Формирование элементов логического мышления

 Формирование элементов логического мышления у детей дошкольного возраста.

Дошкольный период развития ребенка – период интеллектуального становления основных психических процессов, обеспечивающих ребенку полноценное ознакомление с окружающим миром.

Ребенок приобретает навыки взаимодействия с предметами, учится говорить, думать, воспринимать, усваивает определенные правила, делает первые попытки управлять своим поведением. Все это предполагает наличие развитой памяти и элементов логического мышления

Что же включает в себя понятие «логическое мышление»? Это умение анализировать, сравнивать, рассуждать, классифицировать, делать выводы. Обобщать и думать самостоятельно также являются неотъемлемыми признаками логического мышления.  Дети 4-5 лет способны мыслить при помощи образов. Соответственно, задания для развития логики должны носить наглядно-образный характер. Дети в этом возрасте переходят к образному восприятию, начинают решать логические задачи в виде картинок или схем-рисунков.

Примеры практических заданий:

Поиск лишнего предмета, который не обладает признаками общей группы (среди овощей – фрукт, среди мебели – игрушка и так далее).Повтор чередования или ритма. Ребенку предлагается продолжить в определенном порядке последовательность предметов, имеющих различные признаки (круг, квадрат, круг, квадрат или дерево, цветок, домик, дерево, цветок, домик). После выполнения этих заданий, переходят к более сложному варианту – какой фигуры не достает в ряду (начинают с чередования двух фигур, постепенно усложняя задание). Разложи картинки по порядку (например: семя, росточек, цветок в бутоне, раскрывшийся цветок).Загадки. Они хорошо развивают образное и логическое мышление (читайте их ребенку и просите его придумывать загадки для вас).

рис1

Ребенок, приближающийся к 6 годам, уже способен мыслить в уме, то есть воспринимает словесно-логические задания. Старшим дошкольникам нужно постепенно предлагать решать устные задания, развивая способность решать задачки «в уме», отрываясь от изображений и образов.

Примеры практических заданий:

Добавь нужное слово. Есть множество вариантов таких заданий. Подбирайте антонимы: сухой – мокрый, высокий – … (низкий). Предлагайте указать место жительства: собака – будка, птичка – гнездо, медведь – … (берлога) или род деятельности: учитель – учит, врач – лечит, повар – … (готовит). Заполнение различных таблиц. Первые таблицы на 9 ячеек, заполняются фигурами в определенном порядке. Перед ребенком ставятся различные задачи, например: что должно быть в свободной ячейке вертикального ряда, если в предыдущих был квадрат? Какого цвета должен быть квадрат, если все фигуры его горизонтального ряда красные? РИСУНОК 5 Дидактические игры, различные беседы, головоломки, лабиринты, загадки. Они способствуют развитию умения находить в предметах сходство и различие, выделять наиболее существенные признаки, группировать предметы на основании общих признаков, обеспечивает усвоению детьми обобщенных названий.

рис2

рис3 Для детей независимо от их возраста важно не торопиться, проходить с ребенком все три этапа развития мышления. Когда малыш уже хорошо ориентируется в решении разнообразных логических заданий одного уровня, постепенно переходите к следующему (от предметов – к картинкам, а от картинок – к устным задачкам). Практически все логические задания решаются следующим образом: ребенок анализирует ситуацию, делает определенные выводы, приходит к логическому заключению. Чтобы научить ребенка такой последовательности мышления, желательно первое время озвучивать ему ход своих мыслей. Например: «Нам нужно найти, что здесь лишнее. Посмотри на картинки, что у них общего? Чашка – это посуда, тарелка – тоже посуда и ложка – посуда, а вот юбка – не посуда! Это одежда. Она лишняя, поэтому ее уберем!»

рис4

Осваивая логические операции, ребенок становится более внимательным, учится мыслить ясно и четко. В нужный момент он сможет сконцентрироваться на сути проблемы и аргументировано убедить других в своей правоте. А процесс учебы в школе будет приносить ему уверенность в их силах и удовлетворение.

Учитель-дефектолог  группы № 6 Погребная В.И.

08.10.2015г.