Готовность ребёнка к обучению в школе

Консультация для родителей «Готовность ребёнка к обучению в школе».

Уважаемые родители! Очень скоро ваши дети пойдут в школу. Как хочется, чтобы они были успешны, чтобы всё у них ладилось и с учёбой, и с одноклассниками, да и чтобы учительница любила их как родных. Ради этого мы готовы на всё. В настоящее время современная школа ставит перед нами родителями, детьми сложные задачи. И уже недостаточно  того, чтобы ребёнок читал и считал.

Понятие «готовность к обучению  в школе» включает в себя физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую готовность, социальную или личностную готовность к обучению в школе.

Физиологическая готовность.

Отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребёнок быстро прибавляет в росте и в весе. Изменяются пропорции тела. По своим характеристикам головной мозг ребёнка 6-7- лет в большей степени приближается к показателям мозга  взрослого человека. Организм ребёнка готовится к интенсивным умственным и физическим нагрузкам. Поэтому, очень важно соблюдать рекомендации врачей, если дети стоят на ДУ у специалистов и вовремя проходить необходимое лечение.

Психологическая готовность.

Хорошо подготовленный ребёнок должен уметь:

1.Планировать свою деятельность. Если ребёнок может, поставить цель и достигнуть её мы будем говорить о высоком уровне планирования.

2.Появляются волевые компоненты.

Это очень легко проверить: вы просите ребёнка сделать не очень интересную, но важную работу написать графический диктант. Если ребёнок пишет, а затем говорит, что устал, то вы предлагаете написать последние две строчки и он будет отдыхать. Если ребёнок не отказывается и выполняет задание до конца, мы можем говорить о начальных признаках саморегуляции.

3. Приучайте ребёнка доводить начатое дело до конца. Для этого ставьте перед ним посильные задачи. Если всю работу нельзя выполнить за один раз сразу же оговаривайте с ребёнком, что вы сделаете только часть работы, а остальное в следующий раз.

Помните, что желаемый результат не достигается после одного, двух занятий. Необходимо заниматься систематично в течение длительного  времени.

4. Логическое мышление – характеризуется умением анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать. Развитое мышление характеризует способность ребёнка учиться. Благодаря этому ребёнок понимает правила, законы, формулы и может применять их на практике. Если у ребёнка низкий уровень мышления, то он будет учиться только за счёт памяти вызубривая, а не понимая материал.

5. Речевое развитие – это активный словарный запас, общая осведомлённость о рыбах, городах и т.д.

И если ребёнок владеет элементарными обобщающими категориями: не путается в городах, животных, насекомых, рыбах, может дополнить предложение, услышать ошибку в предложении и исправить её например: Начал таять снег, и закончилась весна, то это способствует успешному обучению. Но у детей есть особенность: ребёнок выдаёт только то, что «есть у него на языке». Это значит что всё, что дети изучают в детском саду, должно закрепляться дома в повседневной жизни.

Расширяйте словарный запас ребёнка, а для этого:

– читайте ребёнку как можно больше литературы;
– постоянно объясняйте ребёнку новые слова, понятия. Пусть каждый день ребёнок узнаёт значение хотя бы одного слова;

– чем богаче ваша речь в общении с ребёнком, тем выше его словесный уровень.

– Поощряйте ребёнка делиться своими впечатлениям от прогулки, экскурсии, телепередачи.

6. Хорошая память так же очень важна в обучении.

Самый эффективный способ для её развития не только заучивать стихи, но и обогащать словарный запас.

7. Если у ребёнка не всё благополучно в школе, то часто в этом винят внимание.

Особенность детей такова, что у них нет опыта организации собственного внимания. Их вниманием почти всегда управляют взрослые. Именно мы, взрослые постоянно говорим слова-ключи: «Посмотри сюда», Сравни», «Ты заметил?».

Проведите эксперимент: поставьте перед собой вашу любимую чашку и постарайтесь удерживать на ней внимание как можно дольше. Вы не должны думать ни о чём другом, кроме чашки не более одной минуты, задавайте вопросы о чашке, как будто вы её впервые увидели:

– какого она цвета?

–  Какого размера?

– Какая на ощупь?

-Хорошо ли сохраняет тепло чая?

Задавайте вопросы о чашке и отвечайте на них пока у вас не иссякнут вопросы, Это упражнение даёт возможность узнать новое об уже знакомом предмете.

Научить ребёнка управлять своим вниманием, значит  научить его планировать,  проговаривая последовательность действий.  Система обучения в нашем детском саду преследует именно эти цели, учитывая особенности нервной системы и проблемы с вниманием у детей.

Но иногда взрослые действуют по принципу «чем больше развивающих занятий с ребёнком, тем лучше он будет подготовлен к школе». Это приводит к умственной и физической перегрузке ребёнка, что не может не сказаться на его здоровье.

Социальная или личностная готовность к школьному обучению.

Опыт общения с чужими взрослыми (не родителями, бабушками и дедушками) приобретённый в дошкольном детстве с поступлением в школу переносится на школьную ситуацию. И если этот опыт имеет негативную окраску и ребёнок испытывает страх и недоверие в отношении чужого взрослого, то и к учителю он будет относиться с опаской.

Давно известно, что  модель поведения ребёнка закладывается  в семье.

Давайте оценку не личности в целом «ты плохой или ты хороший», а анализируйте действия и поступки ребёнка «мне не нравится твой поступок».  Кроме того, оценивая успехи своего ребёнка попробуйте не сравнивать их с успехами других детей. Старайтесь подбодрить, не скупитесь на похвалу. Необходимо своим примером  показывать как вы справляетесь со своими эмоциями, как взаимодействуете с другими людьми. В противном случае требуя от детей хорошего поведения вы не будете видеть результата.

Учёба требует умения жить в коллективе, поэтому ребёнок должен обладать определёнными навыками общения со сверстниками. Учите ребёнка вместе работать, считаться с чужими «хочу».

            Успехов Вам, в принятии и понимании Вашего ребёнка!

Педагог-психолог МКДОУ №42

Геращенко В.В.

27.05.2014г