Артикуляционная гимнастика в детском саду

Артикуляционная гимнастика в детском саду

      На вопрос: «Что такое артикуляционная гимнастика?» ребенок обычно отвечает: «Это зарядка для язычка. Ее надо делать, что бы правильно говорить звуки». Вечно занятый родитель удрученно констатирует: «Это задача логопеда, что бы мой ребенок научился говорить звук Р». Воспитатель группы детского сада, не  задумываясь, ответит: «Это режимный момент».

      Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление  мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности  движений, участвующих в речевом процессе органов. Цели артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного  аппарата, объединение простых движений в сложные для правильного  произношения звуков.

     Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть. И так же, как родители развивают физические данные ребёнка физкультурой, этим органам необходима гимнастика.  Артикуляционную гимнастику в нашем детском саду проводит по утрам воспитатель группы, учитель-дефектолог на каждом индивидуальном занятии.

        К этому хочется добавить, что артикуляционная гимнастика – это поле для полета фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звука, но и для развития у детей воображения, внимания, произвольности, усидчивости. Для достижения этих целей в нашем детском саду педагоги  используют сказочные сюжеты. Ежедневные артикуляционные упражнения активизируют  моторику  языка и губ, способствую вызыванию звукоподражания. Артикуляционная  гимнастика  проводится с детьми  перед завтраком, прогулкой или после сна, а также при чтении детской художественной  литературы. Дети, слушая сказки, с удовольствием выполняют упражнения. Приведем некоторые самые любимые детские стишки для артикуляционной гимнастики.

«Карлсон, который живет на крыше» (постановка звука{ р})

   Высоко на крыше живет Карлсон.

   Дети тянутся кончиком языка к носу.

   Он весёлый, толстый.

   Улыбаются, надувают щеки.

   Утром просыпается, потягивается. Делает зарядку: наклоны в стороны.

   Выполняют упражнения «Качели», «Часики”.

img_0001Потом он умывается.

   Облизывают губы по часовой стрелке и против нее.

   Наводит чистоту в своем доме и на крыше.

   Имитируют чистку верхних и нижних зубов.

   Завтракают плюшками, пьет чай с вареньем.

   Выполняют упражнения «Лопаточка», «Чашечка», «Вкусное варенье».

img_0004После завтрака Карлсон  заводит моторчик.

   «Стучат» молоточком: д-д-д.

   Он сломался – не заводится.

   «Смазывают» моторчик  медом.

   Проверяет, крепкий ли мотор.

   Выполняют упражнение «Грибок».

img_0005Отталкивается от края крыши  и перелетает с крыши на крышу.

   Произносят: др-р-р-р.

     Артикуляционная гимнастика приносит огромную пользу ребенку. Занимайтесь ей с радостью, придумывайте свои игровые сюжеты, не забывайте делать ее ежедневно, и результат обязательно будет! Желаю Вам успехов!

Учитель-дефектолог группы №2 Колесникова Н.Ю.