Консультация – речевое развитие

 Консультация для родителей по образовательной области «Речевое развитие»

 (подготовка к обучению грамоте)

Уважаемые родители!

 Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить, что:

  • Наша речь состоит из предложений.
  • Предложение – это законченная мысль.
  • Предложения состоят из слов.
  • Слова состоят из звуков.
  • Звук – то, что мы слышим и произносим.
  • Буква – то, что пишем и читаем.
  • Звук на письме обозначается буквой.
  • Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки – звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

Гласных букв – десять: шесть – А, У, О, И, Э, Ы – соответствуют звукам и четыре – йотированные, которые обозначают два звука: Я, Ю, Е, Ё (Я – ЙА, Ю – ЙУ, Е – ЙЭ, Ё – ЙО). Йотированные звуки Я, Ю, Е, Ё обозначают два звука в следующих примерах: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: Я – А, Ю – У, Е – Э, Ё – О (береза, мяч).

Согласные звуки – звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду (поднятый к небу язык, сомкнутые зубы, сомкнутые губы).

Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло: глухие согласные звуки – голосовые связки не работают (горлышко не дрожит): К, П, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ; звонкие согласные звуки – голосовые связки работают (горлышко дрожит): Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, Л, М, Н, Р.

Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими: Б, В, Г, Д, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, ЛЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ.

всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц;

всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом, мягкие – зеленым.

Я Вам предлагаю рассмотреть следующие: звуковые схемы слов «дом», «сундук», «яблоко».

Слово “Дом”.

Первый звук [д] – это согласный звук (кончик языка ударяет в бугорки за верхними зубами, тем самым создает препятствие для свободного прохождения воздуха),  звонкий (голосовые связки работают, горлышко дрожит), твердый (звук [д] стоит перед звуком [о], который делает его твердым). Первый квадратик закрашиваем синим цветом. Второй звук [о] – это гласный звук (его можно петь, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды). Второй квадратик закрашиваем красным цветом. Третий звук [м] – согласный (воздух прорывается через сомкнутые губы), звонкий, твердый. Слово «дом» состоит из трёх звуков и трёх букв.

Слово “Сундук”

Первый звук [с] – согласный, глухой, твердый. Обозначаем синим цветом.

Второй звук [у] – гласный. Обозначаем красным цветом.

Третий звук [н] – согласный, звонкий, твердый. Синий цвет.

Четвертый [д]- согласный, звонкий, твердый.

Пятый [у] – гласный звук.

Последний звук [к] – согласный, глухой, твердый.

Слово «сундук» состоит из шести звуков и столько же букв.

Слово “Яблоко”

Первый звук [й] – согласный, звонкий, мягкий. Обозначаем зеленым цветом.

Второй звук [а] – гласный. Обозначаем красным цветом.

Третий звук [б] – согласный, звонкий, твердый. Синий цвет.

Четвертый [л]- согласный, звонкий, твердый.

Пятый [а] – гласный звук.

Шестой звук [к] – согласный, глухой, твердый.

И последний [о] – гласный.

Слово «яблоко» состоит из семи звуков и шести букв.

 Помните! Первые воспитатели для ребенка  – это его родители!

Учитель-дефектолог МКДОУ №42

Ступакова Л.Е.

10.04.2015г.