Просто ли избавиться от заикания

Просто ли избавиться от заикания?

Просто ли избавиться от заикания? Ответим сразу: нет. Однако в наши дни встречаются люди, надеющиеся на возможность быстрого исцеления от этой болезни.

В чем же их ошибка? У заикающегося ребенка расстроена не только функция речи: у него обычно страдает нервная система, ослаблено общее здоровье. Вот почему возникает необходимость воздействовать не только на речь, но и на личность ребенка, на его нервную систему и организм в целом. Такое многоплановое воздействие получило название комплексного метода заикания. Оно требует терпения и времени, но обычно вознаграждается успехом.

В лечебный комплекс входят, как важнейшие условия, создание щадящей обстановки, доброжелательное отношение окружающих к ребенку, разумный режим дня, рациональное питание, воспитательная работа. Проводят лечение медикаментами, применяют физиотерапию, лечебную физкультуру. Все это сочетается с  последовательной системой речевых логопедических игр и ритмических занятий.

Относиться к ребенку надо ласково, ровно , но без сюсюканья. Необходимо, чтобы тон речи окружающих  был спокойным и приветливым. Нельзя говорить с ребенком резко. Ни в коем случае не следует подражать его неправильной речи и тем более передразнивать. Не рекомендуется торопить, когда он отвечает на вопрос.

В борьбе с присущей таким детям скованностью или, наоборот, расторможенностью движений хорошо помогают физические упражнения. Физкультура становится также хорошим помощником в воспитании дисциплинированности и собранности.

Воспитательная работа с заикающимися детьми приобретает некоторое своеобразие. Цель ее не только привить детям  высокие моральные качества, но и преодолеть  возможное чувство скованности, ущербности, способствовать развитию полноценной личности. Надо стараться, чтобы у ребенка не развивалось болезненное отношение к недостаткам своей речи, внушить ему уверенность в себе и своих силах, пробудить желание активно работать над своей речью и поведением. Поскольку заикающийся ребенок  нередко избегает общения со сверстниками, следует обратить особое внимание на воспитание у него черт коллективизма, помочь ему  найти свое место в коллективе.

Важно воспитать неторопливый тон речи. Это отнюдь не значит, что ребенок должен говорить нараспев. Достаточно, если он говорит не спеша.  Именно этого чаще всего и не умеют  заикающиеся дети. Речь для них неприятная обуза, и, стремясь как-то незаметнее «проскочить» возникшую преграду, избавиться от нее, они пытаются говорить быстро. А быстрый темп способствует  нарушению координации речевых движений, провоцирует речевые судороги.

Очень важно, чтобы ребенок в момент речи был спокоен: волнение, чрезмерное возбуждение также способствуют усилению заикания.

Ваш малыш прибежал со двора, полный впечатлений от только что закончившейся игры или каких-то событий. Возбужденный он уже с порога начинает взахлеб рассказывать. Остановите его ласковым спокойным жестом, скажите, что сначала нужно раздеться, вымыть руки, пройти в комнату.

Добиваясь неторопливого темпа, не забывайте и о том, что речь должна быть выразительной, естественной.

Ребенок, свободно владеющий словом, получит удовольствие от речи, она приобретает яркие краски, богатство интонаций. А заикание, конечно, лишает такого удовольствия.

Учитель-дефектолог   Игошина Е. В.

МКДОУ №42 «Материнская школа»

г. Невинномысск