Леворукий ребенок

Леворукий ребенок.

     «Наш ребенок – левша. Мы очень встревожены. Что нам делать?» – спрашивают многие родители. Почему же леворукие вызывают такое беспокойство и волнение?

levshaДело, вероятно, в том, что любая непохожесть на большинство настораживает и вызывает необычный интерес. Леворукий ребенок с раннего детства находиться в неблагоприятных условиях вследствие того, что постоянно испытывает – давление со стороны общества, состоящего из праворукого большинства, не поощряющего его природной склонности.

Наиболее грубым проявлением этого давления является насильственное переучивание леворукого ребенка. При этом далеко не всегда учитывается, какой ценой достигает ребенок положительного результата, как это отражается на его здоровье и психическом развитии. Установлено, что среди леворуких детей невротические расстройства в особенности такие, как энурез, различные тики, заикание, встречаются чаще, чем у праворуких. Причем возникновение и усиление невротической симптоматики хронологически совпадают с их насильственным переучиванием при поступлении в первый класс школы.

Возможность переучивания леворуких безусловно существует. Она обеспечивается пластичностью работы головного мозга человека. Это значит, что в функциональном отношении оба полушария неравнозначны. Более того, одно из них является доминантным, а другое- подчиненным. Рука- самый полифункциональный орган двигательной активности человека, поэтому именно развитие руки как органа жестов свидетельствует о связи определения правой руки как ведущей со становлением центра речи.

Однако полностью превратить левшу в правшу не возможно. Называя факторы, лежащие в основе проявления леворукости, многие исследователи говорят о наличии патологической, наследственной и вынужденной леворукости. В основной же это « естественные» левши генетического происхождения.

В последние годы наметилась тенденция отказа от насильственного переучивания леворукости детей.

Какова же должна быть тактика поведения взрослых с леворукими детьми? До 4- 5- летнего возраста необходимо внимательно наблюдать за ребенком: у него может быть ложная леворукость. Этот период отражает определенный этап становления двигательной ассиметрии рук. В этом возрасте допускаются осторожные попытки обучения праворуким действиям, но производиться они должны без какого- либо нажима, диктата, окриков, незаметно для малыша надо создать более комфортные условия для правой руки: во время еды, рисования, лепки, игры и других действий, поэтому все необходимые ему предметы нужно класть справа. При обнаружении сопротивления ребенка этим попыткам и упорного предпочтения им левой руки, обучение праворуким действиям следует остановить. Тогда уже к 5- 6 годам, до поступления ребенка в школу, проводят диагностику леворукости, поскольку к этому возрасту она должна окончательно сформироваться.

Обсуждение взрослыми факта «леворукости» в присутствии ребенка проводить нельзя, нужно как можно меньше фиксировать внимание на его необычности, прийти ему на помощь, если дети во дворе или в школе дразнят его, по возможности разрядить сложившуюся атмосферу.

Повседневно целесообразно поощрять использование этими детьми левой руки при овладении письмом, при рисовании, лепке, при обучении трудовым навыкам. На уроках труда следует специально продумывать технику безопасности на рабочем месте. За партой или столом леворукий ребенок должен сидеть с левой стороны, чтобы не сталкиваться с правым локтем своего соседа по парте.

В домашних условиях место для выполнения уроков следует организовать таким образом, чтобы свет из окна падал с правой стороны.

В самом начале обучения письму важно выбрать положение руки во время письма. Существует две манеры леворукого письма. Первая, когда ручка находится в положении, аналогичному тому, как пишут правой рукой, т. е. под строкой. При этом лист бумаги располагается вдоль левой руки, с наклоном вправо.

Леворукому ребенку предлагают самому избрать ту манеру письма, которая покажется ему более удобной и позволит не отставать в скорости письма от праворуких сверстников. При этом следует снизить требовательность к каллиграфии. Допустимо вертикальное написание букв или почерк с наклоном влево.

Важно соблюдать правильную осанку при письме: сидеть прямо, не касаясь грудью стола, голова при этом немного наклонена вправо, ноги всей ступней упираются на пол, руки лежат на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, левая рука свободно двигается по строке, а правая придерживает лист.

Левая ладонь большей частью должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.

Ручку держат так же, как и в правой руке. Леворукому ребенку трудно ориентироваться в тетради, в строке. Он нередко путает правую и левую стороны листа и пытается начать строку справа. В таких случаях следует пометить левую сторону цветным карандашом, объяснив при этом, что здесь начинается строка.

Задания на определение ведущей руки.

  1. Ударить палочкой по музыкальному инструменту( металлофон, барабан ).
  2. Разложить цветные палочки в соответствии с заданным образцом( домик, забор и т. п ).
  3. Нарисовать круг, квадрат и треугольник правой и левой рукой. Посмотрите, какой рукой рисунки выполнены ровно.
  4. Открыть небольшую коробочку и т. д.
  5. Построить башню из кубиков.
  6. Подбросить и поймать одной рукой небольшой мяч.
  7. Вырезать фигурный рисунок.
  8. Развязать узелки на шнуре.
  9. Выложить из букв слово.
  10. Собрать пирамиду из колец.
  11. Разобрать конструктор.
  12. Собрать матрешку.
  13. Обвести контур заданного предмета.

 

Воспитатель МКДОУ №42

Овчинникова Т.Е.

08.12.2014г