Методы коррекции мыслительных процессов

Методы коррекции мыслительных процессов у детей с задержкой психоречевого развития посредством знакомства с художественной литературой

Художественная литература открывает и объясняет ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Для детей с задержкой психоречевого развития основной особенностью является как бы «замирание» восприятия художественного произведения на уровне детей младшего дошкольного возраста.

Особенности восприятия детьми с ЗПРР литературных произведений

Для детей с ЗПР дошкольного возраста характерны:

  • зависимость понимания текста от личного опыта ребенка;
  • дети не могут устанавливать легкоосознаваемые связи, когда события следуют друг за другом;
  • дети не понимают переживаний и мотивов поступков главного персонажа;
  • эмоциональное отношение к героям не яркоокрашено;
  • не наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

Методика проведения непосредственно-образовательной   деятельности

Методика проведения мероприятий по художественному чтению и рассказыванию и его построения зависят от содержания литературного материала и возраста детей. В структуре типичного занятия выделялись три части:

В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель-обеспечить детям правильное и яркое восприятие слова;

Во второй части проводится беседа о прочитанном  с целью уточнения содержания и литературно-художественной нормы, средств художественной выразительности. В такую беседу включались краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомым детям. После прочтения произведения проводится беседа.

В третьей части мероприятия проводятся коррекционные игры для развития и формирования грамматического строя речи.

Педагог целенаправленно воспитывает интерес к художественной литературе у детей с ЗПР, развивает их способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечивает усвоение содержания произведения и эмоциональную отзывчивость на него.

Заучивание стихотворений

На всех годах обучения педагог-дефектолог на занятиях учит дошкольников понимать стихи, воспринимать содержание, поэтическую форму (музыкальность и ритмичность), развивает такие психические процессы как: внимание, все виды памяти.

На первом году обучения используются короткие потешки и стихи (Агнии Барто и Елены Благининой), в ни описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему это четверостишие, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм-веселый, с явно выраженной рифмой.

На втором году обучения продолжается работа по развитию интереса к поэзии, желания запоминать и выразительно читать стихи, пользуясь естественными интонациями. Заучивание стихов проводится как специальное занятие или как его часть, где ставится задача запомнить стихотворение. Берутся более сложные по содержанию и форме произведения (Елены Благининой, С. Маршака), увеличивается их объем.

На третьем году обучения совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (И. Суриков «Зима»). Даются для ознакомления басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица», «Лебедь, рак и щука».

На первом, втором, третьем годах обучения в процессе заучивания стихов учитываются индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие интереса к поэзии, недоразвитие видов внимания, процессов запоминания и воспроизведения. Поэтому на занятиях для развития опосредованной долговременной памяти и заучивания произведения используется серия опорных картинок: на первом году обучения серия цветных предметных картинок, на втор ом году обучения  – серия черно-белых картинок, на третьем году обучения – серия схематичных.

Проведенные по данной методике мероприятия показали значительную динамику по всем годам обучения детей с ЗПР.

Упражнение  для развития мелкой моторики «Солнышко» 1 г. о.

 

Учитель-дефектолог МКДОУ №42

 Игошина Е.В.

09.12.2014г.