Агрессивные дети

Агрессивные дети.

          Нередко приходится слышать от огорчённых родителей: «Такой хороший был мальчик, а сейчас страшный драчун! В детском саду его только и ругают! Все дети, как дети, а он…»

         К сожалению, как правило, эти жалобы вполне обоснованны. Такие превращения – из «хорошего, доброго мальчика» в «драчуна и задиру» – встречаются достаточно часто. Почти в каждой  группе детского сада есть, по крайней мере ,один, а то и двое таких ребят. Но чтоже заставляет детей так себя вести, что творится в их душе? Поняв это, мы сможем помочь детям и сведём агрессивное поведение к минимуму.

        Для того, чтобы разобраться в этом нам надо понять что же такое  агрессивное поведение. А это наиболее распространённый способ реагирования на срыв какой-то деятельности, на непреодолимые трудности, ограничения или запреты.

        У детей агрессивность обнаруживается очень рано – в отчаянном плаче грудного младенца нетрудно услышать злость и возмущение. Причина проста –  малышу в чём-то отказывают, и это его раздражает. Дети, безусловно, более ранимы, их легко обидеть или обмануть, поэтому в большинстве случаев детская агрессивность – это реакция борьбы, так ребёнок  протестует против запретов и ограничений, налагаемых взрослыми.

      Появляясь в младенчестве, агрессивность обычно растёт на протяжении раннего дошкольного периода, прежде чем пойти на убыль. Спад агрессии связывают с возрастающей способностью детей разрешать конфликты неагрессивными способами (словами, а не кулаками), а также с появлением опыта взаимодействия в игровых ситуациях. К тому же к 6-7 годам дети начинают лучше понимать чувства и поступки других.

      Существует несколько видов детской агрессии. Ребёнок может проявлять физическую агрессию, то есть нападать на окружающих или ломать вещи, и вербальную – оскорблять окружающих, ругаться. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он причиняет себе боль, находя в этом какое-то утешение.

          Маленькие агрессоры всегда испытывают трудности в общении с родными и сверстниками. Они изначально отличаются от других детей большей вспыльчивостью. Им свойственны самоуверенность, недостаток внимания к чувствам окружающих. Они в меньшей степени реагируют на похвалу и поощрение. Эти дети бывают очень обидчивы, бурную реакцию протеста у них может спровоцировать любое замечание или шутливое прозвище. Они нередко наделены лидерскими чертами и бунтуют против стремления взрослых, которые хотят всецело подчинить их своей воле.

         Агрессивный ребёнок не умеет отстаивать свои интересы, в споре не способен найти адекватные аргументы, поэтому кричит, спорную вещь отнимает, ругается, требует, хитрит, и тут же плачет. Он не умеет проигрывать. А если это случается, злится, обижается, отказывается от игры, при этом неудачи надолго выбивают его из колеи.

           Ребёнок, испытывающий подавленность, напряжённость, стресс, неуверенность в себе, тоже может быть агрессивен. И агрессия в данном случае становится  средством защиты от чувства тревоги. Ребёнок ожидает от всех подвоха и бросается защищать себя, как только почувствует, что кто-то ему угрожает. Такой ребёнок попадает в ловушку собственной мнительности.  Интерпретируя действия других детей как враждебные, он своими агрессивными реакциями вызывает агрессию со стороны окружающих.

           К повышенной возбудимости, а следовательно, и агрессивности ребёнка могут привести осложнения беременности и родов у матери (например, тяжёлый токсикоз или обвитие ребёнка пуповиной). Увеличивает риск возникновения поведенческих нарушений, в том числе повышенной агрессивности, черепно-мозговая травма, перенесённая ребёнком в любом возрасте. Иногда эти нарушения оказываются незначительными и сами проходят. Но бывает, что травма имеет длительные последствия. Например, у ребёнка может быть постоянно повышено внутричерепное давление, он всё время возбуждён, вследствие чего становится неуправляемым, раздражительным. И в этих случаях необходимо обратиться за консультацией к психоневрологу. Он назначит лекарства, восстанавливающие функции нервной системы и нормализующие внутричерепное давление, или успокоительные средства, помогающие снизить возбудимость нервной системы. Но одной медицинской помощи в таких случаях мало, нужны серьёзные воспитательные усилия со стороны родителей.

          Агрессивные дети, каковы бы ни были причины такого их поведения, попадают в замкнутый круг. Им не хватает любви и понимания со стороны  близких, но своим поведением они отталкивают окружающих, вызывая их неприязнь, которая, усиливает детскую агрессивность. Именно недружественное, враждебное отношение окружающих, а не внутренние трудности провоцируют ребёнка, возбуждая в нём чувства страха и гнева. То поведение, которое воспринимается как асоциальное, является отчаянной попыткой восстановить социальные связи. До появления явной агрессии ребёнок выражает свои потребности в более мягкой форме, но взрослые не обращают на это внимания.

           Среди перечисленных причин агрессивного поведения ребёнка могут стать чрезвычайно суровая или слишком слабая дисциплина, непоследовательность родителей в своих требованиях и поступках, безразличное отношение к детям.

           Вполне естественны проявления агрессии у ребёнка, который каждый день становится свидетелем ссор между родителями, которые заканчиваются взаимными оскорблениями, как между собой, так и в адрес ребёнка.

           Как же помочь ребёнку стать менее агрессивным? Самое главное научить ребёнка разряжаться – избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях». Например, можно предложить ему занятия в спортивных секциях, участие в соревнованиях или в постановке спектаклей, организовать для него разные игры, длительные прогулки или походы.

           Бывает, что очень вспыльчивый ребёнок старается сдерживаться на людях, но дома он срывается устраивает истерики, скандалит, грубит родным, дерётся с братьями и сёстрами. Такое проявление агрессии не приносит ему желаемого облегчения. Он недоволен случившимся и чувствует себя виноватым. Из-за этого напряжение увеличивается ещё больше, и следующий срыв бывает бурным и продолжительным. В этих случаях ребёнку нужно предложить социально приемлемые способы выражения подавленного гнева.

  • Пусть ребёнок останется один в комнате и выскажет всё, что накопилось, в адрес того, кто его разозлил.
  • Предложите ему, когда сложно сдерживаться, бить ногами и руками специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу, бегать вокруг дома, писать все слова, которые хочется высказать в гневе.
  • Дайте ребёнку совет: в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вдохнуть или сосчитать до десяти.
  • Также можно послушать музыку, громко попеть или покричать под неё.
  • Можно попросить ребёнка нарисовать чувство гнева.

Родители вы можете научиться управлять поведением своих агрессивных детей, для этого следует:

  • Обратить особое внимание на игры ребёнка. В играх дети осуществляют свои мечты, фантазии и страхи.
  • Пообсуждайте с ребёнком, на кого он хочет быть похож, какие качества характера его привлекают, а какие отталкивают.
  • Будьте готовы внимательно выслушать ребёнка, если он хочет рассказать вам свой сон. Во сне дети часто видят то, чего им не хватает в жизни. Особое внимание обращайте на повторяющиеся сюжеты снов.
  • Поощряйте ребёнка говорить о том, что его волнует, что он переживает. Научите ребёнка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет.
  • Ну и конечно же следите за тем, какой пример вы подаёте ребёнку. Если ребёнок судит других людей, награждает их «ярлыками», задумайтесь, возможно, он копирует ваши слова и поведение?

Помните, что  Ваш личный пример, разовьёт у ребёнка сочувствие, сопереживание, стремление помогать тем, кто слабее, противостоять волне агрессии, которая захлёстывает детей с экранов телевизоров, компьютерных игр, страниц популярных газет и журналов.

????????????????????????Педагог-психолог МКДОУ №42 Геращенко В.В.