дощечки, а над ними – картинки с изо­бражениями:
  • лисы (зайца, кошки, газона…)
  • облака (болота, капель ..)
  • забора (шпал, перил, железнодорож­ного полотна…)
  • зеркала (окна, катка…)

2. Малыш смотрит на картинки и одновре­менно ощупывает дощечки, рассуждая примерно так: «Зеркало такое же гладкое, скользкое, прохладное».

3. Теперь уберите дощечки и предложите ребенку вспомнить, какая из них была первой, какая — второй и т.д.

Игра 7

Разложите дощечки по порядку, а над ними – картинки.

  1. Малыш разглядывает картинки и ощупывает дощечки, стараясь уловить между ни­
    ми ассоциативную связь и запомнить ее.

Например:

  • Капля – ткань: когда выжимаю мокрую тряпку, с нее падает капля.
  • Ботинок-наждачная бумага: иду в бо­тинках по асфальту.
  • Платок – спички: платок висит на заборе.
    Обратите внимание! Смотреть можно только на картинку, а не на дощечку!

2. Малыш закрывает глаза и, ощупывая до­щечку, называет картинку.

3. С закрытыми глазами ребенок наугад вы­бирает дощечку и вспоминает соответ­ствующую ей картинку.

Игра 8

1.Разложите перед малышом ряд картинок.

Пусть рассмотрит их, пытаясь представить, каковы изображенные предметы на ощупь.

2.Уберите картинки. Задача ребенка – по памяти восстановить, в каком порядке они лежали. Количество картинок от игры к игре постепенно возрастает.

Игра 9

1.Ребенок раскладывает дощечки в любом порядке. Вы записываете номера дощечек
в том порядке, в каком их разложил ма­лыш.

2.Закрыв глаза, кроха ощупывает каждую дощечку, представляя себе образ и рас­сказывая о нем.

3.Перемешайте дощечки. Ребенок, вспом­нив образы и рассказы о них, восстанав­ливает ряд дощечек.

Игра 10

Предложите малышу разложить до­щечки, начиная с самой «неприятной». При этом пусть он опишет свои ощущения и по­пытается объяснить, чем эта дощечка непри­ятна. (Например, трогая дощечку №1, я вспоминаю собаку и расстраиваюсь, что мне ее не купили). Закончите ряд дощечкой, вызывающей самые приятные ощущения, объяснив их. (Например, трогая дощечку №2, я вспоминаю, что мне подарили вело­сипед, и я катаюсь на нем по дороге).

Игра 11

1.Назовите ряд слов (не менее шести). Ма­лыш в это время ощупывает дощечки истроит ассоциативные связи.

2.Ребенок повторяет словесный ряд, ощу­пывая при этом дощечки (это помогает вспомнить слова).

Игра 12

1.Попросите малыша ощупать разные пред­меты.

2.Через некоторое время, скажем, на следу­ющий день, предложите ребенку вспом­нить, что именно он трогал, и рассказать о своих ощущениях. Например: диван мяг­кий; ручка от двери мягкая, холодная и твердая; стекло на окне скользкое, про­хладное и твердое и т.п.

Игра 13

1.Рассмотрите вместе с малышом картинку, где изображено много разных предме­тов, например лампа, стол, стакан с чаем, кактус, кресло, телевизор, тапочки, одеж­да, мокрые сапоги.

2.Попросите ответить на вопросы:

  • Какие предметы теплые, а какие – хо­лодные?
  • Какие предметы твердые, а какие -мягкие?
  • Какие предметы гладкие, шерохова­тые, колючие?

3.Уберите картинку и попросите ребенка вспомнить, опираясь на тактильную па­
мять, что на ней было изображено.

Если предложенные игры понравились вашему кребенку, вы вполне можете придумать свои, похожие. Единственное условие – что­бы соблюдался принцип ассоциатив­ной связи и игра проходила в весе­лой, доброжелательной атмосфере.

Не скупитесь на похвалу и поощрения и не слишком переживайте   те из-за неудач!

Учитель-дефектолог группы №2 Колесникова Н.Ю.