Развитие речи у детей дошкольного возраста

Развитие речи у детей дошкольного  возраста.

   Не все дети к моменту поступления в детский сад  умеют связно передавать свои мысли. Научиться этому самостоятельно достаточно трудно, в этом нелегком деле — развитии речи детей дошкольного возраста — им должны помочь взрослые.

   Не следует совершать распространенную родительскую ошибку, когда взрослые, умиленные лепетом малыша, подстраиваются под его произношение, коверкают звуки и слова. Наоборот, следует тщательно проговаривать все слова, беседуя даже с маленьким ребенком: ведь он учится своим первым словам именно у вас, и если он начнет картавить или шепелявить — виноватыми в этом окажутся родители, «сюсюкающие» с 2–3-летним малышом.

     Развитие речи у детей 4–5 лет имеет свои особенности. Обычно в этом возрасте мы слышим уже не младенческий лепет, а довольно осознанную детскую речь. Запас слов ребенка уже достаточно велик для того, чтобы он мог строить правильные фразы, рассуждать на отвлеченные темы. Теперь уже беседа с ребенком не ограничивается тем, что он видит возле себя, его интересуют самые разные темы, на которые ребенок стремится поговорить с взрослыми и сверстниками. Но бывает и так, что из-за недостаточного развития речи детей дошкольного возраста им тяжело донести до взрослого свою мысль, рассказать о каком-либо событии.

     Запоминая новые слова, пополняя свой словарный запас, ребенок 4–5 лет стремится осознать связь, существующую между предметом и сочетанием звуков, которые этот предмет обозначают. Так появляется интерес к лексической стороне человеческой речи.

   Обращая внимание на развитие речи детей дошкольного возраста, взрослые начинают замечать, что ребенок все чаще отвечает на вопросы развернутыми предложениями, употребляет наречия и причастия, осознанно включает в свою речь прилагательные, пользуется множественным числом при произношении глаголов и существительных.

     Ребенок — дошкольник — не всегда умеет связно и понятно рассказать о каких-то событиях, своих переживаниях, мыслях, чувствах. Для развития речи у детей 4–5 лет характерна ситуативная окраска рассказа. Ребенок, захлебываясь от переполняющих его эмоций, рассказывает простыми распространенными предложениями о том, что он видел сегодня в садике, при этом понять смысл его рассказа часто бывает затруднительно. Взрослым приходится задавать дополнительные вопросы, чтобы как-то сориентироваться в массе сведений. Монолог ребенка пока еще понятен только ему самому.

    Практически все дети в возрасте 4–5 лет обладают феноменальной памятью. Взрослые часто удивляются, как ребенок умудряется запомнить довольно длинную сказку уже после второго или третьего прочтения, и даже поправляет взрослого, который, пытаясь «облегчить себе жизнь», сокращает сказку и пропускает некоторые слова.

   Четвертый год жизни — время, когда ребенок серьезно улучшает собственное произношение, овладевает связной речью. Этот период отмечается большинством родителей как некий переломный этап в развитии речи детей дошкольного возраста: ребенок уже хорошо знает, как называются окружающие его дома и в детском саду предметы, четко выговаривает эти названия. Помимо существительных и глаголов, в его речи начинают присутствовать и другие части речи — предлоги, прилагательные, наречия. Ребенок уже пытается произнести мини-монолог, рассказать об увиденных событиях простыми распространенными предложениями. В 4 года ребенок уже замечает, если его сверстник допускает звуковые ошибки. Многие дети в этом возрасте без особого труда пересказывают знакомые сказки, декламируют наизусть стихи. Более того, ребенок постоянно стремится к общению, проявляет инициативу.

    К 5–6 годам дошкольник уже оперирует солидным словарным запасом: порядка 3 тысяч слов. Ребенок начинает задумываться над тем, что именно и как он произносит, какими словами можно заменить привычные и всем известные названия.

     Пятый год жизни ребенка — период, когда его речь развивается семимильными шагами. Именно сейчас происходит интенсивное умственное развитие. Ребенок уже может самостоятельно охарактеризовать знакомые предметы, подобрать подходящие по смыслу прилагательные и наречия. В этом возрасте большинство детей начинают точно выражать свою мысль, иногда даже приводя взрослых в изумление и замешательство образностью выражений. Кроме того, ребенок начинает внимательнее относиться к словам взрослых. Задав вопрос, он уже не отвлекается через минуту, а внимательно выслушивает ответ взрослого, стараясь понять его и запомнить.

  Ребенок уже способен произнести небольшой монолог, уверенно оперируя однородными обстоятельствами. Правда, не все еще умеют самостоятельно, без посторонней помощи, связно и последовательно пересказать сказку: некоторым это не удается.

     Наблюдая за 4–5-летним ребенком, родители отмечают, что в этом возрасте он уже способен на слух узнать практически любой звук. Ребенок по просьбе взрослых довольно бойко называет слова, начинающиеся на заданный звук. Гораздо лучше выполнение этого задания получается у тех детей, которые уже подготовлены воспитателем или родителями и способны к фонематическому восприятию.

     Дети 4–5 лет вообще отличаются высокоразвитым речевым слухом. Очень быстро они замечают, когда взрослый понижает или повышает тон, говорит быстрее или медленнее, более или менее выразительно. Очень хорошо, если взрослые поощряют интерес детей к этой стороне речевого развития: предлагают ребенку, вслед за взрослым, рассказать стихотворение с выражением, понижая и повышая голос, выдерживая паузы, делая ударение на отдельных словах.

      Еще один отличительный признак этого возраста — более длинный выдох. Благодаря этой особенности ребенок способен длительно тянуть гласные звуки, до 4–7 секунд. Большинство пятилетних детей уже свободно произносят все звуки, лишь некоторые могут испытывать затруднения при произношении шипящих и звука «р».

     Речь пятилетнего дошкольника становится заметно более чистой и отчетливой, младенческое косноязычие пропадает. Ребенку уже доступно произношение небольших монологов, хотя и не вполне совершенных в структурном отношении. Развитие продолжается и на шестом году жизни. Теперь ребенок буквально с каждым днем совершенствует свой словарный запас, учится более точным выражениям, развернутым предложениям. Обладая прекрасной памятью и смекалкой, ребенок прилагает все усилия для того, чтобы высказаться как можно понятнее, стремится быть понятым взрослыми. Кроме описательных моментов, присутствует эмоциональная окраска речи: ребенок, рассказывая о каком-либо событии, старается передать свое личное отношение к произошедшему.

При правильной совместной  работе родителей и педагогов  у детей к 6-7 годам развивается связная, развернутая  речь!

Учитель-дефектолог МКДОУ №42 Голяндина Н.А.

25.05.2014г.