Что  такое адаптация в школе?

Что  такое адаптация в школе?

            Начало обучения очень напряжённый период в жизни ребёнка потому, что школа с первых же дней ставит перед ребёнком целый ряд задач требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно всё: сам режим занятий (с перерывами не «когда хочется», а через долгих 35 минут), обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учительницы, трудно сидеть в определённой позе. А в целом это психологические, интеллектуальные, функциональные и физические нагрузки на организм ребёнка.

           Первый год в школе – это своего рода испытательный срок для родителей, когда чётко проявляются все родительские недоработки, невнимание к ребёнку, незнание его особенностей, отсутствие контакта и неумение помочь. Порой родителям не хватает терпения и снисходительности, спокойствия и доброты; часто из добрых побуждений они становятся виновниками школьных стрессов.

          Адаптация это довольно сложный и длительный процесс привыкания ребёнка к школе. Именно поэтому вся система обучения и воспитания в школе и дома должна быть построена так, чтобы учитель, и родители знали и учитывали, какой ценой расплачивается организм ребёнка за достигнутые успехи, особенно на первых порах обучения.

          Нередко правила поведения, особенно у учителя, для которого «дисциплина, прежде всего», не по силам первокласснику. «Плохое поведение» может стать отправной точкой школьных неудач. В этом случае родителями следует «не давить» на ребёнка, а спокойно вместе с учителем (но без ребёнка) разобраться, меньше думая «как заставить», а больше – «как помочь».

          Учительница, даже самая строгая, даже не всегда справедливая, для ребёнка, особенно в первое время, – «самая-самая», и ваше негативное отношение к её требованиям только затруднит ребёнку его собственное определение в статусе ученика. Критерии того, «что можно» и «что нельзя», чаще определяются учителем, поэтому не сердитесь, если в ответ на своё требование услышите: «А Софья Петровна сказала, что так нельзя». Софья Петровна – высший авторитет, перед которым меркнет даже родительский.

           Семилетки проходят этап психологической адаптации к школе легче, чем шестилетки.

          Учёба требует умения жить в коллективе, поэтому ребёнок должен обладать определёнными навыками общения со сверстниками, умением вместе работать, считаться с чужими «хочу». Некоторые дети долго не сближаются с одноклассниками, чувствуют себя одиноко, неуютно. Другие, стремясь привлечь к себе внимание командуют, указывают, могут унизить одноклассника.

Как быть в подобных ситуациях?

           Во-первых, от родителей требуются большое терпение и такт в объяснении всех возникающих конфликтов. Ни в коем случае не следует перекладывать всю вину на  других и всегда быть на стороне ребёнка, но при этом ребёнок должен знать, что у вас он всегда найдёт поддержку, сочувствие, будет уверен, что вы ему поможете найти выход из трудной ситуации.

          Во-вторых, потребуется довольно длительное время, чтобы малыш осознал, что он не «лучше всех», что  лучшие умения или большие знания ещё не повод для собственного превосходства и пренебрежительного отношения к одноклассникам. Правильная оценка успехов ребёнка – это та оценка, которая не лишает ребёнка уверенности, не заставляет его стесняться сверстников и бояться родителей. Ребёнок должен чувствовать, что ему интересно и радостно среди своих одноклассников, ведь ему очень необходимы и их оценка, их отношение.

         В-третьих, будет лучше, если родители не будут фиксировать внимание ребёнка на оценках, надо оценивать его желание учиться, старание. Иногда огорчение родителей по поводу плохой оценки непонятно первоклассникам, особенно шестилеткам, и родители прилагают много стараний, чтобы убедить ребёнка в важности именно оценки, не учитывая того, какой ценой она достигается. Подобное отношение к оценке порой заслоняет небольшой, но успех, при котором всё равно нет желаемого результата («Стараюсь, стараюсь – всё равно одни тройки»).

          В-четвёртых, оценивая успехи своего ребёнка, попробуйте не сравнивать их с успехами других детей, не подчёркивайте, что кто-то делает это лучше, особенно если видите, что ребёнок прилагает много усилий. Старайтесь подбодрить, не скупитесь на похвалу.

     Драматизирование школьных неудач, чрезмерные требования и моральное давление, как правило, оборачиваются неуравновешенностью ребёнка, страхом несостоятельности, тревожным предчувствием новых неудач. Всё это осложняет и без того непростую адаптацию ребёнка к школе.

       Необходимо так же учитывать, что в период адаптации к школе некоторая возбудимость, повышенное двигательное беспокойство и другие проявления эмоциональной неустойчивости – явления вполне допустимые.

 Педагог-психолог Геращенко В.В.