Рассказываем стихи руками

«Пальчиковые игры или «Рассказываем стихи руками»

Важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук: у него улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность.

Движения рук построены на зрительно-игровой основе. У дошкольников цепкая автоматическая память, запомнить небольшой текст для них не представляет особого труда. Зато потом услышанные слова могут вызвать нужные двигательные ассоциации, и наоборот – жест побуждает к самостоятельному произнесению ребенком соответствующих стихов. Попробуйте напомнить уже подросшему ребенку потешку «Сорока» и он обязательно начнет выполнять движения руками. Одно условие необходимо соблюдать – пальчиковые игры должны выполняться ребенком без затруднения и приносить ему только радость.

Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А неумение ребенком распознать пальцы – признак будущих трудностей с чтением и письмом. Тест на распознавание пальцев поможет оценить функционирование теменно-затылочных отделов коры головного мозга. Сядьте за стол напротив ребенка, попросите его протянуть руку, закройте ладонь и пальцы своей рукой. Другой рукой дотрагивайтесь до пальцев его протянутой руки. Попросите вытянуть на другой руке тот палец, который вы трогаете. Какой результат? В норме: трехлетние дети правильно определяют большой палец, пятилетние – большой и мизинец, шестилетние – большой, маленький и указательный.

Пальчиковые игры вырабатывают у детей способность мобилизовываться, сосредотачиваться и расслабляться. Игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой маленький театр, где актеры – это пальчики ребят.

Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. Повышается уровень организации мышления ребенка. С помощью пальчиковых игр можно одновременно готовить детей и к письму, и к чтению. Они стимулируют обучение, способствуют его успешности. Ведь для дошкольника учение всегда должно быть игрой.

Прежде чем выполнять игру с пальчиками можно включить музыку, которая нравится ребенку. Это снимет психическое напряжение, успокоит. Слушая музыку, сделайте ребенку массаж рук. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев и ладоней, что в свою очередь, помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, в письме. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает память и речь.

Если каждый день заниматься пальчиковыми играми, то результат обязательно будет положительным. Будет совершенствоваться память. Легче будет проходить усвоение будущими школьниками навыков письма.

Пальчики

Раз, два, три, четыре, пять,   (сжимать и разжимать кулачок)  вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять, в домик спрятались опять (сжать кулачок).  Ч-ч-ч-ч!                                            (приставить палец к губам)

Салат

Мы капусту рубим-рубим,                                      (рубить ладонями по колену)

Мы капусту трем-трем,                                           (тереть кулачками друг о друга)

Мы капусту солим-солим,                                      (мелко перебирать пальцами)

Мы капусту мнем-мнем.                                         (разминать колени)

Вот какой у нас салат,                                             (протянуть ладони вперед)

Витаминами богат!                                                  (погладить живот)

Мы играем

Мы играем, мы играем,                                           (хлопать в ладоши)

По ладошке побежим.                                             (бегать пальчиками по ладошкам)

Если пальчики устанут, кулачком постучим        (стучать кулачком по ладони)

Если кулачок устанет, то ладошкой постучим.    (хлопать ладошкой по ладони)

Прятки

В прятки пальчики играли  (сжимать и разжимать кулачки) И головки убирали, разбежались кто куда, не найти их никогда  (спрятать ручки за спиной).

Дудочка

Мы не пишем, не читаем                                         (сжимать и разжимать кулачки)

А на дудочке играем.                                               (имитировать игру на дудочке)

Приходите в гости к нам,                                        (хлопки в ладоши)

Мы еще попляшем вам                                            (притопы)

Замок

На дверях висит замок (сложить руки в «замок») кто его открыть бы смог? Мы замочек повертели, (крутить, не размыкая) мы замочек покрутили, постучали, (стучать основаниями ладоней о колено) и открыли! (развести руки в стороны).

Зайчишка

Зайчишка-трусишка (сгибать указательный и средний палец) по полю скакал (скакать пальцами правой руки по левой), в огород забежал, (пальцы обеих рук на макушке) капусту нашел, (массировать пальцами макушку) морковку нашел, (массировать пальцами лоб) сидит, грызет. (массировать уши) Ой кто-то  идет! (спрятать кисти рук под мышки).

Музыкальный руководитель Ивановская Н.А.

МКДОУ №42 “Материнская школа”

13.11.2013г.