Воспитатель на музыкальных занятиях

Роль воспитателя на музыкальных занятиях и на праздниках.

 Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов.

А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя – одна из самых важных: от ее решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников, особенно с задержкой психического развития.

Нам, музыкальным руководителям, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребенок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с еще большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы не происходило на занятии, ребенок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.

Как же проявляется заинтересованность воспитателя на музыкальном занятии?

 Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Представьте, что вы ребенок, вам все интересно, и вы вместе с детьми весело поете песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку… И делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете, что идет педагогический процесс, который необходимо контролировать.

А теперь от эстетики перейдем к организационным вопросам, касающимся музыкального занятия. Для кого-то я приведу прописные истины, но в нашем коллективе есть начинающие педагоги, которые еще не знакомы со спецификой музыкальных занятий.

Итак:

Ещё в группе воспитатель должен настроить детей на плодотворную работу, чтобы на музыкальном занятии не отвлекаться на наведение порядка.

 Дети должны быть легко одетыми, на ногах –  удобная обувь (лучше чешки), девочкам желательно быть  в юбочках.

Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.

При входе в музыкальный зал первым ставить не одного и того же ребёнка, а чередовать детей, чтобы все могли заводить круг.

Воспитатель должен заранее записывать слова песен и движения танцев, игр и хороводов. На музыкальные занятия с собой приносить эту тетрадь  и ручку, чтобы вписывать рекомендации, заметки и т.д.

Во время занятия желательно не покидать зал, не отвечать на телефонные звонки, чтобы не пропустить какой-либо материал.

Выполнять вместе с детьми упражнения, движения танцев, дидактических и пальчиковых игр, петь песни, и т.д.

Следить за правильным выполнением детьми движений.

В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.

 А сейчас пришло время поговорить о праздничных утренниках, которые регулярно проводятся в каждой возрастной группе. Это праздник Осени, Новый год, 8 Марта и выпускной бал в подготовительной к школе группе.

Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, кастелянша, администрация и т.д. Поэтому праздник – это общее дело, где у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.

Итак:

  1. На праздник дети должны одеться нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника.
  2. Перед утренником в группе необходимо создать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т.д.
  3. Воспитателям необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей утром в хорошем, приподнятом настроении.
  4. При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей: постараться каждому найти какую-либо роль, дать выучить стихотворение, привлечь к участию в играх – аттракционах и т.д.
  5. Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации.Не надейтесь на родителей, учите стихи с детьми сами и заранее!
  6. На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям и логопеду.
  7. Во время праздника детей руками не трогать. Чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.
  8. Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не стесняясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике.
  9. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.
  10. По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала (за исключением новогодних праздников, когда дети фотографируются с Дедом Морозом).
  11. Просьба к воспитателям – помогать украшать зал к праздникам.

И напоследок хотелось бы сказать, что праздник – это, прежде всего, показательное выступление наших детей и нас в том числе, поэтому относитесь, пожалуйста, к нему с большой ответственностью. И тогда все у нас получится!

Музыкальный руководитель МКДОУ №42 Свидлова Л.Е.