Экологическое воспитание

Экологическая тропа.

 Она заключается в том, что он рассматривает экологическое воспитание не как составляющую часть формирования всесторонне развитой личности, а как ее основу, фундамент всей педагогической системы.

Основа этой системы – воспитание детей через природу, осуществление их всестороннего развития. Природа, по глубокому убеждению В.А.Сухомлинского, должна быть «не каким-то придатком, фоном умственных интересов, а самой сутью жизненной среды», так как многогранная духовная жизнь в годы детства требует постоянного общения детей с природой. Только в ходе такого общения и взаимодействия с природой возможно становление и развитие личности ребенка. Таким образом, в отличии от узко традиционного подхода к экологическому воспитанию В.А.Сухомлинский раскрыл его сущность в широком социальном и нравственно-этическом планах. Рассматривая природу как мир, в котором ребенок рождается, живет и познает окружающую деятельность, а также самого себя, педагог-новатор утверждает, что это обстоятельство не только облегчает воспитательную работу с детьми, но и делает ее богаче, многограннее, содержательнее.  Педагогическая целесообразность организации и проведения экскурсии в природу основана на уникальной системе экологического воспитания В.А.Сухомлинского.

  Уникальность опыта экологического воспитания В.А.Сухомлинского не только в утверждении нового подхода, но и в раскрытии педагогических условий и путей, при которых воспитание через природу развивает личность, становится основой образовательного процесса.

     Наш детский сад посещают дети с психоречевыми нарушениями в развитии. Реализация специализированной программы коррекционного обучения в ДОУ предполагает достаточный объем учебной нагрузки на детей, которые имеют ряд специфических особенностей:

– низкую работоспособность;

-низкий уровень познавательного интереса;

-быструю утомляемость;

-повышенный уровень тревожности;

-выраженное недоразвитие всех сторон речи.

     Все это создает трудности при формировании экологических начал у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

  Поэтому такая форма работы с детьми, как экскурсия по экологической тропе, наиболее продуктивно решают все поставленные задачи.

  Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т.д., дети и расширяют свой кругозор, практикуются в ориентации.

    Учитывая особенности возраста, а также специфику этой развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.

  Проект «Экологическая тропа» нацелен на внедрение и развитие вариативных форм работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в период с сентября по май.

     Ель проекта: обогащать и систематизировать экологические знания у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами экологической тропы ДОУ.

       Основными задачами, при работе с детьми дошкольного возраста являются:

– уточнение, систематизация и углубление знаний детей о растениях,    животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды, формировании знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие), развитие интереса к миру природы;

– воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувство милосердия;

– путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой, закладывать основы экологической культуры личности.

   Проект «Экологическая тропа» открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из детских потребностей и интересов, развивает его как личность.

 При организации процесса экологического образования детей дошкольного возраста необходимо учитывать, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей, это обусловлено особенностями этого возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятие природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы.

 Работу в рамках проекта необходимо проводить регулярно, ненавязчиво, поддерживая интерес детей, их любознательность.

      К работе по проекту привлечены родители, так как данная работа не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера.

  Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.

       Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботится о ней, охранять и преумножать ее богатства.

       Экологическая тропа расположена по периметру ДОУ, что позволяет всем детям и педагогам группы постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы.

     Экологическая тропа имеет разнообразные видовые точки:

  • Необычный зоопарк
  • Уголок наблюдений за птицами
  • Альпийская горка
  • Участок леса
  • Грядки для овощей и зелени
  • Фитоогород
  • Площадка с установленными приборами для наблюдения за явлениями природы
  • Муравейник
  • Водоем
  • Фруктовый сад

Экскурсии проводятся с детьми 5-6 и 6-7 лет 1 раз в месяц, 6 раз в год (октябрь, ноябрь, декабрь, март, апрель, май) продолжительностью 20-25 минут.

воспитатель МКДОУ №42 Дидяева  Т.И.

27.05.2014г.