Природа и нравственное воспитание детей

Родительское собрание

Тема: ” Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста “.

                             Подготовка к собранию.

1. Оформляются красочные пригласительные билеты для каждого родителя.

2. В уголке ” Для вас, родители “помещаются тексты народных примет, пословиц и поговорок о природе.

3. На занятии вместе с детьми готовим книжки ” Загадки о природе”, с рисунками детей, в подарок родителям.

4. Снимаем фильм на тему “Отношение детей нашей группы к природе, домашним животным, растениям “.

5. Зал украшаем сюжетными картинками о природе.

6. Столы стоят полукругом, так, чтобы все видели друг друга, на столах контурные изображения деревьев, наборы цветных карандашей, фломастеры.

План собрания.

 Ведущий (педагог ) В старину был такой обычай: пришедшему в дом жениху давали кошку. Если он гладил животное, играл с ним- добрый человек пришел; если обходился грубо- настораживались, так как по отношению к животному судят и об отношении к людям.

Познание ребенком природы затрагивает не только область ума, но и область нравственных чувств. Поэтому, сообщая детям знания о животном и растительном мире, взрослые одновременно сообщают им и правила поведения в природе.

Человек, не видящий красоты природы, хуже, чем слепой: у него слепота души. А от того, у кого слепа душа, не жди доброты или честности, преданности или мужества. Нужно ли говорить о том, насколько остро стоит вопрос о воспитании в детях бережного отношения к окружающему миру?

Мы должны с малых лет воспитывать в детях четкое понимание: человек- часть природы. Не будет зелени, животных- и ему не жить на Земле. И наоборот: чем богаче мир вокруг, тем лучше человеку будет жить в этом мире.

1- е задание. Конкурс ” А как у вас? ” Родители отвечают на вопросы.

1. Есть ли у вас дома животные, растения? Принимает ли ребенок участие в уходе за ними? Знает ли он, как надо ухаживать за домашними животными, растениями?

2. Трудится ли ребенок в огороде, саду? Как он это делает: с радостью или неохотно, равнодушно?

3. Есть ли дома детские книги о природе? Назовите их. Любит ли ребенок смотреть передачи о природе по телевизору?

4. Знает ли он что – нибудь об охране природы? Например, какие растения подлежат защите? (Ландыш, купавница, колокольчик и другие ).

5. Как вы считаете, для чего надо прививать любовь к природе с раннего детства?

Выбранное жюри подводит итоги беседы.

2- е задание. Просмотр фильма” Отношение детей нашей группы к природе, домашним животным растениям”.

3- е задание. Решение родителями педагогических задач.

  1. Пока мама разговаривала со своей знакомой, ребенок вырвал из клумбы цветы. Она возмущена, сгребает ребенка в охапку и ” выдает” ему изрядную порцию шлепков. Ребенок плачет.

Проанализируйте поведение ребенка и реакцию матери: соответствует ли реакция матери поступку ребенка? Считаете ли вы поступок ребенка преднамеренным? Обоснуйте свое мнение.

2. Лида принесла со двора несколько веток тополя, чтобы поставить их в вазу и понаблюдать, как из почек появятся листочки.

– Мама, посмотри, что я принесла! – торопится поделиться дочь своей радостью,- И у Нины, и у Леши тоже есть веточки.

– Откуда взяли? Наверное ломали сами? Как вас только в милицию не забрали! Радость исчезает с лица девочки, сколько обиды в глазах! Она пытается разуверить маму:

– Да нет же, нет! Мы не ломали сами. Это нам дали рабочие, которые подрезали деревья.

– Лучше не обманывай, все равно проверю…

Отпуская дочь гулять, мама вновь высказывает подозрения:

– Опять заберешься к Оле домой вместо того, чтобы побыть на воздухе? Смотри, проверю!

Мать считает, что она воспитывает у ребенка правдивость, честность.

Разделяете ли вы мнение матери? Дайте обоснование своему мнению.

Как вы контролируете своего ребенка? ( Приведите примеры )

4- е задание. Блицконкурс” Кто больше назовет народных примет, пословиц и поговорок”.

В зал входят дети и следующее задание выполняют вместе с родителями.

5- задание. Рисование” Дерево радости”.

На столах контурные изображения дерева и наборы цветных карандашей, и фломастеров. Задача взрослых и детей- передать ” настроение ” дерева.

Этот рисунок нужно раскрасить так, чтобы получилось дерево Радости.

Жюри подводит итоги. Дети группы дают маленький концерт.

Сценка.

Невоспитанный мальчик Сережа в лесу.

– Хочу этих цветов. ( срывает )

– Хочу поломать ветки с деревьев.

– Хочу разжечь большой костер под этим деревом.

– Хочу покричать в лес, напугать птиц, чтобы они улетели из леса. ( кричит )

Возмутившись, птицы и звери хотели выгнать из леса Сережу. А потом подумали: если выгнать Сережу, он так и не узнает правил поведения в лесу. Как быть? Звери обратились к воспитанным детям с просьбой подсказать Сереже, как вести себя в лесу.

( Дети показывают таблички и рассказывают ).

1. Гуляя в лесу, не будем топтать траву ,цветы, будем ходить по лесным тропинкам.

2. Не будем ловить бабочек, стрекоз, они ведь погибнут от наших развлечений. А ведь бабочки украшают лес, приносят пользу, они как шмели, пчелы опыляют цветы, чтоб на каждом цветке созрело семя. А стрекозы ловят мух, комаров и защищают нас от них.

3. Не будем резать и уродовать ствол березы, чтобы попробовать березовый сок.

4. Будем очень осторожны в лесу, чтобы не сломать ни одной ветки дерева или кустарника.

5. И конечно же не будем разжигать костер там, где огонь может спалить дерево или кустарник, а сделаем это вдали от деревьев затем затушим и засыплем землей ( вместе со взрослыми ).

6. И мусор не оставим в лесу. Оставшийся мусор закопаем или унесем.

( Сережа читает стихотворение )

Я на кусте у родника

Не тронул сети паука.

Я поглазел на- муравьев

У них домище- будь здоров!

Я долго по лесу шагал.

И никого не напугал.

Нигде воды не замутил

В лесу я просто погостил.

( Дети поют песню, читают стихи )

Дети дарят родителям книжки” Загадки о природе “.

Родители вместе с детьми выходят на участок детского сада и вместе с детьми сажают дерево.

                                                                      воспитатель МКДОУ №42

Овчинникова Т. Е.

08.09.2014г.