Как помочь будущему первокласснику

Как помочь будущему первокласснику.

Очень часто первоклассники имеют проблемы в овладении теми или иными навыками учебной деятельности. В первом классе выясняется:

– ребёнок не может сидеть за партой и работать в течение 40-45 минут;

– не выполняет задания логического плана;

– не владеет связной речью;

– не умеет читать и решать задачи;

– при письме быстро устаёт рука, не видит строчку, зеркально пишет буквы;

– испытывает трудности в овладении навыками чтения, нет понимания прочитанного;

– не может сам готовить уроки, собирать портфель и т.д.

К сожалению, очень часто родители начинают дёргать и винить ребёнка в его не сообразительности. На самом деле, чтобы понять причины возникших проблем в учёбе надо обратится к периоду внутриутробного, раннего и дошкольного развития ребёнка.

На что надо обратить внимание молодым родителям:

– как протекали беременность и роды (была ли какая-нибудь патология, наследственность, заболевание и вредные привычки родителей);

– сколько баллов по шкале АПГАРА (норма 9-10 даётся в первые минуты жизни);

– соответствует ли норме появление гуления, лепета, первых слов, первых зубов, во сколько месяцев ребёнок начал держать головку, сел, пошёл;

Отставание развития ребёнка по этим показателям является поводом обратиться к детскому невропатологу. Практика показывает, что лечение проведённое до года значительно снижает тяжёлые проявления в нарушении развития детей, а в лёгких случаях полностью их исключает.

К двум годам словарь ребёнка должен насчитывать примерно 300 слов. В это время ребёнок активно пользуется предложениями, фразы становятся всё более длинными и сложными. Темп развития речи детей разный, но если к 2,5-3 годам ребёнок не начал говорить, а к 4,5 годам не исчезли все возрастные неправильности речи, то следует обратиться к специалистам за консультацией, возможно у ребёнка есть задержка речевого развития.

Также необходимо обращать внимание на овладение детьми сенсорными эталонами. К двум годам ребёнок должен различать цвет, форму и величину предметов. К 3-4 – м годам называть геометрические фигуры, основные цвета, употреблять слова большой – маленький.

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. К двум годам дети используют в игре действия, которые наблюдают в повседневной жизни взрослых (кормят, лечат, ходят в магазин и т.д.), недостающие для игры предметы заменяют на то, что находится под руками (палочка вместо градусника или ложки). Четырёхлетние дети умеют развивать несложный сюжет, активно берут на себя роли и ведут их до конца игры. Расцвет творческой игры у детей в 5-6 лет, сюжет сложный, постоянно развивающийся с элементами фантазий. Игра может длиться с перерывами от нескольких часов до нескольких дней.

Состояние психических процессов очень легко определить наблюдая за тем, как ребёнок владеет навыками самообслуживания. Сразу приступает к процессу одевания и раздевания (внимание, целеноправленная деятельность), долго сидит или топчится в прихожей отвлекается на посторонние предметы. Аккуратно складывает вещи или разбрасывает их. Знает последовательность одевания (память), правильно обувается, не путает правую-левую сторону, правильно одевает колготки (пространственно восприятие). Может ли застёгивать пуговицы, завязывать шнурки (мелкая моторика). К трём годам ребёнок должен владеть навыками самообслуживания с помощью взрослого, а с 4-х лет всё выполнять самостоятельно без посторонней помощи.

В дошкольный период активно развивается ловкость выносливость мелких мышц рук, определяется ведущая рука, которую необходимо готовить к письму. Обратите внимание, как ребёнок держит карандаш:

– сильно его сжимает, линии толстые, карандаш часто ломается (повышенный мышечный тонус) или карандаш вываливается из рук, линии еле заметные (слабый мышечный тонус). В этих случаях необходимы специальные упражнения.

Несмотря на то, что всем нам природой даётся разный темперамент одним из показателей нормального развития детей является умение сосредотачиваться и воспринимать окружающие процессы. Если для развития двухлетнего ребёнка достаточно кратковременного восприятия 5-10 минут, то с возрастом этот промежуток постоянно увеличивается. К 7 годам он должен составлять 40-45 минут, т.е. длительность урока в течение которого ребёнок должен не просто сидеть за партой, но и активно воспринимать, думать и усваивать учебный материал. Поэтому если у ребёнка проявляются несоответствия с нормой некоторых из перечисленных показателей необходимо обратиться к следующим специалистам: учителю-логопеду, учителю – дефектологу, детскому невропатологу и психиатру.

В нашем городе отделом дошкольного образования хорошо налажена система профилактических осмотров детей в дошкольных учреждениях. Если ребёнку выписано направление, значит специалист увидел проблемы, которые не заметили родители, поэтому обязательно надо посетить ПМПК и не в коем случае не отказываться от предложенного специализированного учреждения. Надо помнить, что помощь ребёнку должна быть оказана своевременно, чтобы учёба была более успешной.

учитель-дефектолог Шевченко Л.В.

МКДОУ №42 “Материнская школа”