Если ребёнок не говорит

Если ребёнок не говорит (Развитие слухового внимания)

Дорогие мамы и папы!

            Не всегда удаётся сразу выявить причину, из-за которой задерживается появление речи у ребенка, но многолетний опыт работы учителей-дефектологов  показывает, что определённые педагогические приёмы могут оказаться действенными в любом случае. Ключевой момент предлагаемой системы – одновременное «погружение» ребёнка в процесс совершенствования как восприятия и понимания речи, так и формирования собственной речи.   Уважаемые родители, не подавляйте речевую и игровую инициативу ребёнка, учитывайте его предпочтения в выборе игрушек, игр, книг. От активности ребёнка зависит не только прогноз преодоления речевых нарушений, но и способность к учению на протяжении всей жизни. Развитие речи во многом зависит от того, насколько хорошо ребенок вас понимает. Проверьте, может ли он выполнить следующие инструкции:

– Покажи зайчика, машину, собачку.

– Возьми зайчика, машину, собачку.

– Дай зайчика, машину, собачку.

– Обними маму. – Поцелуй папу.

– Пожалей бабушку. – Поиграй в ладушки.

– Закрой глаза.

– Помаши ручкой.

– Возьми маму за руку и иди домой.

– Налей в стакан воды и дай его бабушке.

– Возьми у меня карандаши и положи их коробку.

– Зайчика отнеси маме, а куклу положи в шкаф.

– Мячик дай мне, зайчика отдай маме, а куклу положи спать.

 Для того, чтобы слушать и понимать речь необходимо умение сосредоточиваться на звуках. Ребёнок должен научиться напрягать свой слух, улавливать и различать звуки, то есть у него должно сформироваться произвольное слуховое внимание. Сосредоточение на словах взрослого – и результат, и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи. Дети должны уже  внимательно слушать небольшие стихи, сказки, рассказы, а также представлять то, о чём в них говорится. Постепенно объём слухового внимания увеличивается, растёт его устойчивость. Ребёнок всё больше ориентируется на слово-название предмета, слово-оценку поведения других детей и его собственного, слово-приказ, требование, побуждение. Задания для развития слухового внимания:

– Покажите малышу различные музыкальные инструменты (барабан, бубен, дудочку), дайте послушать, как они звучат, а потом предложите отвернуться и угадывать, на каком инструменте вы играете.

– Обращайте внимание ребёнка на «домашние звуки». Спрашивайте: Что там шумит? Объясняйте: Это шумит холодильник, это стиральная машина, пылесос, телефон звонит …

– Привлекайте внимание ребенка: Слышишь, как идёт (стучит, шумит, капает) дождь, шумит ветер, едет машина… – Сделайте вид, что вы говорите по игрушечному телефону. Предложите ребёнку сделать то же.

– Пойте короткие, ритмичные песенки и декламируйте стихи. Приучайте ребёнка слушать аудиозаписи для детей. Понимание речи зависит как от слухового внимания, так и от жизненного опыта. Расширяйте кругозор ребёнка. Как можно раньше берите его с собой на прогулки, экскурсии, в поездки. Рассказывайте ему о том, что вы видите. Возьмите за привычку комментировать всё, что вы делаете. Детально проговаривайте то, что происходит или произойдёт: Мы сейчас оденемся. Как ты хорошо ешь кашу. Мы сейчас пойдём гулять… Такой комментарий позволяет сосредоточить внимание ребёнка на происходящем.

  Уважаемые родители, у ребёнка должна быть хорошая речь, понятная окружающим: владение богатством родного языка является залогом успехов в школе, а также психического здоровья Вашего ребёнка.

iУчитель- дефектолог группы  №11 Прокофьева Е.М.