Формирование у детей культуры безопасного поведения на дороге

Формирование у детей  с ЗПР дошкольного возраста культуры безопасного поведения в условиях дорожного движения.

 Автор: Пензина Татьяна Александровна, воспитатель МКДОУ №42 «Материнская школа».

Содержание

  1. Введение.
  2. Организация занятий (НООД) по обучению детей с ЗПР безопасному поведению на улице.
  3. Методика построения системы работы по изучению детьми с ЗПР правил дорожного движения.
  4. Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах.
  5. Методика подготовки занятий в игровой форме.

   6.Целевые прогулки как форма профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

  1. Методики диагностики.
  2. Тематическое планирование работы по обучению детей с ЗПР ПДД.
  3. Заключение.
  4. Список литературы.

Введение.

Одна из основных задач различных программ – обеспечить полноценное и своевременное психологическое развитие ребёнка. Эта задача ставится в центр внимания в силу того, что дошкольные годы – это период интенсивного психологического развития и проявления совершенно новых, ранее отсутствовавших психологических особенностей. Одной из них является активное освоение ребёнком окружающего мира и интенсивное развитие его познавательного поля.

При разработке игр и упражнений, мы опирались на индивидуальные особенности детей с отставанием в развитии.

Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах России быстро возрастают и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов-детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности,  и  жить которым предстоит при несравненно большей интенсивности автомобильного  движения.

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети.

Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к пове­дению детей на проезжей части улицы.

Предоставленные самим себе дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опас­ностями на дороге.

Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением.

Они  не в состоянии правильно опреде­лить расстояние и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработались способности предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняю­щейся дорожной обстановке. Они считают вполне естественным вы­ехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.

Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующе­го воспитания ребенка. Воспитание общей культуры поведения надо начинать в дошкольном возрасте; с этого времени должна начинаться подготовка дошкольника к пожизненной «профессии» участника дви­жения, пешехода; именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в ДОУ, прочно останется   у него навсегда.

Разработанная система игр и упражнений  предусматривает обучение детей правилам поведе­ния на улице, ознакомление с различными видами транспорта, с регулированием движения на улицах города, умением разобраться с проблемной ситуацией, связанной с азбукой движения.

Обучая детей правилам дорожного движения, необ­ходимо использовать все доступные формы и методы работы. Это — беседы и обсуждение ситуаций, наблю­дения и  экскурсии, заучивание стихов и  чтение художе­ственных текстов, на­стольные и дидактические игры.

Работа идет комплексно по всем разделам воспита­ния и обучения. Ее совместно проводят психолог — вос­питатель — родители — ребенок. Знания закрепляют­ся в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах.

Недостаточный уровень культуры поведения взрослых на улице, в общественном транспорте, нарушение ими правил дорожного движения приводит к таким же явлениям и у детей. Поэтому для повышения ответственности за соблюдением детьми правил поведения на улице с родителями так­же должна проводиться определенная работа: еже­дневные беседы, рекомендации, советы, анкетирование. Соблюдение детьми правил пешехода невольно дисциплинирует и родителей. Они ещё активнее включаются в процесс воспитания и обучения  ребёнка, трудятся совместно с воспитателями, помогают в изготовлении атрибутов, дидактических игр.

Для формирования устойчивых знаний и прочных навыков культурного поведения на улице, в транспорте в дошкольных учреждениях проводятся специальные занятия по разработанному перспективному плану, бло­ки занятий по развитию речи и изобразительной дея­тельности, музыкальному воспитанию. Вос­питатели должны ежедневно наблюдать за пешеходами, транспортом и обсуждать интересные ситуации с деть­ми, можно рекомендовать пешие прогулки к светофору.

У детей с задержкой психического развития обучение правилам поведения на улице вызывает определённые трудности.

Важность проблемы исследования детей с ЗПР определяется её теоретическим и практическим значением.

Изучение детей с ЗПР подчиняется общим законам научного анализа структуры личности, но не исключает специфического подхода в рассмотрении особенностей формирования и развития детей с ЗПР.

В рамках психолого-педагогического подхода накоплен достаточно большой материал, свидетельствующий о специфических особенностях детей с ЗПР, отличающих их, с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой стороны – от умственно отсталых детей.

Степень нарушения темпа созревания мозговых структур, а, следовательно, и темпа психического развития, может быть обусловлена своеобразным сочетанием неблагоприятных биологических, социальных и психолого-педагогических факторов.

Особенности познавательной сферы детей с ЗПР освещены в психологической литературе достаточно широко (В.И. Лубовский, Л.И. Переслени, И.Ю. Кулагина, Т.Д. Пускаева и др.). В.И. Лубовский отмечает недостаточнуюсформированность произвольного внимания детей с ЗПР, дефицитарность основных свойств внимания: концентрации, объёма, распределения. Память детей с ЗПР характеризуется особенностями, которые находятся в определённой зависимости от нарушений внимания. В.Г. Лутонян отмечает, что продуктивность непроизвольного запоминания у детей с ЗПР значительно ниже, чем у нормально развивающихся сверстников.

У детей с ЗПР отмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, а также повышение уровня тревоги и агрессии (М.С. Певзнер).

Изменённая динамика формирования самосознания проявляется у детей с ЗПР в своеобразном построении взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Отношения отличаются эмоциональной нестабильностью, неустойчивостью, проявлением черт детскости в деятельности и поведении (Г.В. Грибанова). Cуществует огромное количество разнообразных программ по обучению детей ПДД. Но авторы этих программ составляют их для детей с нормальным психическим развитием. Поэтому встала проблема в разработке практического материала – разработка системы занятий с коррекционными упражнениями и играми, с учётом особенностей детей ЗПР по обучению правилам дорожного движения.

Предполагаемая работа позволит создать такую систему игр и упражнений, а также благоприятные предпосылки для всестороннего воспитания и психологического развития личности ребёнка.

Под термином «психологическая коррекция» понимают направленное психологическое воздействие на определённые психические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида, а также компенсации возможных дефектов. Поэтому целью коррекционного воздействия будет являться формирование навыков по ПДД у ребёнка.

Мною был создан перспективный план работы для 1, 2 и 3 годов обучения, я определила цели и задачи для каждого возраста, подобрала и систематизировала художественную литературу. Были подготовлены  дидактические и  настольные игры, атрибуты для ролевых игр, которые используются детьми в совмест­ной с воспитателем и самостоятельной деятельности, а также в специально организованной форме обучения.

Коррекционные игры и упражнения разрабатывались от простого к сложному, т.е материал даётся с постепенным усложнением с учётом возраста детей. Все упражнения разрабатывались с учётом содержания программы обучения и воспитания детей с ЗПР.

Большую помощь в организации занятий оказыва­ет психолог. Дети объединяются в группы по интеллектуальному развитию, степени возбудимости. Для них создаются специальные ситуации на развитие того или иного процесса, по выработке определённого навыка. Индивидуальная работа ведётся и с родителями для оказания детям особой помощи.