Как развивать фонематическое восприятие

Как развивать фонематическое восприятие?

Уважаемые родители!

            С самого рождения ребёнка окружает множество звуков и реагирует на них врождёнными рефлексами,  по мере развития  структур головного мозга, малыш  учится различать звуки в доме, на улице, тембр маминого и папиного голоса, а также остальных родственников, начинает сам гулить, а потом лепетать, тем самым также развивая своё восприятие звуков речи.

Таким образом, фонематическое восприятие и собственно речь не будет развиваться без ежедневного общения со взрослым. У малыша уже к 6 месяцам начинают созревать структуры  головного мозга, отвечающие за различение звуков речи,  и их окончательное развитие произойдёт к 7-8 годам, когда ребёнок должен начать овладение грамотной письменной речью.

Несвоевременное развитие фонематического восприятия видно уже в 3-4 года, когда у ребёнка нарушено в произношении большое количество звуков. Он может заменять одни звуки другими, близкими по акустическим свойствам, может оглушать звонкие парные согласные звуки. Эти нарушения произношения могут сочетаться с трудностями артикуляции, с недостаточной иннервацией речевого аппарата.

В дальнейшем при отсутствии своевременной логопедической помощи  у ребёнка возникнет большое количество ошибок на письме. Это будут пропуски букв и слогов, замены одних букв другими, неправильное написание окончаний. Нужно по этапное развитие слухового и фонематического восприятия.

Развитие восприятия неречевых и речевых звуков происходит параллельно, так же как и в жизни ребенок  сталкивается с обилием звуков и постепенно учится их дифференцировать.

 

  1. Развитие восприятия неречевых звуков.

– реакция на звук, определение направления звука;

– различение неречевых звуков;

– различение характеристик неречевых звуков (темп, высота, громкость,   длительность, ритм.)

  1. Развитие восприятия речевых звуков, слов и речи.

– поиск источника звука;

– развитие навыка имитации разных звуков;

– различение тембра голоса, силы, темпа, высоты;

– развитие восприятия слоговой структуры слов;

– различение слов, близких по звуковому .

– различение гласных первого ряда;

– различение парных звонких и глухих согласных;

– различение согласных, близких по акустическим свойствам, таких как М и Н,  К и Х, С и Ш, З и Ж, Ль и Й, Ть и Ч, Ц и С.
Для каждого этапа работы над формированием фонематического восприятия  разработаны специальные игровые задания для группы детей , а также для индивидуальных занятий.

Например:

Игра «Тишина»

Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.

bambina-violenze-2

Игра «Угадай, на чём играю»

Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.

Педагог  выкладывает на стол музыкальные игрушки, называет их, извлекает звуки. Затем  предлагает детям закрыть глаза  («настала ночь», внимательно послушать, узнать, какие звуки они услышали.

Игра «Узнай по звуку»

Различные предметы и игрушки,  которыми можно производить характерные звуки: (деревянная ложка, металлическая ложка,  карандаш, молоток, резиновый мяч, стакан, ножницы, будильник)

iУчитель-дефектолог группы №11 Прокофьева Е.М.