Читайте с удовольствием!

Читайте с удовольствием!

В каком возрасте детям нужно учить буквы? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Мы считаем, что запоминать буквы дошкольники могут и в год, и в пять лет, лишь бы им это нравилось. Методик обучения чтению очень много. Попробуйте разные и выберите то, что понравится вам и вашему ребёнку. Мы расскажем, как учили буквы наши дети.

Самый простой способ — повесить на стену азбуку, обыкновенный плакат с буквами и картинками. И для начала выучить первую букву имени малыша, «мамину» и «папину» буквы. Как показывает опыт, буквы, с которыми у ребёнка ассоциируется что-то важное, учатся легче всего. Можно к остальным буквам подобрать собственные иллюстрации: фотографии бабушки, дедушки, лучшего друга, любимых игрушек. Время от времени подходите с одной из игрушек к азбуке, пусть игрушка показывает малышу «свою» букву или, наоборот, спрашивает его, сможет ли он эту букву отыскать.

Точно так же можно найти яркую, богато иллюстрированную азбуку и перелистывать её с малышом. Рассматривайте буквы и картинки, отыскивая предметы, название которых начинается на нужную букву, подбирая подходящие имена персонажам на рисунках. Не ругайте ребёнка, если он плохо запоминает буквы — если у малыша с азбукой будут связаны положительные эмоции, он будет охотнее брать в руки эту книжку.

Слепите вместе буквы из пластилина, украшая крупой или бусинками, вырезайте их из бумаги, раскрашивайте, украшайте узорами. Сделайте таким образом собственную азбуку и выберите самые красивые буквы.

Если ребёнок любит играть в кубики, постройте домики, поселите в них игрушки и рядом с каждым домом поставьте кубик с первой буквой имени жильца или выкладывайте из кубиков имя зверюшки полностью.

Помогает выучить буквы лото, а если его нет, можно на бумажную азбуку выкладывать буквы азбуки магнитной, пластмассовой или просто кубики с буквами.

Одно из самых увлекательных занятий — лепить печенье в виде букв. Детям очень нравится возиться с тестом рядом с мамой. Повторяйте буквы, пока вы их лепите. А из готового печенья на тарелке сложите имена и другие слова.

Итак, ваш ребёнок знает несколько букв. Не ждите, пока он выучит весь алфавит — начинайте ненавязчиво, играя, складывать из букв слоги и слова. Например, напечатайте на листе крупно короткое слово, пусть ребёнок выкладывает его из кубиков с буквами. Если ребёнок легко справляется с этим заданием, напишите слово длиннее: «Какой ты молодец! А с этим словом справишься? Как быстро ты найдёшь нужные кубики?»

Очень хороший помощник — кубики Зайцева. Пропевайте склады, составляйте из них слова по образцу. Читайте по очереди: вы составляете для малыша короткое слово из знакомых букв, он его читает. Затем он для вас выкладывает кубики — прочесть длинное заковыристое «слово», составленное ребёнком, не так просто. Если вы будете делать это с выражением, меняя интонации так, чтобы эта абракадабра звучала смешно, малыш будет стараться правильно прочесть предложенное вами слово, чтобы в ответ поскорее выложить своё. При этом требуйте, чтобы все буквы в этом «слове» стояли правильно, не вверх ногами: «Знаешь, я не могу это прочитать — некоторые буквы узнать не могу. Поставь их правильно».

Многие дети легко учат буквы, но неохотно читают. Давайте им задания по силам, находите стимулы: «Прочитай вот эти четыре слова, они совсем коротенькие, и можешь посмотреть телевизор. Поторопись — твой любимый мультфильм уже скоро начнётся». Или так: «Ты читаешь два первых предложения на этой странице, а потом я прочитаю весь рассказ про Незнайку…»

Слова и короткие предложения вы найдёте в той же азбуке. Или можете написать их сами крупно печатными буквами на листочке: «Прочитай, что здесь написано, и узнаешь, куда мы пойдём в выходные». Пусть ребёнок читает короткие стихотворения, если в них встречаются трудные длинные слова, помогайте ему.

Не старайтесь тратить много времени на обучение, просто занимайтесь с малышом регулярно, лучше понемногу, но каждый день. Так он будет меньше уставать и охотнее читать. Хвалите его, не ругайте за ошибки, просто весело или спокойно исправляйте их. И читайте ребёнку как можно больше хороших, интересных книг. И однажды увидите, как он сам, без вашей просьбы, взял в руки книгу и начал читать…

 Учитель-дефектолог МКДОУ № 42 Кузьминова Э.Ю.

15.06. 2014г.