Страничка социального педагога

Взаимодействие с родителями  в ДОУ

            Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.  По  всем  линиям  социального  развития  возникают  новообразования  различной   степени   выраженности,   характеризующиеся   новыми   свойствами   и  структурными  особенностями.  Происходят они благодаря таким факторам как  речь  и  общение  с  взрослыми  и  сверстниками,  различным  формам  познания  и  включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).

Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций  возникают  сложные  социальные  формы  психики,  такие,  как  личность  и  ее  структурные элементы (характер, интересы), субъекты общения, познания  и деятельности и их основные  компоненты – способности и склонности. Одновременно  происходит  дальнейшее  развитие  и  социализация  ребенка,    в  познавательных  функциях.  Формируются  новые  уровни  психических  функций,  которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.

При  участии  взрослых,  которые  организуют,  контролируют  и  оценивают   поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной  информации,  происходит    включение  ребенка  в  социальные  формы  жизнедеятельности,  в  процессы  познания  и  общения,  в  различные  виды  деятельности, включая  игру  и  начальные  формы  труда.  Взрослые,  родители,  воспитатели  во  многом определяют своеобразие и сложность  развития дошкольника, поскольку  они  включают  ребенка  в  разные  сферы  жизнедеятельности,  корректируя  процесс его развития.

В нашем детском саду   разработаны  формы  сотрудничества  с семьей:

 – Положительный  эмоциональный  настрой  педагогов  и  родителей  на  совместную  работу по воспитанию детей;

– Активизация родительского сообщества  в ходе совершенствования работы;

– Учет индивидуальности ребенка;

– Родители самостоятельно  могут выбирать  и формировать уже в дошкольном  возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка;

– Укрепление  внутрисемейных  связей,  эмоционального    семейного  общения, нахождение общих интересов и занятий. При этом учитывается тип  семей и стиль семейных отношений;

– Возможность реализации единой программы воспитания  и развития  ребенка в  детском саду  и семьи.

                   Основные принципы при организации работы с семьями:

  1. Открытость детского сада для семьи  (каждому родителю обеспечивается   возможность  знать и видеть, как живет и развивается  его ребенок)
  2. Сотрудничество педагогов  и родителей в воспитании  детей.
  3. Создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и    взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка  в семье  и в детском саду.
  4. Диагностика общих и частных  проблем в воспитании и развитии ребенка.

Функции взаимодействия педагогов ДОУ         с семьей:

  1. Ознакомление родителей     с  содержанием        и   методикой     учебно-  воспитательного  процесса, организуемого в  ДОУ.
  2. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
  3. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
  4. Помощь отдельным семьям в воспитании.
  5. Преемственность с общественными организациями родителей.

Социальный педагог Эльяс О.Ю.

                                                           Роль социального педагога в ДОУ
В своей практической деятельности социальный педагог ДОУ выполняет различные социально-педагогические роли:
– роль посредника между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами;
– роль защитника интересов и законных прав ребенка;
– роль помощника педагогов и законных представителей в решении разнообразных проблем;
– роль эксперта в постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства.
Социальный педагог помогает в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций в семьях, а также – между педагогами и законными представителями ребенка и способствует реабилитации семьи.

Функции социального педагога в ДОУ
Социальный педагог:
– осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, развитию и социальной защите ребенка;
– изучает психолого-медико-педагогические особенности, микросреду и условия жизни детей;
– выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку;
– выступает посредником между ребенком и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
– определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод детей;
– способствует установлению гуманных, нравственных, здоровых отношений в социальной среде. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности;
– взаимодействует с педагогами, законными представителями, специалистами социальных служб.

Направления деятельности социального педагога в ДОУ
1. Работа по защите прав ребенка.
2. Работа по социальному развитию личности ребенка.
3. Профилактика негативных явлений и оказание помощи тем, кто находится в сложной ситуации.
4. Работа по активизации воспитательного потенциала семьи.
5. Работа с законными представителями, не выполняющими обязанности по отношению к детям.
6. Работа с социально незащищенными семьями.
7. Работа с ближайшим окружением.
8. Работа с социальными институтами.

Формы работы социального педагога в ДОУ
С педагогами:
– консультации;
– анкетирование;
– индивидуальные беседы;
– семинары, «круглые столы» с родителями.
С родителями:
– анкетирование;
– индивидуальные беседы;
– посещения на дому;
– «круглые столы»;
– родительские собрания;
– родительская гостиная.
С детьми:
– интервьюирование;
НОД по правам ребенка;
организация экскурсий по ознакомлению с социумом (библиотека, школа, музыкальная школа).
Взаимодействие с другими социальными общественными структурами:
– комиссия по делам несовершеннолетних (КДН);
– отдел по делам несовершеннолетних (ОДН);
– детская поликлиника;
– детская библиотека.