Как познакомить ребенка со  множеством

Уважаемые  родители, вы  не когда не задумываетесь, пора или не пора начинать разговаривать с ребёнком. Вы с ним просто говорите – со дня его рождения, когда он еще и не воспринимает, кажется ничего. Проходит пять, десять месяцев, наступает момент –  и произнесено долгожданное  первое слово!

А на развитие математических способностей вы в основном не обращаете внимание. Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития вашего ребенка, чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет.

Ребёнок дошкольного возраста обладает огромными возможностями развития и жаждой познания. Но как показывает опыт, далеко не все дети оказываются хорошо подготовлены  к школе. Конечно в играх со сверстниками, в повседневных жизненных ситуациях и бытовом общении со взрослыми, ребёнок частично усваивает элементарные математические знания. Но они, как правило, случайны, бессистемны. Чтобы ребёнок был успешен в школе, с ним необходимо заниматься регулярно, давая возможность маленькому исследователю изучить как можно больше качественных и количественных характеристик предметов, развивать внимание и память, сформировать логическое мышление. Важно не упустить драгоценное время и воспользоваться моментом, когда он, как губка, готов впитывать огромное количество разнообразной информации.

Сегодня мы с вами поговорим об одном из разделов формирования элементарных математических представлений у ребёнка, о том, как в игровой форме познакомить ребенка со множеством и попробуем сами проиграть.

Знакомство со множеством

Прежде чем научиться считать, узнавать цифры, ребенок дол­жен усвоить элементарное понятие об определенной совокупности предметов –  о множестве, научиться выделять в окружающей об­становке «много предметов» и «один». Эти элементарные представ­ления и станут фундаментом дальнейших знаний.

Как же научить ребенка видеть в окружающей обстановке со­вокупность предметов, выделять один из них?

Первым вашим помощником могут стать произведения устно­го народного творчества. Те самые песенки, потешки, поговорки, которые вы учили в детстве со своими мамами, бабушками, дедуш­ками. Например, потешка «Сорока-белобока».

Читая это произведение, следует сказать, что на руке пальчи­ков много — много деток у сороки. А теперь спрятались детки (со­жми кулачок). Но вот один сороченок ротик открыл, еще один.

…  Вот сколько много деток у сороки!

С этой целью можно использовать и потешку «Этот пальчик — дедушка»:

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.

Собираясь с ребёнком на прогулку, не забывайте, что природа также может стать вашим помощником. Собирая шишки, грибы, орехи в корзину, обращайте внимание, что вы кладете один орех (гриб, каштан), другой… А в корзине становится много. Потом угостите всех друзей. Всем по одному орешку дали и в корзинке ничего не осталось. Снова собираете в корзинку и опять там ста­новится мною, потому что положили новые.

Ребёнка   важно   научить  составлять   множество (группу предметов) из отдельных  предметов  и  выделять из этого множества один предмет. Вы показываете ребенку, что любые предметы могут встречаться в разном количестве, и это ко­личество можно обозначать словами «один» или «много». Задача простая, но ребенок  не сразу усваивает, что любое количество предметов, больше одного, можно назвать словом «много». Для этого требуется специальное обучение, специальные упражне­ния под руководством взрослого.

Положите на стол лист бумаги и поставьте на него несколько одинаковых мелких игрушек (например, зайчиков, матрешек). Об­ведите зайцев круговым движением руки и скажите: «Много зай­цев на лужайке. Я одного зайчика приглашу в гости (возьмите и положите перед собой). И ты одного пригласи. Сколько ты при­гласил зайцев? Сколько зайцев у меня?» Берите с ребенком пооче­редно по одному зайчику до тех пор, пока на листе бумаги не оста­нется ни одного. Обратите внимание малыша, что все зайцы убежа­ли с лужайки. «Сколько зайчиков осталось на лужайке?» «Ни одного». «Сколько зайцев у тебя? А сколько у меня?» «Много». «Давай сделаем так, чтобы опять на лужайке стало много зайцев. Поставь ты одного, потом я одного» и т. д. «Сколько у тебя оста­лось зайцев? Сколько у меня? А сколько их стало на лужайке?» «Много». Несколько раз на разных предметах покажите ребенку, что, собирая по одному предмету, получаем много, а убирая по од­ному, подходим к тому, что предметов не остается ни одного.

Объединяя разные предметы, постепенно учите ребенка поль­зоваться собирательными словами: цветы, деревья, машины. На­пример, одна ромашка, один колокольчик, одна гвоздика — много цветов.

Важно показать ребенку те отноше­ния, которые существуют между понятиями «один» и «много», на­учить отражать эти отношения в речи. Поставьте на стол одну матрешку и три-четыре кубика. Предложите ребёнку сказать, ка­ких предметов здесь много, а каких один.

В процессе выполнения разнообразных упражнений учите де­тей понимать вопрос «сколько?» (Сколько стало? Сколько оста­лось? Каких игрушек меньше, больше?) Когда ребенок научится различать и сравнивать один и много предметов в специально за­данной обстановке, можно использовать естественные группировки предметов: посуду в буфете, книги на полке, игрушки в уголке.

Убирая игрушки, предложите ребенку поставить в ряд куклу, машину, собачку. «Сколько их?» «Много». На грузовой машине подвезите кубики и сравните их по количеству с игрушками. «Да­вай раздадим кубики всем игрушкам по одному: собачке – один кубик, кошечке – один, мишке – один.  Всем по одному. В машине не осталось ни одного». Затем можно снова собрать ку­бики в машину. Собираем по одному кубику, и множество растет на глазах у ребенка. На машине опять  много  кубиков, а у игрушек — ни одного. Как же это получилось? Каждый поставил лишь один кубик: один кубик поставил мишка, кошечка, собачка, а вместе получилось много кубиков. Сейчас ни у кого нет кубиков. Вновь раздаем все кубики по одному каждому, отмечаем, что в ма­шине нет ни одного кубика, а у всех по одному.

С ребенком можно провести 3-4 таких игр-занятий, все время, меняя материал. В результате он начнёт относи­тельно свободно пользоваться словами много, один, по одному, ни одного, рассказывает как он сам составил «много» пред­метов.

Гуляя во дворе, на улице, вы также можете обратить внимание ребенка на то, что березок много, а ива одна; скамеек много, а пе­сочница одна. Попросите ребенка принести одну, еще одну и еще одну веточку (шишку, листик, камушек). Объедините их и спро­сите, сколько стало. (Много).

Предложите ребенку поиграть в игру «Угадай сколько». Какие-либо мелкие предметы (например, пуговицы)  спрячьте в ладонях и предложите угадать ребенку, сколько там спрятано. Ре­бенок, угадывая, пользуется словами «одна» и «много», «ни одной». Например, спрятана одна пуговица, а ребенок говорит, что там мно­го. Вы открываете ладони, показываете пуговицу и спрашива­ете: «Сколько?», побуждая ребенка к ответу: «Одна».

    Находясь вместе с ребёнком на кухне, спрасите его: «Сколько картофелин на столе?» «Много». «А сколько я уже почистила?» «Одну».

Накрывая на стол, поручите ребенку расставить посуду: всем по одному блюдцу, по одной чашке и по одной ложке. «Сколько было у тебя посуды?» спрашивает мама. «Много». «А сколько поставила папе чашек?» «Одну». «А маме?». «Тоже одну». «А все­го на столе сколько посуды?». «Много». Как правило, такие поручения ребёнок выполняют с большим же­ланием и интересом, легче и прочнее запоминают то, что приобре­тают в активной деятельности, на конкретных примерах.

Ребёнок должен научиться не то­лько выделять отдельные элементы в множестве, но и уметь сравни­вать два множества между собой накладыванием и прикладыва­нием.

Практическое поэлементное (один к одному) сравнивание множеств позволит ребенку увидеть, что больших предметов может быть меньше, чем маленьких, одних и других может быть поровну (столько – сколько). Для формирования первых таких представле­ний желательно использовать практическую ситуацию. Предложите ребенку помочь вам накрыть на стол. На каждую тарелку следует положить салфетку. Тарелок и салфеток поровну. Добавьте еще од­ну тарелку. Чего больше, а чего меньше? Как сделать, чтобы их снова стало поровну? Не спешите помочь, добивайтесь самостоя­тельного ответа ребенка.

От бытовой ситуации можно перейти к учебной. Дайте ребенку карточки с нарисованными в ряд птичками, зайчиками, мышками. Пусть он закроет каждого фишкой (кружочком, квадратиком). Сравните количество птичек и кружочков или зайчиков и квадра­тов. Окажется, что их либо поровну, либо одно множество больше другого.

Научив ребенка накладывать одни предметы на другие, можно перейти к более сложному приему – прикладыванию, когда один предмет кладут рядом с другим. Это можно сделать так. Вместе с ребенком на листе бумаги нарисуйте ряд елочек, а под ними надо положить грибы-фишки (грибы растут под елочками). Грибов на­до выложить столько, сколько елочек. Выясните с ребенком отно­шение между множествами (поровну). Уберите один гриб (его сорвала белочка) и спросите ребенка, чего меньше, а чего больше. Предложите установить равенство.

Такие упражнения следует разнообразить, используя при этом различный материал. Например, каждой кукле дать тарелочку (поставить на столик перед куклой), положить на нее конфетку. Обратите внимание, что у ребенка было вначале много конфет в руках, он раздал по одной, и у него не осталось ни одной. Закрепите понимание ребенком отношений между множествами в данной си­туации.

В результате систематической работы ребёнок усвоит первона­чальные количественные представления, научится составлять множе­ства из отдельных предметов, находить в окружающей обстановке «один» и «много» предметов, устанавливать без счета равенство и неравенство между двумя множествами наложением и приложени­ем, отражать свои действия в речи.

Уважаемые  родители,  поощряйте все усилия ребенка и его стремление узнать новое. Постарай­тесь увлечь ребенка, так как  он может плодотвор­но заниматься только тем, что ему нравится. Принудительное обучение беспо­лезно.

Сравнивайте результаты вашего ребенка только с его собственными достижениями.

Не спешите, обучая ребенка! Ведь, как сказал еще в XVIII веке Жан Жак Руссо: «Чего не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения».

 Учитель-дефектолог группы  № 12 Шевченко Л.В.