Устное народное творчество в воспитании дошкольников

Устное народное творчество в воспитании дошкольников

У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов – авторитет, достойно завоеванный русским искусством. Мы не должны забывать о прошлом, о красоте и богатстве музыки, живописи, литературы, архитектуры, о своих праздниках и обычаях. Именно родная культура, как отец и мать, должны  стать неотъемлемой частью души ребенка, началом рождения личности. Наши дети живут в такое время, когда рушатся традиции, передаваемые веками, но хочется надеяться, что то уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в песнях, сказках, потешках, пословицах, поговорках, скороговорках и т.д. сохраниться для потомков.

Устное народное творчество духовно обогащает среду, в которой растет ребенок, закладывает предпосылки высоких человеческих качеств – колыбельные, ласковые поговорки,  прибаутки и потешки. Таким образом, в основу устного народного творчества обращен внутренний мир человека. Знакомство с лучшими образцами устного народного творчества должно осуществляться как можно раньше, оно начинается с колыбельных песен,  потешек.

Колыбельные песенки помогают маме  и ребенку наладить духовный контакт. Чувствуя материнское тепло, заботу о себе, слышать тихий и ласковый голос, младенец прибывает в состоянии комфорта: он желанен и любим. Из колыбельных песен малыш черпает первые знания об окружающей жизни, с их помощью он овладевает речью.

Потешки – готовят ребенка к познанию окружающего мира в процессе игры. Их можно начинать применять на втором году жизни ребенка, когда у него уже имеется первичный словарь.

Прибаутки – это рифмованные выражения, чаще всего шуточного содержания, употребляющиеся для украшения речи, для того чтобы развеселить, потешить, рассмешить себя и своих.

Дразнилки – форма проявления детской сатиры и юмора. Часто дразнилки осуждают ябедничество, лень, воровство (Ябеда-колябида, тараканья еда; Лень, открой дверь, сгорю – не отворю).

Скороговорки – учат четко, быстро и правильно говорить, но в тоже время остаются простой игрой. Этим они и привлекают детей . Русские загадки удивительно поэтичны, просто и красочно повествующие о конкретных явлениях природы о животных и птицах, хозяйстве и быте. В них – богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи.

Пословицы и поговорки представляют собой лаконичные, выразительные народные толкования, итог долгих наблюдений, воплощения житейской мудрости («Вертится, словно на ежа сел»; «Голод не тетка»; «Как с гуся вода»). «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка», – говорят в народе.

Считалки – рифмованные стишки, состоящие из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением.

Сказки. С удивительным педагогическим тактом ведет народ ребенка от простейших игровых потешек к сложным образам сказок. Сказка – это особая фольклорная форма, основанная на парадоксальном соединении реального и фантастического. Она издавна составляем элемент народной педагогики. В сказках показываются самые элементарные и в тоже время самые важные представления об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о добре и жадности – закладываются в сознании ребенка и определяют для него нормы поведения. Сказки утверждают малыша в правильных отношениях к миру.

Подводя итог сказанному, можно отметить, что народ, изображал мир, поэтизировал его, учил видеть в обычном – необычное, в быте – поэзию. Изучение языка своего народа, овладение всем богатством фольклора – один из важнейших, магистральных путей духовного возрождения России. Дети – самый доброжелательный народ: им даешь – они берут. Только наша задача – дать именно то, что нужно.

Воспитатель МКДОУ №42 Губий  Е.П.

10.12.2014г.