Синдром дефицита внимания

Воспитание детей с синдромом дефицита внимания.

Воспитывать ребенка с синдромом дефицита внимания нелегко. Вас может сердить и расстраивать поведение и плохая успеваемость Вашего ребенка, у Вас может сложиться впечатление, что Вы – плохой родитель. Эти чувства вполне понятны, но неоправданны.  Синдромом дефицита внимания – это заболевание, и оно не является следствием плохого воспитания. Синдромом дефицита внимания можно эффективно лечить, и, понимая состояние Вашего ребенка, Вы можете помочь ему!

Что такое синдромом дефицита внимания у детей?

Дети испытывают трудности в концентрации внимания и в связи с этим не всегда могут справлять с учебными заданиями. Они делают ошибки по невнимательности, не обращают внимания и не слушают объяснений. Иногда они могут проявлять чрезмерную подвижность, вертеться, вставать, совершать много ненужных действий, вместо того, чтобы сидеть спокойно и сосредоточиться на учебе или других занятиях. Такое поведение бывает неприемлемым в образовательном учреждении и создает проблемы как в детском саду, так и дома. Такие дети часто считаются озорными, непослушными, «терроризирующими» семью и сверстников. При этом, они сами могут страдать от низкой самооценки, им трудно заводить друзей и дружить с другими детьми. На самом деле причиной такого поведения является недостаток определенных биологически активных веществ в некоторых отделах головного мозга.

Чем поведение детей с синдромом дефицита внимания отличается от поведения других детей?

Особенности поведения при синдроме дефицита внимания делятся на три категории:

  1. Симптомы невнимательности. Такие дети легко отвлекаются, забывчивы, с трудом сосредотачивают свое внимание. У них возникают проблемы с выполнением заданий, организацией и соблюдением инструкций. Складывается впечатление, что они не слушают, когда им что-то говорят. Они часто делают ошибки из-за невнимательности, теряют свои вещи.
  2. Симптомы гиперактивности. Дети кажутся нетерпеливыми, избыточно общительными, суетливыми, не могут долго усидеть на месте. На занятии они стремятся сорваться с места в неподходящее время. Говоря образно, они все время в движении, как будто заведенные.
  3. Симптомы импульсивности. Очень часто на занятиях эти дети выкрикивают ответ до того, как воспитатель, закончит свой вопрос, постоянно перебивают, когда говорят другие, им трудно дождаться своей очереди. Они не в состоянии отложить получение удовольствия. Если они чего-то хотят, то они должны получить это в тот же момент, не поддаваясь не разнообразные уговоры.

Все дети иногда могут быть невнимательными или гиперактивными, так что же отличает детей с синдромом дефицита внимания?

Синдромом дефицита внимания выявляется, если поведение ребенка отличается от поведения других детей того же возраста и уровня развития в течение достаточно длительного времени, как минимум 6 месяцев. Эти особенности поведения возникают до                   7 лет, в дальнейшем они проявляются в различных социальных ситуациях и отрицательно сказываются на внутрисемейных отношениях. Если симптомы синдромом дефицита внимания выражены значительно, это приводит к социальной дезадаптации ребенка в детском саду и дома. Ребенок должен быть тщательно обследован врачом для исключения других заболеваний, которые также могут обуславливать эти нарушения поведения.В зависимости от основных нарушений, врачи могут диагностировать синдром дефицита внимания с преобладанием невнимательности, гиперактивности и импульсивности или комбинированный тип.

Какие заболевания могут сопровождать   синдром дефицита внимания?

У некоторых детей выявляются другие заболевания, которые сопутствуют этому расстройству. Они включают:

– расстройства развития учебных навыков, которые приводят к тому, что успеваемость у ребенка значительно ниже, чем у сверстников.

– вызывающее оппозиционное расстройство, которое проявляется умышленным непослушанием, враждебным и даже буйным поведением.

– эмоциональные расстройства, когда ребенок чувствует упадок сил, становится нервным, плаксивым. У беспокойного ребенка может пропадать желание играть с другими детьми. Такой ребенок может быть слишком несамостоятельным.

– тики также могут сопутствовать синдрому дефицита внимания. Проявление тиков разнообразно: подергивание мышц лица, длительное сопение или подергивание головой и т.д. Иногда при сильных тиках могут возникать внезапные выкрикивания, что нарушает социальную адаптацию ребенка.

Каковы причины синдрома дефицита внимания?

Точная причина синдрома дефицита внимания до настоящего времени не ясна. Однако специалисты считают, что симптомы могут быть обусловлены комплексом факторов. Вот некоторые из них:                                                                                                                                 – синдром дефицита внимания имеет тенденцию передаваться по наследству, что указывает на генетическую природу этого заболевания;
– есть основания предполагать, что употребление алкоголя и курение во время беременности, преждевременные роды и недоношенность могут также увеличивать вероятность развития у ребенка синдрома дефицита внимания;

– травмы головного мозга и инфекционные заболевания мозга в раннем детстве также создают предрасположенность к развитию синдрома дефицита внимания.

Поведение ребенка при синдроме дефицита внимания может быть крайне невыносимым. Оно часто заставляет родителей испытывать вину и стыд. Наличие у ребенка синдрома дефицита внимания не означает, что Вы плохо его воспитали. Синдромом дефицита внимания – это заболевание, требующее надлежащей диагностики и правильного лечения. При эффективном лечении можно нормализовать поведение в детском саду и дома, повысить самооценку ребенка, облегчить ему социальное взаимодействие с другими детьми и взрослыми, т. е. помочь ребенку раскрыть свой потенциал и вернуть его к полноценной жизни.

Как вести себя дома,  если у ребенка синдром дефицита внимания?

  1. Вырабатывайте позитивное отношение.

Дети с синдромом дефицита внимания болезненно реагируют на критику. Вместо того, чтобы критиковать ребенка и говорить ему, что он НЕ должен делать, обратите свои замечания в более позитивную сторону и скажите ребенку, что ему СЛЕДУЕТ делать. Например, вместо: «Не бросай свою одежду на пол», – попробуйте сказать: «Давай я помогу тебе убрать одежду». Помогите своему ребенку развивать привычку к позитивным мыслям. Например, вместо мысли: «Я не могу это сделать», помогите ему настроиться на то, что ему сделать по силам: «Я могу сделать это!»

  1. Не скупитесь на похвалу. Дети расцветают, когда родители их хвалят. Например: «Ты сегодня сделал домашнее задание хорошо и быстро», или: «Я горжусь тобой». Все мы иногда совершаем ошибки и небольшие проступки. Вместо того, чтобы сердиться, когда Ваш ребенок что-то испортил, скажите что-нибудь вроде: «Не переживай, это можно починить».
  2. Помогите своему ребенку не волноваться.Такие занятия, как спокойные игры, прослушивание приятной музыки, принятие ванны, помогут Вашему ребенку успокоиться, когда он раздражен или разочарован.
  3. Составьте для ребенка простые и ясные правила. Детям нужен определенный распорядок. С его помощью они знают, когда и что им нужно сделать, и чувствуют себя спокойнее. Выполняйте ежедневные дела в одно и то же время дня.- Обедайте и ужинайте в одно и то же время.

– Помогите ребенку не откладывать дела, которые обязательно нужно сделать.

– Ведите список важных дел.

– Учите ребенка планировать свой день. Начните с того, чтобы собирать вещи заранее.

  1. Больше общайтесь.

Разговаривайте со своим ребенком. Обсуждайте с ним разные темы, – что случилось в детском саду, что он видел на улице, по телевизору. Узнайте, что думает ребенок. Задавайте открытые вопросы, которые предполагают рассказ, а не односложный ответ. Когда Вы задаете ребенку вопрос, дайте ему время подумать и ответить. Не отвечайте за него! Слушайте, когда он говорит с Вами, и давайте позитивные комментарии. Пусть Ваш ребенок почувствует, что он и его дела Вам интересны.

  1. Ограничьте количество отвлекающих факторов и контролируйте работу ребенка.

Когда Вашему ребенку необходимо сосредоточиться на выполнении задания, ему необходимы особые условия. Уменьшение отвлекающих факторов поможет лучше сконцентрироваться.- Убедитесь, что у Вашего ребенка достаточно возможности «выпустить пар». Часто детям требуется передышка между занятиями в детском саду и выполнением домашней работой.
– Удостоверьтесь, что ребенок понимает, что от него требуется при выполнении задания.

– Некоторые задания нужно разбить на несколько частей, чтобы сделать их выполнимыми.

– При необходимости контролируйте занятия и домашние дела.
– Регулярные перерывы позволят ребенку отдохнуть и затем снова сосредоточиться.

  1. Правильно реагируйте на плохое поведение.

-Объясните, что именно Вас рассердило в его поведении.

– Избегайте обобщений (например, вместо: «Ты никогда меня не слушаешь», скажите: «Я сержусь, потому что ты сейчас меня не слушал».
– Наказание должно быть справедливым и соответствовать по своей строгости совершенному проступку.

– Не вступайте в споры с ребенком.

– Будьте непреклонны в своих решениях, но не прибегайте к тактике угроз.

  1. Отдыхайте сами. Иногда Вам тоже нужен отдых и время для себя. Пригласите кого-нибудь посидеть с ребенком или отправьте ребенка к заслуживающему доверия другу.

Учитель-дефектолог МКДОУ №42  Шевченко Л.В.

15.12.2014г.