Артикуляционная гимнастика в детском саду
На вопрос: «Что такое артикуляционная гимнастика?» ребенок обычно отвечает: «Это зарядка для язычка. Ее надо делать, что бы правильно говорить звуки». Вечно занятый родитель удрученно констатирует: «Это задача логопеда, что бы мой ребенок научился говорить звук Р». Воспитатель группы детского сада, не задумываясь, ответит: «Это режимный момент».
Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов. Цели артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, объединение простых движений в сложные для правильного произношения звуков.
Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть. И так же, как родители развивают физические данные ребёнка физкультурой, этим органам необходима гимнастика. Артикуляционную гимнастику в нашем детском саду проводит по утрам воспитатель группы, учитель-дефектолог на каждом индивидуальном занятии.
К этому хочется добавить, что артикуляционная гимнастика – это поле для полета фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звука, но и для развития у детей воображения, внимания, произвольности, усидчивости. Для достижения этих целей в нашем детском саду педагоги используют сказочные сюжеты. Ежедневные артикуляционные упражнения активизируют моторику языка и губ, способствую вызыванию звукоподражания. Артикуляционная гимнастика проводится с детьми перед завтраком, прогулкой или после сна, а также при чтении детской художественной литературы. Дети, слушая сказки, с удовольствием выполняют упражнения. Приведем некоторые самые любимые детские стишки для артикуляционной гимнастики.
«Карлсон, который живет на крыше» (постановка звука{ р})
Высоко на крыше живет Карлсон.
Дети тянутся кончиком языка к носу.
Он весёлый, толстый.
Улыбаются, надувают щеки.
Утром просыпается, потягивается. Делает зарядку: наклоны в стороны.
Выполняют упражнения «Качели», «Часики”.
Облизывают губы по часовой стрелке и против нее.
Наводит чистоту в своем доме и на крыше.
Имитируют чистку верхних и нижних зубов.
Завтракают плюшками, пьет чай с вареньем.
Выполняют упражнения «Лопаточка», «Чашечка», «Вкусное варенье».
После завтрака Карлсон заводит моторчик.
«Стучат» молоточком: д-д-д.
Он сломался – не заводится.
«Смазывают» моторчик медом.
Проверяет, крепкий ли мотор.
Выполняют упражнение «Грибок».
Отталкивается от края крыши и перелетает с крыши на крышу.
Произносят: др-р-р-р.
Артикуляционная гимнастика приносит огромную пользу ребенку. Занимайтесь ей с радостью, придумывайте свои игровые сюжеты, не забывайте делать ее ежедневно, и результат обязательно будет! Желаю Вам успехов!
Учитель-дефектолог группы №2 Колесникова Н.Ю.